Выступление на НПК "Ключевые компетентности"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 19.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.Текст выступления на Научно-практической конференции
Иконка файла материала Ключевые компетентности.docx
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 1.   Ценностно­смысловые   компетенции.  Это   компетенции   в   сфере мировоззрения,   связанные   с   ценностными   ориентирами   ученика,   его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки   для   своих   действий   и   поступков,   принимать   решения.   Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной   и   иной   деятельности.   От   них   зависит   индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом (2.9.3 ФГОС ООО). 2. Общекультурные  компетенции.  Круг   вопросов,   по   отношению   к которым   ученик   должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями   и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры,   духовно­нравственные   основы   жизни   человека   и   человечества, отдельных   народов,   культурологические   основы   семейных,   социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние   на   мир,   компетенции   в   бытовой   и   культурно­досуговой   сфере, например,   владение   эффективными   способами   организации   свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира (2.9.4, 2.9.11 ФГОС ООО). 3.   методологической,   Учебно­познавательные   компетенции.  Это   совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей   элементы   логической,   общеучебной деятельности,   соотнесенной   с   реальными   познаваемыми   объектами.   Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности. По отношению к   изучаемым   объектам   ученик   овладевает   креативными   навыками продуктивной   деятельности:   добыванием   знаний   непосредственно   из реальности,   владением   приемами   действий   в   нестандартных   ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются   требования   соответствующей   функциональной   грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными  навыками, использование   вероятностных,   статистических   и   иных   методов   познания (2.9.10 ФГОС ООО). 4. Информационные компетенции.  При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) иинформационных технологий (аудио­ видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет),   формируются   умения   самостоятельно   искать,   анализировать   и отбирать   необходимую   информацию,   организовывать,   преобразовывать, сохранять   и   передавать   ее.   Данные   компетенции   обеспечивают   навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире (2.10.11. ФГОС ООО). 5.   Коммуникативные   компетенции.  Включают   знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,   навыки   работы   в   группе,   владение   различными   социальными ролями   в   коллективе.   Ученик   должен   уметь   представить   себя,   написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных   компетенций   в   учебном   процессе   фиксируется   необходимое   и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области (2.9.7 ФГОС ООО). 6. Социально­трудовые компетенции  означают владение знаниями и опытом   в  сфере   гражданско­общественной   деятельности  (выполнение   роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально­трудовой сфере   (права   потребителя,   покупателя,   клиента,   производителя),   в   сфере семейных   отношений   и   обязанностей,   в   вопросах   экономики   и   права,   в области   профессионального   самоопределения.   Сюда   входят,   например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной   и   общественной   выгодой,  владеть   этикой   трудовых   и   гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение   способов   физического,   духовного   и   интеллектуального саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и   самоподдержки.   Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами   деятельности   в   собственных   интересах   и   возможностях,   что выражаются   в   его   непрерывном   самопознании,   развитии   необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности,   культуры   мышления   и   поведения.   К   данным   компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекскачеств,   связанных   с   основами   безопасной   жизнедеятельности   личности (2.10.8, 2.10.9 ФГОС ООО).  Доктор   психологических   наук,   академик   Российской   академии образования   (г.  Москва)   Зимняя   Ирина   Алексеевна   выделяет  10  основных компетенций.  Компетенции,   относящиеся   к   самому   человеку   как   личности, субъекту деятельности, общения: 1. компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа   жизни,   знание   опасности   курения,   алкоголизма,   наркомании, СПИДа;   знание   и   соблюдение   правил   личной   гигиены,   обихода; физическая   культура   человека,   свобода   и   ответственность   выбора образа жизни (2.10.8 ФГОС ООО); 2. компетенции ценностно­смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки;   производства;   истории   цивилизаций,   собственной   страны; религии (2.9.4, 2.9.11 ФГОС ООО); 3. компетенции   интеграции:   структурирование   знаний,   ситуативно­ адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний; 4. компетенции   гражданственности:   знания   и   соблюдение   прав   и обязанностей   гражданина;   свобода   и   ответственность,   уверенность   в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) (2.9.1 ФГОС ООО); 5. компетенции   самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития,   личностной   и   предметной   рефлексии;   смысл   жизни; профессиональное   развитие;   языковое   и   речевое   развитие;   овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.   Компетенции,   относящиеся   к   социальному   взаимодействию   человека и социальной сферы: 6. компетенции   социального   взаимодействия:   с   обществом,   общностью, коллективом,   семьей,   друзьями,   партнерами,   конфликты   и   их погашение,   сотрудничество,   толерантность,   уважение   и   принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность (2.9.5 ФГОС ООО); 7. компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и  восприятие  текста;  знание  и  соблюдение  традиций,  ритуала,  этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс­язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента (2.9.7 ФГОС ООО).