Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
04.05.2017
Выступление учителя начальных классов по теме: "Как организовать досуг младшего школьника" с целью обмена опытом является актуальным на сегодняшний день.Заинтересовать и вовлечь в деятельность. найти любимое занятие. иметь единомышленников - вот что помогает быть независимым и интересным окружающим людям ежедневно.
Досуг младшего школьника.docx
Выступление на педагогическом совете:
«Как организовать досуг школьников»
Дата: 02.05.2017г.
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени
школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством
учителя – внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
В наше время тема «Организация досуговой деятельности младших
школьников» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень
важен в школьной жизни. Для того чтобы ребёнок мог активно проводить своё
свободное время с пользой для себя и окружающих.
Досуговая деятельность делится на досуговую деятельность в школе и
вне школы.
Наибольшие возможности для достижения досуговой деятельности вне
школы предоставляют каникулы. Каникулы составляют значительную часть
свободного времени детей, поэтому в этот период времени дети
восстанавливают здоровье, развивают творческий потенциал, удовлетворяют
свои индивидуальные интересы, отдыхают от учёбы.
Организацию досуга в каникулы для своих классов стараюсь проводить
разнообразно: ежегодное посещение тематических занятий в библиотеке №37,
выезд на экскурсию в Лимонарий, музей занимательных наук, автобусная
обзорная экскурсия по Саратову, национальная деревушка в парке Победы на
Соколовой горе, киновидеоцентр "На Рижской".
В течение учебного года активно посещаем спектакли филармонии не только
в школе, но и за ее пределами , ходим в планетарий, участвуем в социально
ориентированном проекте "Пусть картины говорят".
Все мероприятия заранее планируются, включаются в план воспитательной
работы и приурочены к какимлибо датам. Досуговая деятельность в школе
деятельность.
выражается через внеурочную
В паралелли 2х классов проводятся 7 разнообразных кружков:
6 общеинтеллектуального и 1 общекультрного направления, научно
познавательного вида и художественное творчество.
2"А" кл информации нет
2"Б" кл кружок «Эрудит» , «Поиграем в
слова»
2"В" кл. кружок "Юным умникам и
умницам", "Занимательный русский язык"
2 "Г" кл. Занимательная математика"
2 "Д" кл. «Дружим с математикой»
2"Е" кл. "Мастерская чудес"
Результаты :
участие в школьной олимпиаде по
математике и русскому языку призовые
места (индивидуально)
экологическая викторина – 1 место
(команда)
викторина к дню Космонавтики 2 место
(команда)
участие в НПК – 1 место и два 3 места
(индивидуально)
Участие в районной викторине «Морской
бой» 2 место (команда)
Участие в дистанционных олимпиадах
всероссийского уровня( Русский яз.1м 7
чел, 2 м8 чел, 3 м 2 чел + 1 чел школьный
уровень. Математика 1 м 10 чел, 2 м 5
чел, 3 м 3 чел)
Районная игра "Морской бой" по лит чтению
2 место.
Участие в школьных олимпиадах по
математике, играх, конкурсах.
Результаты: участие в школьных
олимпиадах ( Райков Николай – 3 место,
Павелко Михаил и Стукалина Мария – 4
место), олимпиада «Кенгуру (Павелко
Михаил – 3 место)
Результаты: ребята активно принимают
участия не только в школьных конкурсах, но
в районных и городских, занимают призовые
места в районе
Мачильский Илья принимал участие в
городском
конкурсе творческих работ
«Мифы Греции» и занял 1 место,
Районный конкурс поделок "Мастерская
Деда Мороза" 2 призовых места (Бенке Егор
и Мачильский Илья)
Формы и методы организации досуговой деятельности младших
школьников Методы досуговой деятельности в школе
«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в
процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя
сформировать или сделать как какуюто вещь, получить как результат
внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к
ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или
совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы
досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого
процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики
относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы
состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы
воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С.А. Шмаков). Давайте
остановимся на методах, которые выделяет С.А. Шмаков более подробно.
1. Первый метод, который выделяет учёный это метод игры и игрового
тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков
вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в
жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко
выявляются антипатии и симпатии школьников, например если в игре они
выбирают, кого то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения
(«Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра помогает выявлять
знания и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где?
Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально
познавательные игры и др.). Игры определяют уровень развития
организаторских способностей учащихся, также определяют их физические
способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет
огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение
учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника»,
«театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др.
Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды,
ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными
ситуациями из жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для
раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и
открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность
всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы
поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например,
очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях,
коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно
принимать победу соперников.
4. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на
совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов,
объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для
детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то
же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это
специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие
ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со
всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать
условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна
быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет
неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать
определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и,
действия для него были неожиданными.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не
является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое
получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение.
Методы импровизации противопоставляются школьным методам
репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта
ребенка, развивает творчество.
Таким образом, для выбора того или иного метода досуговой педагогики
нужно определить цели и задачи, а так же содержания досуговой
деятельности, и конечно же выбор того или иного метода зависит от
возрастных особенностей воспитанников и от форм организации досуговой
деятельности школьников.
Досуговая деятельность во внеурочное время.
Многообразные виды досуговой деятельности можно увидеть в исследованиях
Э.В. Соколова, которые он классифицирует по нескольким группам:
развлечения, отдых, самообразование, праздник, творчество.
Э.В. Соколов считает, что отдых снимает усталость и напряжение, помогает
расслабиться, служит для восстановления физических и психических сил. Он
может быть как пассивным, так и включать в себя различные уровни и степень
активности. Развлечения в досуговой деятельности имеют компенсационный
характер, исполняют роль психологической разрядки, эмоциональной
разгрузки, обеспечивает как ребёнку, так и взрослому человеку смену
впечатлений.
Отдых и развлечения находят свою реализацию в праздниках. Праздники
имеют некую связь между прошлым и настоящим, реализуются путем
торжественного преображения действительности. Праздники служат для
обновления значимых ценностей в переломные моменты истории и
индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, свободен от
повседневных дел, тревог, погружается в эмоционально насыщенную жизнь, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения своих
чувств.
Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению
Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к ценностям культуры.
Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает
умственные способности, познавательные интересы, эстетические и
нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности
можно достичь в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным
потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности,
поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира,
помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое.
Творческая досуговая деятельность ставит личность на новую ступень – от
потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все выше перечисленные виды досуговой деятельности находятся в тесной
связи между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для
участия человека в других. Некоторые из низ выполняют завершающие
функции, что позволяет в полной мере реализовывать социально
педагогический потенциал досуговой деятельности.
С.А. Шмаков выделил досуговые занятия, которые он классифицировал по
характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. Так же
он определил такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и
активный (деятельностный); организованный (педагогически правильно
используемое свободное время) и стихийный (нерегулированный процесс
использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый;
коллективный и индивидуальный;
подражательный и творческий;
опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный
(традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга, которые применяются
в системе, имеют большое значение во всестороннем развитии личности
ребёнка, поскольку он вовлекается в выполнение различных ролей и
проявляет себя в разных позициях.
Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему
содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп.
1)Первая группа несёт в себе функцию восстановления различных сил
ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, подвижные игры,
забавы, вечера отдыха, развлечения и др.).
2)Вторая группа – связана с повышением эрудиции, потребностями в
духовных ценностях (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение
выставок, музеев, театров и др.).
3)Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой
деятельностью (трудовая, спортивноигровая, художественнотеатральная,
научноисследовательская и др.). 4)Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая
работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.).
5)Пятая группа раскрывает целенаправленную творческую учебную
деятельность детей (конкурсы, фестивали, каникулярные объединения,
турпоходы, зарница).
Итак, в процессе досуга реализуется удовлетворение потребностей детей и
подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой
деятельности.
При подготовке досугового мероприятия педагог должен:
определить его тему и задачи, наметить время и место проведения;
разработать план подготовки и проведения мероприятия;
определить ключевые моменты мероприятия;
выбрать участников его подготовки, распределить задания между
участниками и группами.
В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых
мероприятий:
беседы;
дискуссии;
встреча с интересными людьми;
викторины по различным областям знаний;
КВН;
театрализации;
читательские конференции.
Таким образом, досуг может стать важным фактором физического и
нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают
эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких
беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка
досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то
лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности.
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Как организовать досуг младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.