Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"
Оценка 4.9

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Оценка 4.9
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
15.01.2018
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"
В профессиональном стандарте педагога подчеркивается, что в компетенции педагога входит и работа с одаренными учащимися. Одаренные дети - наше достояние.Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одаренность каждого. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
выступление.docx
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Структурное подразделение кафедра начального общего образования                                                                    Выявление и оценка достижений планируемых результатов одаренных школьников Итоговая работа Срок обучения с «17» 10.2017г. по «16» 11.2017г. Исполнитель:  Шевченко Людмила Дмитриевна,  учитель начальных классов  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»   г. Мариинска 89039079549 Консультант:  Черемисина Варвара Геннадьевна,  методист кафедры начальных классов  Кемерово 2017 1 В профессиональном стандарте педагога подчеркивается, что в  компетенции педагога  входит и работа с одаренными учащимися.      Одаренные дети ­ наше достояние.                                                                           Слайд1 Проблема одаренности в настоящее время становится все более  актуальной.. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одаренность каждого. . Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного  адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и  конкурентоспособного.                                                                                              Слайд2                        В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.      Каждый ребенок талантлив, но талантлив по­своему. Как найти заветный  ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать  неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот  интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой –  надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только  слушателями, исполнителями, но и творцами.     Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на  собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет  лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.    Уверены в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя  заметить и поддержать одарённого ученика, помочь родителям в выборе  правильной позиции по отношению к ребёнку, чтобы он не утратил  способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего  необыкновенного дара. Кто же такой одаренный ребенок?                                                                            Слайд 3 ­ 4 Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде  всего в познавательной информации . Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления,  наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю  любознательность 2 И чем он отличается от других детей?                                                                                                                 Слайд 3 ­ 4 .. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют  способности к практическому приложению знаний, проявляют  исключительные способности к решению разнообразных задач. Им характерна  острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу  на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия,  продолжительный период концентрации внимания.                                                                                                                                         Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью  инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов  деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде  деятельности.                                                                                         Слайд5 Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о  нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами .                                                               Слайд 6 Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным  руководителем, она не должна стать доступной всем. Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия  классного руководителя по изученной проблеме. Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью  навешивание ярлыков. Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и  располагать к дальнейшему общению с классным руководителем. Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического  исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик,  чтобы получить достоверный материал. Главное в этих правилах –учитель –не навреди. Ну а теперь давайте поближе познакомимся с теми методиками, которые  применяются при выявлении одаренности детей. 3 Выявление одаренных детей  в начальной школе строится на основе  наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,  логического мышления, увлечения и интересов  учащихся и в этом очень  хорошо может помочь банк  данных одаренных детей.   Слайд 7       2.Методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы  помочь учителю систематизировать собственные представления о различных  сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки  представляет безусловный интерес  как для школьного психолога, так и для  самого учителя. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о  ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе  ребенка из начальной школы в среднее звено.                                                                                                                 Слайд 8 3. Анкета одаренности по А.И.Савенкову Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности  детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства  и характеристики в различных сферах одаренности . То, в какой сфере  будет большее количество плюсов, именно этот вид  одарённости у данного ребёнка.  4. Методика «Карта одаренности» Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами.  Возрастной диапазон, в котором она может применяться от 5 до 10 лет.  Методика рассчитана на выполнение основных функций: Первая и основная функция ­ диагностическая.                                Слайд 9 С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, 4 свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований. • Вторая функция ­ развивающая. Полученные результаты по тесту  характеризуют оценку степени развития у  ребенка следующих видов одаренности: (на слайде)                                                                                                                 Слайд 5. Методика «Интеллектуальный портрет» Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь  систематизировать собственные представления об умственных способностях  детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные  мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе  взаимодействия с ребенком.                                                               Слайд 10  6.Анкета «Ребенок: способный или одаренный?» для родителей, Ответы на все вопросы анкеты дают основания отнестись к ребенку как  к одаренному.     Слайд 11  «Карта интересов для младших школьников».  Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» решать логические задачи  или    читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,  повести;  петь, музицировать; и т.д. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить  первичную информацию о направленности интересов младших школьников.  Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о  способностях и о характере одаренности ребенка.                            Слайд 12 7 Методика «Как я вижу себя» (об увлечениях  и интересах  учащихся.)                                                                                                                Слайд 13 Основная цель, которую мы ставим перед собой в работе с детьми: создание  условий для оптимального развития детей, совершенствование системы  работы школы по стимулированию творческого самовыражения,  самоутверждения и самореализации каждого учащегося.                Слайд 14 Цель может быть достигнута тогда, когда решены следующие задачи: 5 ­ необходимо выявить одаренных детей с использованием различных  диагностик; Мы должны простроить  точную  траекторию развития его  одаренности, а она у каждого своя. ­ найти оптимальные средства обучения, способствующие  развитию  самостоятельности мышления, инициативности и научно­исследовательских  навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; ­взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.  ­   для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не  только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое,  нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю  уверенность и настойчивость. ­ стимулировать и поддерживать одаренных детей; Это как раз и происходит в результате деятельности и оценки результатов  деятельности. Вот  как это происходит в урочной деятельности на уроках. На уроках русского языка  детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и  наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке используем форму  общения «ученик­ ученик», которая  помогает детям повысить собственную  самооценку, «научив» своего сверстника, работа в парах у доски, когда такие  дети выполняют задание выше базового. В организации такой работы  проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения. Дети становятся консультантами, они участвуют в оценивании и проверке  работ учащихся. Учителю остается поддерживать этих ребят  и использовать  их одаренность по максимуму. На уроках литературного чтения ведётся диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста.  Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как  равноправные партнеры.  Дети не боятся высказывать своё собственное  мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным.  Все детские версии  обсуждаются  в равноправном диалоге.  Ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный  простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.  развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки,  предлагаем им сочинить свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи,  6 сказки, загадки. В своей работе  координируем стремления детей, направляем их, помогаем в  выборе хорошей литературы. Дети делятся впечатлениями о прочитанных  дома книгах. Составляют кроссворды, готовят презентации к урокам,  сообщения.     На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности.  Такая  направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность  младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его  личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Так, решая в классе  задачу отработанным способом, таким детям предлагается решить задачу  другим способом и объяснить ход решения задачи, либо он выходит к доске в  паре с другим учеником и выступает в роли  учителя ,оценивая,  как удалось  справиться с работой. Это вдвойне значимо, что он может сам решить задание  и научить другого. Так же дается задание  найти нестандартные способы  решения задачи  или  усложняем, добавляя действия , изменяем вопрос  или  условие задачи, предлагаем поставить свои вопросы к задаче. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в атмосфере  свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок,  рисунков, применяют свои творческие способности на практике, помогают  товарищам справиться с трудностями.  На этих уроках даем возможность  детям на выбор другие задания либо меняем технику выполнения задания,  либо заменяется материал, из которого будет изготовлено изделие. То есть  эти дети не заключаются в рамки с теми детьми, которые не имеют таких  способностей. Кроме того они могут быть консультантами  на этих уроках, и  работая в группах, оказывают помощь в работе .       Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является  принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он  реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках  дополнительного образования.. и внеурочной деятельности. В нашей школе очень хорошо простроена работа по приемственности  внеурочной деятельности, которая продолжается и в основной школе и  направлена на развитие творческой одаренности.                         Слайд 15 Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс:  «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес  природно­обусловленных факторов или влияния целенаправленного  воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение  семьи является решающим.  Особенно важно для становления личности  7 одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как  правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами  родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в  значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей  ребенка. Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с  одаренными детьми является организация и проведение диагностических  процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений  воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных  действий, личностных характеристик. Формы и методы проверки различны.                                                                                                              Слайд 16 Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых  заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся.  В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание  сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но  и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не  только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием учитываются  результаты участия в школьных,  районных,  всероссийских  конкурсах и олимпиадах. Фиксируются: дипломы,  грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг. Составление рейтинга учащихся в различных номинациях, таких как:  активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности;  результативность участия учащихся в различных видах деятельности  (музыкальной, художественной, спортивной и т. д.) Мониторинг результативности работы с учащимися: ­ педагогическая диагностика развития аналитического мышления  творческого потенциала  ­ изучение структуры интеллекта; ­ отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения; ­ отслеживание уровня развития творческого мышления  ­ отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся в  учебной деятельности.  8 Портфолио школьника                                                                         Слайд 17 Работа с одарёнными детьми   предусматривает и создание портфолио  школьника.  Портфолио является перспективной формой представления  индивидуальных достижений учащегося, так как позволяет учитывать  результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности ­  учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной, трудовой, и др.  На основе такого портфолио составляется  характеристика  для передачи в  среднее звено. В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными  детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в  области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного  сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и  обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства  педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался  Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». 9

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Работа с одарёнными детьми"

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов  по теме "Работа с одарёнными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2018