Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"
Оценка 4.9

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
правоведение +1
Взрослым
28.03.2019
Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"
Выявление и развитие одарённых обучающихся красной нитью проходит в системе образования. На уроках "Основы православной культуры" и "Основы светской этики" пытаюсь не только воспитать высоконравственную личность, но и выявить таких детей. Одним из способов воспитать и обучить одарённую личность является олимпиадное движение.
Олимпиадное движение.doc
Олимпиадное движение как ресурс и стратегия формирования личностных результатов обучения школьников Анисимова Ольга Михайловна,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Георгиевск Ставропольский край Учение, лишенное всякого интереса  и взятое только силой принуждения,  убивает в ученике охоту к овладению знаниями.  Приохотить ребенка к учению  гораздо более достойная задача,  чем приневолить.  К.Д. Ушинский В   докладе   Правительства   Российской   Федерации   о   реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано:   «Необходимо   развивать   творческую   среду   для   выявления   особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему   олимпиад   и   конкурсов   школьников…»   Многие   школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после   окончания   школы   в   реальной   жизни   готов   играть   только   роль исполнителя. Поэтому воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится   все   более   актуальной.   Неопределенность   современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.  Олимпиада   является   одной   из общепризнанных   форм   работы   с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании   личности   ребенка,   воспитывая   ответственность   за   начатое дело,   целеустремлённость,   трудолюбие.   Предметные   олимпиады   не   только поддерживают   и   развивают   интерес   к   предмету,   но   и   стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в   работе   с   дополнительной   литературой;   они   помогают   школьникам формировать  свой  творческий мир. С помощью олимпиады ученики  могут проверить   знания,   умения,   навыки   по   предмету   не   только   у   себя,   но   и сравнить свой уровень с другими.  Современное   образовательное   пространство   сети   Интернет предоставляет возможность нам, педагогам, организовать работу посредством участия  в  дистанционных   олимпиадах,  конкурсах   и   викторинах  по   разным предметам.  Хочется отметить такую форму, как дистанционная олимпиада. Данный   вид   деятельности   помогает   проявить   себя   детям   застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить   себя   сидеть   в   классе.   Преимуществами   дистанционных   форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников. Еще   А.А.   Ухтомский   сказал,   что   природа   наша   делаемая,   поэтому совершенствовать   себя,   работать   над   своим   личностным   ростом   можно   и нужно в любое время. В этом детям может помочь их наставник – учитель, используя   такое   качество   как   гибкость   в   поведении,   мышлении, эмоциональном   реагировании.   Умело   направить   ученика   на   решение   иных способов   поведения   и   умение   вырабатывать   или   принимать   новые, оригинальные   подходы   к   разрешению   различных   ситуаций   при   неизменных целях и идейно­нравственных основаниях. Очень часто учителя задают вопрос: «Почему возникла такая острая необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?» Ответ тут очень прост.  Во­первых:   у   нашей   молодежи   ощущается   нехватка   патриотизма, гордости   за   свою   школу,   город,   страну,   ответственности   перед   собой   и обществом.  Во­вторых: участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле   воспитания   молодых   людей.   Ответственность   за   начатое   дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками   учителя   во   всех   делах.   Это   опора   учителя,   проводники   его идей. По   большинству   школьных   предметов   проводятся   внутришкольные, городские, областные, окружные, российские и международные олимпиады.  Многолетний опыт участия моих учеников в олимпиадах разного уровня и ранга   показывает,   что   школьникам   для   успешного   выступления   в   них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Давать   какие­либо   конкретные   рекомендации   по   подготовке   к олимпиадам   не   просто.   Могу   сказать,  что   в   своей   работе   руководствуюсь основными принципами: 1) ненавязчивость и добровольность. Стараюсь заинтересовать учащихся, что и является толчком к началу занятий. При подборе заданий и упражнений учитываю возраст и багаж знаний; 2)   высокая   мотивация   обучения,   так   как   желание   заниматься   напрямую связано   с   мотивацией   учащегося   (на   примере   своих   бывших   учеников, которые   достигли   высоких   результатов,   их   удачных   выступлениях   на олимпиадах, конференциях, конкурсах). Ну и взаимодействие с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.  3)   продуманность   и   систематичность   занятий.   Все   задания,   предлагаемые детям, должны быть продуманы. Систематичность занятий обязательна. Это во многом определяет весь ход подготовки. Правильно подобранные задания их уровень сложности и последовательность, зависят от личности ученика. Поэтому рекомендовать универсальную схему подготовки для всех учащихся нельзя. Кроме всего прочего ученика предстоит обучить различным навыкам. Это и оформление работы, проверка и поиск ошибок, проведение и анализ данных эксперимента, умение апеллирования своей работы.  Пожалуй,   это   самый   сложный   принцип,   требующий   продуманности действий, долгосрочного перспективного планирования. Здесь в полной мере проявляются как талант, так и интуиция учителя. От умения спланировать, придерживаться   выбранной   линии,   выполнения   намеченного   зависит   успех начатого дела. Наряду   с   принципом,   которым   руководствуются   многие   учителя, «Пусть   победит   сильнейший»   при   подготовке   и   проведении   олимпиад необходимо   руководствоваться   и   другим   принципом:   «В   олимпиаде   есть победители,   но   нет   побежденных»,  так   как   важно   и   просто   участие.   Ведь педагог   –   это   ещё   и   психолог   детских   душ.   Олимпиады   школьников представляют   собой   массовое   движение   и   именно   поэтому   оказывают заметное влияние на общий уровень знаний учащихся средних школ. В связи с этим   важно   не   только   привлечь   к   школьным   турам   олимпиад   возможно большее число школьников, но дать им определённую установку (цель).  Для себя я выработала главное правило, которое стараюсь соблюдать при   постановке   цели:   «Цель   должна   быть   сформулирована   в   позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, что ты хочешь, а не то, чего не хочешь». Приведу такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего   с   5   этажа.   Это   сложно.   Гораздо   проще   представить   человека, стоящего   на   5   этаже».   Так   и   цель.   Скажешь:   «Не   хочу   волноваться»   – получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» ­ получишь то, что приказал себе.                    Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В   сентябре   организую   анкетирование   учащихся.   Цель   анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде. Вопросы могут быть такими: Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании? Любите ли вы решать задания повышенной сложности?  Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике? Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах? После   анализа   ответов   анкеты   выявляю   учеников,   из   которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету. Далее планирую работу с группой таких школьников:  1. Расширение кругозора учащихся: работаем в Интернете; участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах; участвуем в олимпиадах, проводимых ПСТГУ. 2. Решение олимпиадных задач прошлых лет. В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам: внешнюю; внутреннюю.                    Первая   форма   построена   на   основе   раздельного   обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во   внеучебное   время).   Вторая   форма   подготовки   основана   на   смешанном обучении   будущих   участников   олимпиад   в   обычном   классе общеобразовательной   школы   (в   виде   дифференцированного   обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).  Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам ­ система подготовки участников олимпиад: базовая школьная подготовка по предмету; подготовка,   полученная   в   рамках   системы   дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору); самоподготовка   (чтение   научной   и   научно­популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); целенаправленная   подготовка   к   участию   в   определенном   этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка   осуществляется   под   руководством   педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении). Вариант олимпиадных заданий для любого класса, по любому предмету включает вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые   изучаются   в   школе   в   данном   классе.   Победителем   школьной олимпиады может стать только тот учащийся, который хорошо ориентируется в разных областях определённого предмета.   Основное   методическое   требование   к   каждому   отдельному   вопросу школьного   тура   вытекает   из   общего   характера   большинства   заданий муниципального   туров   олимпиады.   Оно   состоит   в   том,   что   ответ   на олимпиадный   вопрос   должен   показать,   в   какой   мере   школьник   может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет фактами науки, навыками абстрактного мышления, умеет ли он думать. Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту   воспитательно­образовательного   процесса,   часто   выпуская   из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил   школьников.   Это   можно   отнести   к   нашему   преподаваемому   предмету «Основы   православной   культуры».   Специфика   подготовки   к   олимпиадам различного уровня отличается от других наук. Сложность заключается в том, что   нам   учителям   необходимо   хорошо   разбираться   не   только   в   вопросах, связанных с основами Православия, но и в истории, географии, МХК. Очень сложно   определиться   с   материалом,   который   помог   бы   в   организации подготовки   к   олимпиаде   со   своим   подопечным.   В   2013   году   СТГУ   был выпущен   сборник   заданий,  который   может   быть   использован   педагогами   в своей работе. Он содержит ряд тестовых заданий. Конечно, некоторые из них уже не актуальны, но это образец и некоторые вопросы в той или иной степени повторяются.  На сайте pravolimp.ru ежегодно проводятся олимпиады не только по «Основам православной культуры», но и АКСИОС, ОВИО, ОРКСЭ (светская этика).   Организатором   является   Православный   Свято­Тихоновский гуманитарный   университет.  Олимпиада   школьников   «Основы   православной культуры»   проводится   ОЧУ   ВО   «Православный   Свято­Тихоновский гуманитарный университет» в соответствии с приказом Минобрнауки России от   04.04.2014   г.   №   267   «Об   утверждении   Порядка   проведения   олимпиад школьников» (в редакции приказа Минобрнауки России от 10.12.2014 г. № 1563). Основными целями Олимпиады являются: −  формирование устойчивого интереса к научным знаниям в гуманитарной сфере   учащихся   средних   учебных   заведений   на   всех   этапах   школьного обучения; −  вовлечение   учащихся   в   научно­исследовательскую   и   познавательную деятельность в области истории и культуры Православия; − создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; − содействие учащимся в их профессиональной ориентации; − духовно­нравственное и историко­патриотическое воспитание школьников; −  повышение   научно­методической   квалификации   учителей,   аспирантов, студентов,   научных   работников,   принимающих   участие   в   проведении Олимпиады. В   Олимпиаде   на   добровольной   основе   принимают   участие   учащиеся 4−11­х   классов   государственных,   муниципальных   и   негосударственных образовательных   организаций,   реализующих   общеобразовательные программы. Олимпиада проводится в Москве, других субъектах Российской Федерации,  странах  СНГ  и Балтии по  согласованию   с местными  органами управления   образованием,   при   взаимодействии   с   образовательными   и просветительскими структурами (школами, гимназиями, лицеями, дворцами творчества, епархиальными отделами религиозного образования и комитетами по работе с молодежью). Официальный портал Олимпиады размещен в сети Интернет по адресу: opk.pravolimp.ru  .   Каждый   учитель   может   зарегистрироваться   на   этом   сайте   и   вместе   со своими учениками принимать участие в любой из предложенных олимпиад на выбор: Открытая всероссийская олимпиада школьников «Наше наследие»; Общероссийская   олимпиада   школьников   «Основы   православной культуры»; олимпиада школьников «Основы светской этики»; олимпиада по истории Древней Греции; олимпиада «АКСИОС»; Международная интеллектуальная олимпиада «Hereditas Nostra». В   2017/2018   учебном   году   проект   «Общероссийская   олимпиада школьников „Основы православной культуры » проводится при поддержке Фонда президентских грантов. ‟     биологических Подготовка   школьников   к   олимпиадам   заключается,   на   мой   взгляд,   не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий   творческого   характера,   предполагающих   оригинальное   решение различных проблем. Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом   для   выявления   наиболее   талантливых,   увлеченных   наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то   есть   способствуют   достижению   основных   целей   обучения   в   школе. Успешное   выступление   школьников   в   олимпиадах   определяется   не   только работой   учителя­предметника,   но   и   деятельностью   администрации   школы, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки учителем обучающихся к предметной олимпиаде. Результаты   моей   работы   говорят   сами   за   себя.   Ежегодно   мои   ученики являются победителями и призёрами школьного, муниципального уровня.  16   февраля   2019   года   в средней   общеобразовательной   школе №   34   г. Ставрополя   прошел   региональный   этап   XI   Всероссийской   олимпиады школьников по «Основам православной культуры: «Русь Святая, храни веру Православную!».  Основная тема Олимпиады каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год оканчивается, а также совпадает   (полностью   или   частично)   с   темой   ближайших   Рождественских чтений   и   утверждается   после   официального   оглашения   темы   Чтений.  Так, темами Олимпиады  2018­2019 учебного года стали:  «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси» (основной) и «Славянский мир в эпоху Святых Кирилла и Мефодия» (локальной). Региональный   этап   прошел   при   организационной   поддержке   Отдела религиозного образования и катехизации Ставропольской и Невинномысской епархии,   Министерства   образования   Ставропольского   края   и   Комитета образования администрации города Ставрополя. В олимпиаде приняли участие 52 ученика 5­11 классов школ Ставрополя, Кисловодска,   Пятигорска,   Зеленокумска,   Георгиевска,   а   также   школ Грачевского и Кировского районов.  Перед   началом   мероприятия   благочинный   I   Ставропольского   округа протоиерей   Василий   Архипов   совершил молебен,   по   окончании   которого обратился со словом к участникам олимпиады.  Для   сопровождающих   учеников   педагогов   и   родителей настоятельница Иоанно­Мариинского   женского   монастыря   г.   Ставрополя инокиня   Евфросиния   (Мошникова)   провела   экскурсию   по обители   и источнику преподобного Серафима Саровского.  Под   руководством   председателя   епархиального   Отдела религиозного образования   и   катехизации   игумена   Алексия   (Смирнова)   комиссия осуществит   проверку   всех   работ,   и   в   ближайшее   время   результаты регионального тура XI Всероссийской олимпиады школьников по «Основам православной   культуры:   «Русь   Святая,   храни   веру   Православную!»   были размещены на епархиальном сайте.  Необходимо отметить, что победители региональных туров получают дипломы Российского совета олимпиад школьников, которые дают льготу при поступлении в вузы.  И призёром регионального тура стала и моя ученица Сильченко Влада ученица 7класса. И это высокий показатель! Я довольна им. Но это мы смогли достичь только благодаря труду, желанию и настойчивости. Используя   различные   формы   в   работе   с   учащимися,   вовлекая   в олимпиадное движение, прививая и воспитывая  определенные качества  мы делаем одно общее дело, растим патриота, гражданина, личность.

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"

Выступление на окружной конференции учителей ОРКСЭ/ОДНКНР "Олимпиадное движение в формировании личностных результатов обучения школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019