Выступление на педагогическом совете "Традиционный урок-лучшая форма проведения урока"
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
история
Взрослым
18.01.2017
Выступление основано на сравнении урока, составленного по нормам традиционной педагогики, и урока, соответствующего ФГОС ООО.
В последнее время много говорят об инновационном развитии образовании, о приоритетах инноваций. Но мы не должны забывать о добрых, эффективных традициях. На уроке преподаватель должен обеспечить формирование глубоких и прочных знаний и умений, поэтому в практике преподавания преимущественное положение занимает традиционный урок, который строится на совокупности звеньев процесса обучения.Традиционным уроком сегодня называют многое, но чаще всего выработанную годами, удобную для себя модель урока, которая шлифовалась и пестовалась в ходе осмысления своего педагогического воздействия на детей, посещения открытых уроков коллег, заимствований чужих конспектов и т.д. Любая инновация должна отталкиваться как от берега от традиционного подхода. Без традиционного урока инноватором, по-настоящему, не станешь.
педсовет 18.01.doc
Выступление учителя истории и обществознания
Садовенко Евгении Анатольевны
на педагогическом совете
«Традиционный» урок истории – лучшая форма проведения урока
17.01.17г В последнее время много говорят об инновационном развитии образовании, о приоритетах
инноваций. Но мы не должны забывать о добрых, эффективных традициях. На уроке преподаватель
должен обеспечить формирование глубоких и прочных знаний и умений, поэтому в практике
преподавания преимущественное положение занимает традиционный урок, который строится на
совокупности звеньев процесса обучения.
В современной массовой школе господствует классно урочная форма обучения, где класс
группа учащихся постоянного состава и примерно одинакового возраста, урок занятие с классом
продолжительностью 4045 минут. Именно эта система обеспечивает «прохождение» всеми учениками
класса одинаковой учебной программы, «получение единых базовых знаний».
В традиционной педагогике принято классифицировать уроки на различные типы по разным
признакам.
Существует несколько классификаций уроков истории, ни одна из которых на сегодняшний день
не является общепринятой: классификация по «типам» и «формам» уроков, где первые выделяются
на основе дидактической структуры урока, вторые на основе методических форм работы
учителя и учащихся.
Классификация типов урока по его дидактической структуре
Как правило, выделяются следующие семь «структурных компонентов» урока, выделяемые на
основе дидактических задач:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учеников к восприятию новой темы (актуализация ранее приобретенных знаний и
умений, иногда постановка проблемы, мотивация, планирование…)
3. Изучение нового материала.
4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на репродуктивном уровне. Этот
элемент не всегда присутствует на уроке обособленно, порой как бы «растворяясь» в предыдущем и
последующем.
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях
(решение задач, дискуссии и т.п.)
6. Организация домашнего задания (как правило, этот элемент завершает урок, но вполне
допустимо использование любого подходящего момента в том числе задание «по частям», после
изучения соответствующих разделов темы, и пр.)
7. Проверка знаний и умений.
Возможные варианты их сочетаний приводят нас к выделению четырех типов уроков:
1. Урок изучения нового материала:
2. Повторительнообобщающий урок:
3. Контрольный урок:
4. Комбинированный урок:
Из этих четырех типов господствующим в практике массовой школы является именно
комбинированный урок. Лишь в старшей школе наблюдается тенденция вытеснения комбинированного
урока (например, лекционносеминарская система лекции).
Классификация видов урока по методическим формам
В современной теории и практике школьного обучения существует значительное многообразие
форм учебной работы. Приведу наиболее распространенные примеры форм урока:
1. Уроки изучения нового материала: лекция, беседа, семинар, лабораторное занятие
(самостоятельная работа учащихся с текстами, картами и т.п.), экскурсия, киноурок, и др.
2. Повторительнообобщающие уроки: повторительная беседа, учебная дискуссия, конференция,
спектакль, ролевая игра, и др. 3. Контрольные уроки: опрос, проверочная беседа, КВН, письменная проверка знаний
(тестирование, контрольная работа, историческое сочинение), и др.
Попробуем сравнить принципы современного урока в рамках ФГОС с традиционным
комбинированным уроком:
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки традиционный урок учитель тоже
планирует самостоятельно;
Точное и одновременно творческое выполнение программнометодических требований к
уроку возможно использование творческих заданий;
Знание типологии урока – существуют различные методические формы традиционного урока;
Использование игровой формы можно проводить урок в форме игры;
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся – в
традиционном уроке, традиционной классноурочной системе учитываются эти возможности:
существование специализированных классов, школ для детей с разными уровнями обучаемости,
различная форма сдачи итогового экзамена, применение дифференцированных заданий;
Планирование воспитательной функции урока – в традиционном уроке триединая цель, одна из
которых воспитательная;
Комплексное планирование задач урока постановка задач была вполне понятна всем педагога,
в том числе и начинающим;
Выделение в содержании материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке
именно этого на уроках истории в зависимости от темы, целей урока выделяется определенный
объект изучения: исторические личности, повлиявшие на ход событий, географическое
положение, причинноследственные связи и т.д.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера – написание мини
сочинения,
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения – опрос, работа с
учебником, работа с картой, работа у доски и т.д.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными – фронтальный
опрос, индивидуальный опрос, работа в группах.
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение здоровьесберегающих технологий.
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
Обеспечение эстетических условий.
Общение сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского
мастерства
Это значит, что традиционный урок не изжил себя. Традиционный урок решает
общеобразовательную задачу вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно
иллюстративном методе. Это доказывает, что урок, отвечавший требованиям XX века, является
актуальным. Традиционный урок это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно
поколение. Профессия учителя сама по себе традиционнна и предполагает некоторый консерватизм. И
неважно, какими методами мы добиваемся цели традиционными или новаторскими лишь бы цель
была достигнута.
Наша система образования складывалась десятилетиями и постаралась взять все самое лучшее.
Чтото не получилось и мы внедряем сегодня в систему новые современные образовательные
технологии. Так уж повелось, что при новациях просто принято критиковать устои, часто не вникая в
их суть.
Но нам еще понадобится не мало времени, чтобы традиционный урок превратить в современный.
Для этого необходимо поменять оснащение кабинетов, уменьшить нагрузку учителей, дать свободу в
творчестве и т.д.
Обратимся к результатам мониторинга, который был проведён Издательством «Просвещение».
Кандидат педагогических наук, проректор Московскогоинститута открытого образования, Ольга
Борисовна Логинова в видеолекции «Первые итоги введения ФГОС», прошедшей в августе 2014 года,
привела факты использования традиционного урока или отдельных его элементов на современных
уроках.
что для традиционного обучения применимы пять
общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно
рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский".
"Исследования показали,
Традиционным уроком сегодня называют многое, но чаще всего выработанную годами, удобную
для себя модель урока, которая шлифовалась и пестовалась в ходе осмысления своего педагогического
воздействия на детей, посещения открытых уроков коллег, заимствований чужих конспектов и т.д.
Любая инновация должна отталкиваться как от берега от традиционного подхода. Без традиционного
урока
станешь.
понастоящему,
не
инноватором,
Выступление на педагогическом совете "Традиционный урок-лучшая форма проведения урока"
Выступление на педагогическом совете "Традиционный урок-лучшая форма проведения урока"
Выступление на педагогическом совете "Традиционный урок-лучшая форма проведения урока"
Выступление на педагогическом совете "Традиционный урок-лучшая форма проведения урока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.