Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
Оценка 5

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Оценка 5
Педсоветы
docx
математика
5 кл—7 кл
01.04.2017
Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
В современном мире развитие СМИ и новых способов получения информации приводит к тому, что школа становится не единственным источником знаний и информации для школьника. И перед учителем встаёт вопрос:"Как не превратить обучение в мучение, как сделать процесс познания для учащихся интересным и захватывающим"? Над этим вопросом постоянно задумывается каждый учитель, стремящийся организовать работу с максимальным учётом образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Выступление на педсовете.docx
Активизация познавательной деятельности на уроках математики.  учитель математики  МБОУ СОШ с.Шереметьево  Кучеренко С.И.  2016 уч. год    За любыми     социально­экономическими, научно­техническими и другими изменениями,   происходящими   в     стране,   неизбежно   происходят         глобальные изменения в образовании. Развитие СМИ и новых способов получения информации приводит к тому, что школа   становится   не   единственным   источником   знаний   и   информации   для школьника. Так в чем же теперь заключается роль школы? Ответ на этот и  другие вопросы можно найти в новом законе об образовании. Стандарт выдвигает три группы требований:     к результатам освоения основной образовательной программы;     к структуре основной образовательной программы;    к условиям реализации основной образовательной программы. Учителя сегодня волнуют вопросы:  ­ Как организовать современный урок с точки зрения новых требований?  ­ Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?  ­ Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?  ­ Какие методы и средства обучения выбрать?  ­ Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др. Одним словом встает вопрос как обучать?            Как не превратить обучение в мучение, как сделать процесс познания для учащихся   интересным   и   захватывающим?   Над   этим   вопросом   постоянно задумывается каждый учитель, стремящийся организовать работу с максимальным учётом   образовательных   потребностей   каждого   учащегося   в   соответствии   с   его склонностями,   интересами   и   возможностями.   Развивающая   функция   обучения требует от учителя новых подходов в обучении и воспитании: не просто передавать информацию,   а   учить   детей   добывать   её   самостоятельно,   обрабатывать,   делать 2 выводы, представлять графическую интерпретацию полученных результатов, то есть заниматься развитием информационных компетенций учащихся.      Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно­ эмоциональное напряжение, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ведёт к снижению мотивации,   пропадает   активность,   снижается   успеваемость.   Всё   это   негативно влияет на учебный процесс в целом.   Как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом, чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами   достичь   успехов,   чтобы   родители,   учителя   и   школьники   учились принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи. Чтобы изменить что­то глобально,   совершенно   не   обязательно   ждать,   что   это   сделает   кто­то   другой. Размышления   над   этими   вопросами   заставили   меня   осваивать   новые   средства обучения.       При проведении уроков, на внеурочных занятиях всегда акцентирую внимание на том, что без математики   невозможно обойтись не только в любой отрасли   науки,   но   и   в   жизни.   Развитие   логического   мышления,   которое осуществляется   на   уроках,   оказывает   серьёзное   влияние   на   изучение   многих школьных предметов.       Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у   учащихся   вырабатываются   умения   обобщать   и   конкретизировать, систематизировать   и   классифицировать,   проводить   анализ.   Формируются   также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Всего этого достичь сложно,   если уроки кажутся ученику скучными, однообразными.         У многих  школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.  Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, способов, моделей и условий обучения.           Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий   фактор   достижения   целей   обучения,   общего   развития   личности,   её профессиональной   подготовки.    Постоянно   растущий   объём   информации,   её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться   цели   через   смежные   знания,   искать   и   находить   решение.   А   одним   из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности   по   сбору,   обработке,   анализу   и   организации   информации,   умение принимать   решения   и   доводить   их   до   исполнения.   Соответственно,   меняются   и задачи   учителя.   Теперь   он   должен   быть   не   только   и   не   столько   источником информации,   дающим   знания,   но   и   организатором   самообразования   учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть   осуществлено   только   в   результате   совместной   творческой   деятельности 3 учителя и ученика. Стратегическим направлением активизации обучения является не   увеличение   объёма   передаваемой   информации,   а   создание   дидактических   и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Встает вопрос с помощью чего учить?  Типы уроков, используемые при работе: • открытия нового знания; • рефлексии; • повторения системы знаний; • развивающего контроля. Этапы при организации учебной деятельности на уроке: • Самоопределение к деятельности (организационный момент). • Актуализация знаний и затруднение в деятельности. • Выявление места и причины затруднения. • Построение проекта выхода из затруднения. • Реализация построенного проекта. • Первичное закрепление во внешней речи. • Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. • Включение в систему знаний и повторение • Рефлексия учебной деятельности (итог). Подходы   к   формированию   содержания   школьного   математического образования   претерпели   существенные   изменения,   отвечающие   требованиям сегодняшнего   дня,   а   система   математического   образования   должна   стать   более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. Урок математики с учетом новых стандартов. Как   же   построить   урок   математики,   чтобы   реализовать   требования   новых Стандартов?   Для   построения   такого   урока   важно   понять,   какими   должны   быть критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 4 2. Учитель   систематически   обучает   детей   осуществлять   рефлексивное действие (оценивать   свою  готовность,  обнаруживать   незнание,  находить  причины затруднений и т.п.). 3. Используются   разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель   владеет   технологией   диалога,   обучает   учащихся   ставить   и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит   специальное   формирование   контрольно­оценочной   деятельности   у обучающихся). 7. Учитель   добивается   осмысления   учебного   материала   всеми   учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель   стремиться   оценивать   реальное   продвижение   каждого   ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель   принимает   и   поощряет,   выражаемую   учеником,   собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают   атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На   уроке   осуществляется   глубокое   личностное   воздействие   «учитель   – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)  Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо   организовать   эти   поиски,   управлять   учащимися,   развивать   их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.  Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).  Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.  Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. 5 Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.  Оценочное действие – я умею! У меня получится!  Эмоционально   –   ценностная   оценка   –   Я   считаю   так   то….   (формирование мировоззрения). Вместо   простой   передачи   ЗУН   от   учителя   к   ученику   приоритетной   целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации,   контролировать   и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Действие учителя Действие ученика 1 этап:   актуализация   знаний предъявление   учащихся, проблемной ситуации. 2 этап:   взаимодействие организует   решение, обсуждение результатов в парах.   организует учащихся,   сбор   и 3 этап:   организует   поиск рационального   способа   решения   организовать учебной   самостоятельное   выполнение учащимися   заданий,   организовать самопроверку уч­ся своих решений. задачи, 1 этап:   анализировать, формулировать умозаключения. закрепляет   умение обобщать,   2 этап:   применение   полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.   3 этап: закрепляет   умение работать   самостоятельно,   контроль   за правильностью   выполнения   своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности   выявления   причин ошибок и их исправления.   4 этап:   применение   полученных ЗУН на практике,    5 этап: за результатом учебной деятельности, оценка знаний. контроль   5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.   Основная цель работы: научить не знаниям, а работе. Для этого ставится ряд вопросов: ­ какой   учебный   материал   отобрать   и   как   подвергнуть   его   дидактической обработке; ­ какие методы и средства обучения выбрать; 6 ­ как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; ­ как   сделать,   чтобы   взаимодействие   всех   этих   компонентов   привело   к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Структура урока : ­ учитель создает проблемную ситуацию; ­ ученик принимает проблемную ситуацию; ­ вместе выявляют проблему; ­ учитель управляет поисковой деятельностью; ­ ученик осуществляет самостоятельный поиск; ­ обсуждение результатов. Пример   1.Урок   по   теме:   "Прямоугольник"   ­   геометрия   8   класс   УМК   Л.С. Атанасян. Проблемная   ситуация   (учитель   обращается   к   учащимся).   Прочитайте   в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким   образом:   «Параллелограмм,   у   которого   есть   прямой   угол,   называется прямоугольником». Такое   задание   учащиеся   не   могут   выполнить   без   вдумчивого   чтения,   без анализа   сопоставления   обеих   формулировок.   В   таком   случае   учащиеся   лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания. Пример 2 : Исследовательская работа на уроке по теме «Признаки делимости на 3 и 9» – математика 6 класс УМК  Н.Я. Виленкина.  1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Каждое круглое число представьте в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1). 3. Раскройте скобки, применив распределительный закон ( a?(b + c) = a?c + b?c ). 4. Пользуясь законами сложения, упростите полученное выражение, заключив в скобки слагаемые, не входящие в произведения. Выполните сложение  в скобках. 5. Будет ли данное выражение делится на 3, согласно свойствам делимости суммы и произведения? 6. Подумайте, от делимости на 3 какого слагаемого будет зависеть делимость всего выражения? 7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры? 8. Попробуйте   сделать   вывод   о   том,   когда   число   делится   на   3? Сформулируйте правило. 7 9. Проверьте свой вывод по учебнику. Пример   3.  Урок   по   теме   "Среднее   арифметическое"   ­   математика   5 класс УМК  Н.Я. Виленкина Проблемная ситуация ( учитель ставит задачу) . У нас есть весы, набор гирь и несколько горошин. Нужно найти массу одной горошины. Но есть проблема. Самая маленькая гиря 2 мг, но масса горошины меньше 2 мг. Как бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации)  Ученик:­ Найти массу всех горошин и разделить на их количество. Учитель:­ ­ Давайте выполним этот опыт (исследовательская работа: один из учеников проделывает опыт у доски и вычисляет массу горошины) Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы Учитель: ­ Значит масса одной горошины 0,6 мг. Все ли горошины будут иметь массу равную 0,6 мг? Ученик:­ Некоторые горошины имеют массу большую данного числа, другие меньшую. Учитель:­ Какое же значение массы мы нашли? Пример   4:  Урок   по   теме   "Среднее   арифметическое"   ­   математика   5 класс УМК  Н.Я. Виленкина Проблемная ситуация ( учитель ставит задачу) .После того, как было введено понятие   среднего   арифметического,   я   предлагаю   рассмотреть   следующую ситуацию: найти средний размер обуви для учеников класса. Дети с энтузиазмом озвучивают размер своей обуви, считают, и с надеждой на одобрение  их трудов, сообщают  результат. После этого  мы начинаем  обсуждать результат   их   работы.   И   в   результате   обсуждения   этого   результата,   дети   сами приходят   к   выводу:   существуют   ситуации,   когда   применит   данное   понятие невозможно. Когда им предлагаю следующую задачу про среднюю температуру пациентов в больнице, то они уже задумываются, стоит ли считать. Начинают рассуждать. Пример   5:     6   класс.   Тема   «Умножение     обыкновенных   дробей». Ученикам предлагается несколько примеров на умножение обыкновенных дробей, записанных   на   доске.   У   детей   возникает   проблемный   вопрос:   как   это   сделать? Ученики начинают озвучивать свои варианты решения. Принимаются абсолютно все идеи. После этого проводим обсуждение и выходим на правило. 8 Пример 6: 6 класс. Тема «Деление  обыкновенных дробей». Предлагаются . Ребята должны ребятам решённые примеры.  Только пример и ответ:   .......  5 6 1 3 : 2 5 сами восстановить недостающую часть решения. Пример 7: 5 класс. Тема: «Порядок действий». Если урок построен как проблемный, то ученикам не сообщается тема урока в готовом виде, а происходит процесс подведения к формулировке темы.  Например, учитель показывает учащимся примеры, ответы у которых разные, а сами примеры одинаковые. Не нужно брать сложные примеры. Задача не в том, чтобы вычислить, а в том, чтобы разобраться почему так получается.  1+4   2= 10 1+ 4   2= 9 Это вызывает у учеников удивление. Спрашиваю у учащихся, что вызвало у них удивление. В результате создаётся диалог. Выслушиваются мнения учеников. Несомненно,   ученики   отметят,   что   их   удивление   связано   с   одинаковой   записью примеров, но разными ответами.  Далее предлагается решить, над каким вопросом ученикам следует подумать. И   опять   создаётся   диалог.   В   процессе   этого   диалога   ученики   приходят   к выводу, что разные ответы получились в результате выполнения разного порядка действия. В одном примере, выполнили сначала сложение, а потом умножение: 1+4   2= 10 Во втором примере выполнено сначала умножение, а потом сложение: 1+ 4   2= 9 Далее возникает вопрос, а как узнать, какое действие следует выполнять в примере первым? Заключение. Я считаю, что для учителя важно не стоять на месте. Он должен находиться постоянно в творческом поиске. Если интересно учителю, то и дети занимаются с удовольствием. И поэтому получается, что преподавание – не наука, а искусство. 9 Школьный   урок:   обычный   урок,   на   котором   решают   задачи,   доказывают теоремы,  делают   опыты   и     это   является   педагогическим   творчеством.  Урок,   на котором   сливается   труд   учителя   с   трудом   учащихся,   на   котором   радуются, огорчаются,   устают,   но   ощущают   результат   своих   усилий,   –   да,   такой   урок   – подлинное творчество. Одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной   школы   на   уроках   математики,   в   рамках   внедрения   ФГОС,   является активизация познавательной деятельности.   Организация процесса обучения через деятельность   обучающихся,   может   служить   основой   для   формирования   у   них творческого мышления. Подтверждено, что повышению качества обучения математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение   учащимися   общей   структурой   деятельности,   а   именно   теоретическим способом   действия,   состоящим   из   трех   взаимосвязанных   компонентов:   анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.  Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что методы активизации  познавательной деятельности обучения обеспечивают решение образовательных  задач в разных аспектах:  формирование положительной учебной мотивации;  повышение познавательной активности учащихся;  активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;  стимулирование самостоятельной деятельности;  развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;  эффективное усвоение большого объема учебной информации;  развитие творческих способностей и нестандартности мышления;  развитие коммуникативно­эмоциональной сферы личности обучающегося;  раскрытие личностно­индивидуальных возможностей каждого учащегося и  определение условий для их проявления и развития;  развитие навыков самостоятельного умственного труда;  развитие универсальных навыков. 10

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Выступление на педагогическом совете "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017