Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.02.2018
В выступлении рассматривается актуальная тема о системно-деятельностном подходе в обучении младших школьников, как основным элементом учебного процесса. Которые дорабатывается и совершенствуется день ото дня. В выступлении подробно рассказывается о каждом этапе урока и различные элементы системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
25.10.2017.docx
Тема: «Системнодеятельностный подход в
обучении младших школьников».
«Настоящий учитель показывает
своему
ученику не готовое здание, над
которым положены тысячелетия труда, но
ведет его к разрабатыванию строительного
материала, возводит здание вместе с ним,
учит его строительству». А.Дистервег.
Современное образование в России перешло на Федеральный
государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В
основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед
образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача,
которая
предполагает воспитание гражданина современного общества, человека,
который будет учиться всю жизнь.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер,
который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует перехода к новой системно
деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана
с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый
Также изменяются и технологи обучения,
стандарт.
информационнокоммуникационных технологий
(ИКТ)
внедрение
открывает
значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому
предмету в общеобразовательном учреждении. Сегодня, когда информация
становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с
другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в
информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным
взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей.
Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должно стать
умение находить нужную информацию и способность применять ее для
самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка
брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.
Это означает переход с объяснительноиллюстративного способа обучения
на деятельностный, при котором становится ученик активным субъектом
учебного процесса.
Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться. Это
складывается в систему универсальных учебных действий.
Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал:
«Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод».
Притча глоссит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт
нового поколения, на мой взгляд, и есть тот инструмент, который помогает
научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии
порождается знание.
Как говорил Адольф Дистервег : «Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
В структуре урока системно деятельностный подход является
основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и
совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает:
учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и
оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он
должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый
результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть
надежный способ – отразить их в структуре урока. Исходя из того, что
важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность,
системно деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
Так, например:
На этапе мотивации к учебной деятельности я настраиваю детей на
работу, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что
пригодится для успешной работы на уроке.
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к
изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий
развитием
изучение новой темы. Одновременно провожу работу над
внимания, памяти и речи.
На этапе объяснения нового материала создаю проблемную ситуацию,
из которой формулируется и тема урока. Предлагаю обучающимся систему
вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В
результате обсуждения подводится итог.
На этапе первичного закрепления ребята выполняют упражнения с
обязательным комментированием, проговариванием вслух и созданием
алгоритмов действия.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую
индивидуальнодифференцированный подход нахождения в подборе заданий,
чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Далее ребята
самостоятельно выполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя
проверку по шаблону или взаимопроверки.
Следующий этап включение в систему знаний и повторение. Здесь
мои дети тренируют навыки использования совместно с раннее изученным
материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих
уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения, проговаривается
домашняя работа.
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его
значимость и практическое применение в жизни.
Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на
уроке, услышать объяснение своих товарищей, ведь именно оно, как правило,
будет самым доступным.
Использование системно – деятельностного подхода в практике
помогают развивать такие черты личности, как толерантность к чужому
мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость
мышления.
На своих уроках использую следующие элементы системно
деятельностного подхода:
анализ жизненных ситуаций;
использование интерактивных методик;
участие в проектной деятельности;
вовлечение учащихся в игровую деятельность.
Системно – деятельностный подход и его развивающая функция даёт
возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.
В своей работе я стараюсь в первую очередь обращать внимание на
личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному
предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность
мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является
основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не
секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого
получения любой информации, тяжело настроить его на работу по поиску
решения трудных задач. За время работы я наглядно смогла убедиться в том,
что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность
укрепить веру в своих силах.
Например, на уроках математики я стараюсь подбирать задания
различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную
ситуацию, которая является хорошим стимулом для предположения и самовыражения учащихся. Ведь именно метод проб и ошибок формирует
жизненный и учебный опыт.
Все задания связаны с предыдущими темами, но не дублируют друг
друга, а служат гармоническим продолжением. Весь материал направлен на
то, чтобы не только раскрыть новый материал, но и дать возможность ребёнку
проявить все свои возможности, дать шанс проверить свои предположения.
На уроках русского языка, работая в паре или группами, ребята
выполняют задания, в которых присутствует не только сложный
теоретический материал, но и занимательный материал, который позволяет
проявиться слабым ученикам. Задания для работы в парах варьируются,
поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить:
умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении,
договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга
или умение общаться. После приобретенных навыков работы в паре, детям
легко было перейти на работу в группе. Эта работа учит каждого планировать
единый общий результат, нести за него ответственность.
Очень интересная работа проводится на уроках чтения. Здесь я
использую такие виды работы как: предположение о чем будет произведение
по названию или картинке к произведению, поиск доказательств
положительного или отрицательного отношения автора к своим героям,
составление анализа произведения, высказывание собственного мнения к
героям произведения в целом.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями,
участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в
решении разных учебных задач.
Таким образом, я считаю, что правильное использование системно
деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе позволит
устранить перегрузку ученика,
оптимизировать учебный процесс,
предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель должен использовать системно
деятельностный подход в своей практической работе, так как все
составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь
осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе
системно.
Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Выступление на методическом семинаре по теме "Системно деятельностный подход в обучении младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.