Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской
Оценка 4.8

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +2
docx
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
01.04.2017
Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской
Данный материал- модель моего опыта работы. В своей работе я применяю разнообразные мастерские по своей тематике, содержанию и формам организации. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценны. В копилке педагогических мастерских есть интересные авторские работы для детей (дистанционный проект «Космическая школа», цикл проектов «Новогодние приключения Снежки») и для родителей (Виртуальное собрание «Её величество сказка»). Хочется отметить, что участниками наших проектов стали учителя, дети и их родители с разных городов нашей страны. В итоге обработки результатов проведённой диагностики можно отметить то, учиться в пространстве творческих мастерских детям нравится.Гончарук Е.А., МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской области Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской.
Гончарук ЕА.docx
Гончарук Е.А., МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской области Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской.      Слайд 2.   Профессия учитель уникальна. В его руках будущее. И будущее наше будет таким, каким   его сделают наши ученики. 2013 год. Мои первоклассники переступили порог школы. Сегодня им уже по 9­10 лет. Пройдет время, и их поколение будет руководить страной. Какими они вырастут?  Слайд 3.  В современном динамичном и информационном мире слова В.В Путина актуальны   и   значимы.     Школа   должна   сегодня   выполнять   социальный   заказ государства   –   формировать   интеллектуальную,   компетентную,   творческую, конкурентоспособную личность.  Слайд 4.   Согласно предсказаниям Института будущего именно такая личность будет   востребована   в   2020   году.  Как   же   мне  научить   детей  находить нестандартные решения любых возникающих проблем?  Как развить креативное мышление у детей и можно ли это сделать в принципе?  Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству?  Слайд 5. К сожалению,  в образовании обнаружились следующие противоречия. Слайд  6.  Исследования, ежегодно проводимые психологом школы по изучению уровня  самостоятельности  мышления,   самооценки     и   тревожности   среди обучающихся     показывают,   что   уровень  самостоятельности  мышления   и самооценки выше  в классе, где  был сделан упор на творческую деятельность. Слайд   7.  Данные   противоречия   и   исследования   психологов   нашей   школы побудили меня  обратиться  к  опыту известных педагогов­психологов, изучавших проблему креативного мышления и творческого воображения. Я задумалась над тем,  в   какой   школьной   среде   будет   эффективней   строиться   работа   в   данном направлении.  Слайд   8.  Меня   привлек   опыт   педагогов     и   методистов   Санкт­Петербурга,  «Первопроходцев» в технологии педагогических мастерских. Узнав об  основных особенностях,  принципах,   элементах     содержания,   алгоритме     их   построения, открыла для себя   новый облик современного педагога в рамках мастерской – мастера,  помощника,  консультанта,  тьютера,   создающий   условия   и   мотивацию детей на  учебно­творческий процесс.  Слайд   9.  Я   поняла,   что   обеспечивая     системно   ­   деятельностный   подход   к обучению   –  методологической  основе   стандартов,   технология   «Развитие 1 креативного   мышления   детей   через   творческую   деятельность   в   условиях педагогической мастерской» наряду с другими инновационными  технологиями позволит   учащимся   быть   творцами   учебного   процесса:   мыслителями   и исследователями.   Слайд 10.Таким образом, были сформулированы цели.      Слайд 11. И задачи опыта. Слайд 12. На слайде модель моего опыта работы.  В своей работе я применяю разнообразные   мастерские   по   своей   тематике,   содержанию   и   формам организации. Построение мастерской технологично, следовательно, создается по определенному алгоритму.  Алгоритм деятельности в мастерской  зависит от ее вида. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского   стиля   учителя­мастера.  Мастерская   построения   знаний   имеет  не менее двух этапов.   Слайд 13. Этап Индукция.              Урок   ­  мастерская   построения   знаний.  Это   урок,   направленный   на формирование и развитие универсальных учебных действий, то есть   умения учиться всю жизнь. Начало урока ­ самый важный момент. Уместно включать в работу  метод «Невероятная ситуация»,  приёмы   “Нестандартный вход в урок”, “Удивляй!” и  “Отсроченная отгадка”  Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по­своему». Благодаря этому   формируются   коммуникативные   качества,   так   как   в   данном   процессе ученик   является   субъектом,   активным   участником   деятельности.     Таким образом,  начинаю свои уроки­творчества, уроки­фантазии, уроки­исследований, уроки­путешествий, уроки – проекты.   Слайд   14. Самоконструкция,  следующий   этап   мастерской  (предполагающий переход   от  чувств,  эмоций   к   реальным   действиям,  оформление   ощущений   в   виде  На   помощь   детям   приходят  метод гипотезы,  текста,  рисунка,  проекта). «Волшебные экранчики» и приёмы «Волшебники»:  Дели­Давай (любит всё объединять или делить, дробить, разъединять)  Ускоритель­Замедлитель  Фея Инверсия (Любит делать всё наоборот и вам советует так поступать. Как ни странно, иногда это помогает в трудных обстоятельствах!)  Сударыня Матрешка (любит размещать одну вещь внутри другой).  Замри­Отомри (это   очень   интересный   волшебник,   он   может   неподвижную, жесткую, неизменяемую вещь сделать складной, раздвижной, танцующей).  Великан­Кроха (сам   любит   и   вам   советует   для   получения   интересной   идеи попробовать всё увеличить или уменьшить! Совсем по­другому тогда всё выглядит, и поэтому для решения задачи можно найти другой подход). 2 Слайд 15. На   третьем   этапе  организуется   парная   или   групповая   работа, осуществляется  социоконструкция.  (Формирование   пар   или   групп   должно происходить на основе  сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему или по желанию самих участников).   Эффективному сотрудничеству  на данном этапе помогают следующие приёмы развития   критического   мышления,   которые   на   слайде.   Урок   веб­квест «Здоровым будешь­всё добудешь». Ребята  в  роли «Поэтов­шифровальщиков» «Знатоков»,   «Художников»,   «Исследователей»   и   «Музыкантов».   Группы создают облако слов  на тему «Здоровье­это…», составляют кроссворды на тему «Друзья и враги здоровья», создают альбом рисунков «Мы за здоровый образ жизни»   и   презентации   «Наши   герои   спорта»,   дарят   друг   другу   музыкальные открытки   «Физкульт­ура!».   Самая   творческая   группа   нашего   класса направляется участвовать в межрегиональном веб­квесте «Здоровым будешь­всё добудешь», авторами которого являются я и мои коллеги. Подобным образом у нас прошёл и авторский веб­квест «Первое слово». Слайд   16. Следующий   этап   мастерской  ­  социализация.  (это   процесс рассмотрения   гипотез,  идей   и  защита   мнения   группы,  т.е.  представление   всем участникам   мастерской   промежуточного   результата   своей   работы.  Социализация позволяет понять направление и способы деятельности других участников,  а так же соотнести свои результаты с результатами других групп).        Участники педагогической мастерской: ученики­учителя­родители. Такое взаимодействие   поможет   справиться   с   любой   проблемой.  Проблемы   лучше всего решаются в интерактивном взаимодействии.   В   работе педагогической мастерской   мне   помогают   элементы   технологии   дистанционного   обучения.  В Дневнике.   ру   я   создала   «Виртуальную   школу   «Лидеры».   Там   провожу дистанционные уроки педагогической мастерской. Дети активно проявляют себя в клубе «Неболейка». На этапе социализации дети объединялись в группы по интересам   по   электронной   почте,   скайпу   и   выполняли   задания   Айболита   на развитие   креативного   мышления   и   творческих   способностей:     «Да­нетки», «Лимерики», «Кляксоград», используя приёмы  объединения «бином фантазии» и «наоборот». В результате группы представили свои авторские работы.  Слайд 17. Пятый этап. Разрыв (инсайт – озарение) –( именно так определяется суть данного этапа).        Единый урок безопасности в сети Интернет. У ученика возникает внутреннее противоречие  между   имевшимися   у   него   знаниями   и   новыми   знаниями. Источником     служит     участие   в   межрегиональном   дистанционном   проекте «Листопадничек».   Дети   получают   творческие   задания.  Путем  «озарения» школьники   приходят   к   качественно   новому   повороту   истины.  Происходит восхождение от старого знания к новому.  Слайд18.  В   результате   ученицы   моего   класса   создают   авторский   продукт 3 «Мастер­класс   «Авторское   право.   Как   не   стать   нарушителем»   и   получают сертификаты   за   прохождение   мастер­классов   в   межрегиональном дистанционном проекте.   Слайд  19.  Шестой  этап  .  Реконструкция    –(  групповой   процесс   восстановления знания на новом этапе,  где происходит поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона и т.д.)         Урок  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЕ САРАТОВСКОЙ». Дети получают творческие задания для работы в группах. Группа «Лидеры» стала ведущей на этом уроке. Дети  были в роли консультантов, советников, лидеров и тьютеров.   приглашение   в   проект Продуктом   урока   стала   карта   проекта, «ПУТЕШЕСТВИЕ   ПО   ЗЕМЛЕ   САРАТОВСКОЙ»,   а   так   же   сами   страницы проекта, автором которого являюсь я и мои коллеги.    Слайд 20. Седьмой этап  . Афиширование  –  (это  «презентация»  полученных новых знаний в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить,   «официальное»  признание   полученных   результатов,  взаимообогащение   и формирование творческого коллективного опыта).             Как   руководитель   творческой   группы   «Слагаемые   успеха»   учителей начальных   классов   города   Балаково   заседания   провожу   в   форме «Педагогической мастерской». Современный учитель использует в своей работе сервисы WEB 2.0.  Мы провели межмуниципальный дистанционный семинар. На этапе   «Афиширования»   произошло   представление,    взаимообогащение   и формирование   творческого   коллективного   опыта  коллег.   Были   созданы авторские продукты мастер­классы. Учителя начальных классов провели акцию с   целью   создания электронного   банка   идей   по   применению   возможностей социальных сервисов. Слайд 21. Восьмой этап. Рефлексия – (очень важный момент работы, когда ученики говорят и учатся говорить о своих чувствах, возникающих в процессе работы, это отражение своего проживания мастерской и выход на новую систему проблем. Это богатейший материал рефлексии   для   самого   педагога,  для   усовершенствования   им   мастерской   в   дальнейшей работе).  Прием «Причина­факт­следствие»    мы часто проводим на данном этапе. А еще ребята любят метод «Корреспонденты» ­ Слайд 22. (видеоролик). Слайд 22. (видеоролик) Слайд  23.  Результатом   работы   в   мастерской   становится   не   только  реальное знание   или   умение,   важен   сам  процесс  постижения   истины   и   создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество   и   сотворчество   —   явления   самоценны.   В   копилке педагогических     мастерских   есть   интересные   авторские   работы   для   детей 4 (дистанционный   проект   «Космическая   школа»,   цикл   проектов   «Новогодние приключения   Снежки»)   и   для   родителей   (Виртуальное   собрание   «Её величество   сказка»).   Хочется   отметить,     что   участниками   наших   проектов стали учителя, дети и их родители с разных городов нашей страны. Слайд  24.  В итоге обработки результатов проведённой диагностики можно отметить то, учиться в пространстве творческих мастерских детям нравится. Чтобы   достичь   виртуозного   владения   своими   творческими   способностями, необходимо   ежедневно   использовать   их   на   практике.  Участие   в     проектах, конкурсах,   фестивалях,     конференциях   способствует   развитию   ценностного, интеллектуального   и   творческого   потенциала,   способствует   формированию предметных умений и универсальных учебных действий моих учеников. То,  что мы   делаем   с   ребятами,   заслуживает   общественного   внимания   и   поощрения. Перед вами награды за 1 полугодие этого года.    Слайд 25. Надеюсь, что мой опыт  полезен для моих коллег.  Я охотно делюсь своими   «открытиями»   и   на   практических   конференциях,   фестивалях педагогического мастерства, публикуясь в периодических изданиях. А проанализировав результаты своей деятельности за последние несколько лет, к которым я, прежде всего,   отношу возросший интерес к получению знаний моих   учеников,   хочу   надеяться,   что   нахожусь   на   правильном   пути использования творческих мастерских на уроках и во внеурочной деятельности. 5 Слайд 26.   ЛИТЕРАТУРА: 1. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2003. 78 с.  2. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.  3. Бочкарева А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков.УГПИ, 2006.  4.Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995 /  5. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт –Петербург, 2001.  6. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование. — 1995. — № 6. — С. 82—86.  7.   Смирнов   С.   Опыт   возрождения   классической   гимназии:   уроки   и перспективы // Нар. образование — 1992. — № 1—2. С. 19—24.  8. Степашко Л.А.Продуктивное образование: от идеи к реализации. ДВГУ,2006.  9.   Мухина   И.   А.   "   Что   такое   педагогическая   мастерская."Мастерские   по литературе:   интеграция   инновационного   и   традиционного   опыта:   Книга   для учителя. СПБ, 2002  10.   Педагогические   мастерские:   интеграция   отечественного   и   зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. ­ СПб., 1995.  11.   Выготский   Л.   С.   Педагогическая   психология.   ­   М.:   Педагогика,   1986. 12.Педагогические мастерские «Франция ­ Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.­ М.: Новая школа. 1997.  13. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.­ М.: Лабиринт, 1999.  14.Петрова   Г.Б. магнитогорск,2006   Современные   технологии   в   обучении   литературе­ 6 1.Что такое «Педагогическая мастерская»  (http://ipk74.ru/files/vmk/keup/ped.mast.doc) 2.   Школа   успешного   учителя   (http://edu­lider.ru/chto­takoe­pedagogicheskaya­ masterskay 7 8

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской

Развитие креативного мышления детей через творческую деятельность в условиях педагогической мастерской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017