Выступление на районном методическом объединении в рамках муниципального этапа конкурса "Педагог года"
Оценка 4.8

Выступление на районном методическом объединении в рамках муниципального этапа конкурса "Педагог года"

Оценка 4.8
Конкурсы +1
docx
физика +1
8 кл—11 кл +1
08.02.2019
Выступление на районном методическом объединении в рамках муниципального этапа конкурса "Педагог года"
Выступление на методическом объединении в рамках конкурса учитель года (Автосохраненный).docx

Выступление на методическом объединении                  

             в рамках    конкурса учитель года

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с Вами живем и работаем в стремительно меняющемся мире,

- где главенствуют новые способы восприятия,

- где в узком сообществе соседствуют разнообразные культуры,

- где сегодняшние технологии  уже завтра станут неактуальными.

Трудно представить  себе,  с чем столкнутся нынешние младшие школьники, когда достигнут самого деятельного  возраста человека - 30-ти - 40-ка  лет?

Какими станут  общество и мир к тому времени?

Уже  сегодня нам, педагогам нужно думать и действовать так, чтобы дети выросли гибкими по отношению к грядущим переменам.

 

Чтобы понять, как нам действовать, нужно присмотреться к современным детям.

Каковы они - дети 21 века?

Какие особенности их развития мы должны учитывать при проектировании нашей педагогической деятельности?

Что сегодня важно при конструировании конкретного урока  в конкретном классе?

 

По результатам исследований педагогов и психологов во втором десятилетии 21 века дети значительно отличаются от своих сверстников конца прошлого столетия. Причем, нельзя однозначно назвать эти изменения - изменениями в худшую сторону:

 

-Да! Они тревожны, легко возбудимы и порой агрессивны;

 

-Да! Они имеют завышенную самооценку.

 

Но на фоне повышенной эмоциональности и впечатлительности

 

- они настойчивы и требовательны;

- они имеют повышенную потребность в получении информации;

- они способны работать на результат;

- у них другие память, мышление, речь, внимание;

- у детей 21 века преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения.

И  если раньше у детей доминировал вопрос « Почему?»,

то теперь мы с Вами чаще слышим « Зачем?».

Им важен смысл того или иного действия!!!

 

Самая большая проблема для нас,  педагогов, это то, что мы готовим учащихся к будущему, которое сами не можем четко описать. Конечно, нам далеко до писателей фантастов))))), но уже сегодня понятно, что будущее за интеллектуальными производствами, робототехникой, нано-, био- технологиями и т.д.

 

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать сферу деятельности  учителя в образовательной среде XXI века,  предлагаю воспользоваться диаграммой Александра Михайловича Кондакова, члена-корреспондента РА образования, друга и соратника академика Александра Григорьевича Асмолова, который является   соавтором Федерального  Государственного Образовательного Стандарта второго поколения.

Как видим, самые объемные составляющие  этой системы  являются содержание образования и  образовательные технологии.

Логично, что в меняющемся мире нет готовых решений и ответов на все вопросы, которые ставит нам педагогика сегодня. Но есть четкий вектор развития - это ФГОС. Он регламентирует и направляет  на практико-ориентированность в содержании образования, а технологии призваны поддерживать этот процесс.

 


А еще для педагога, крайне важна педагогическая интуиция, обмен опытом с коллегами и великое множество интереснейших методик, которые «так и просятся к нам в руки».

 

Я хочу поделиться опытом внедрения в мою педагогическую практику современных  образовательных технологий на уроках физики.

Поскольку «ФИЗИКА» - это наука, изучающая окружающий мир, природу, то из всего богатства разнообразных методик и приемов, я выделила для себя  направление проблемного обучения по предмету.

В рамках этого направления  я реализую  на своих уроках несколько современных педагогических технологий:

 

Первая   - это  технология «перевернутого класса»

Перевернутый класс - это урок, на который ученики приходят, уже освоив материал урока самостоятельно. Классная работа же  посвящена разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы, а  также  решению практических и исследовательских заданий.

Вторая  - технология «критического мышления» призвана  формировать аналитические навыки у обучающихся через чтение научных и познавательных текстов, а также  через анализ фото- и видео-рядов из интернета. К использованию этой технологии меня подтолкнула нашумевшая в интернете история о « плоской земле» и блогере, который набирал миллионы просмотров на антинаучности.

Третья -  это технология интернет-коммуникации

Это обратная связь с учениками посредством эл.ресурсов.

 

Я создала  специальную почту для выполненных домашних заданий с возможностью проверки на плагиат. В настоящее время разрабатываю программу вебинаров по подготовке учащихся к олимпиадам, а также отдельный направление - виртуальные занятия для отстающих  (по просьбе родителей).

 

Четвертая технология  игрового обучения - я готовлю и провожу уроки в форме интеллектуальной или практической игры.

 

И пятая технология - это   кейс - технология , в частности МЕТОД case-study, на котором хочу остановится подробно.

И, на мой взгляд, она наиболее удовлетворяет требованиям  урока физики, с точки зрения особенностей современных детей и новых стандартов образования.

 

Сase- study - это форма активного проблемного учебного занятия.

Появилась эта технология почти 100 лет назад в Гарвардском университете. В практике российских педагогов стала использоваться относительно недавно.

Суть данной методики состоит в том, что учебный материал подается ученикам в виде микро-проблемы, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской деятельности по разработке решений проблемы.

 

Работа учителя во время проведения урока с применением методики case-study делится на три основных  этапа:

 

Первый - самый трудоемкий  –  это творческая работа педагога по созданию кейса и вопросов для его анализа;

 

Второй этап – работа учителя в классе, где он организует группы и дискуссию.

 

Третий этап - учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, оценивает работу учеников.

 


Материалами для создания кейса для меня служат: учебные тексты, реальные ситуации из моей жизни, интересные исторические факты, научные, публицистические материалы.

 

Я использую разные виды кейсов -  в зависимости от возраста  моих учеников.

Практические кейсы -  являются максимально наглядными.  Это и истории и фотосюжеты и видеоматериалы. Они применимы в любой возрастной категории учащихся.

 

В обучающих  кейсах на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи. Заданная ситуация  здесь не всегда реальная, скорее это  сюжет-фэнтези из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такие кейсы учат детей анализировать ситуации посредством применения аналогии. Их практичнее использовать В МЛАДШИХ и средних возрастных категориях учащихся.

 

Научно-исследовательские кейсы  ориентированы на осуществление исследовательской деятельности учеников.

Это и видео - презентации и  отрывки из научных трудов и экспериментальные кейсы.  Их я рекомендую использовать в старшем звене, начиная с 10 класса.

 


Предлагаю погрузиться в один из фрагментов  работы с кейс-стади на уроке физики в 8 классе. У членов жюри конкурса представлены кейсы-ситуации. И заданы небольшие вопросы в рамках этих проблемных кейсов. Вы можете познакомиться с результатами работы учащихся на таком уроке.

 

 

Работу  учащихся на уроке с применением  Сase- study  можно разбить на несколько этапов:

1- подготовительный организационный - учащиеся самостоятельно делятся на группы; 2 минуты

В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы.

2-  ознакомление с ситуацией, выявление проблем; - 5 минут

3- обобщение информации принимаемых решений; - 10  минут.

-Обобщение информации

4-  подготовка отчета, занимает немного времени, потому что учащиеся заполняют заранее подготовленную учителем форму отчета - 3 минуты

5-  презентация совместной деятельности - кульминация урока, которая может быть представлена в виде:  контекста; схемы; таблицы; мультимедийной презентации с использованием мобильных устройств. 20 минут

Решения групп могут не совпадать, поэтому учитель организует и направляет общую дискуссию;

6-  Итоги занятия , оценка работы учащихся- 5 минут.

 

Критериями оценивания кейса являются:

 

- соответствие предложенного решения поставленной проблеме.

- умение аргументировать свои высказывания,

- грамотность высказывания,

-  умение задавать и отвечать на вопросы одноклассников,учителя.

- умение работать в коллективе и принимать решения,

- умение выдерживать регламент.

 


Особенностью методики case-study для педагога является объемность подготовительной работы, поскольку для учителя все в ней является новым. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Отсюда принципиальное отличие методики case-study от традиционных методик – это демократия в процессе получения знания, когда учащийся равноправен с другими учениками  в классе.

Несомненным достоинством методики case-study является  развитие системы ценностей детей, миропонимания и миропреобразования.

В кейс-технологии преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью» изложения учебного материала. Хорошо организованное обсуждение кейса напоминает целый театральный спектакль!!! Уроки с применением  case-study  завоевали позитивное отношение со стороны моих учеников и  сформировали  у них  интерес к учебе. Они ждут с нетерпением такие уроки. И даже забегают накануне следующего занятия в кабинет физики, чтобы подсмотреть, что я готовлю новенькое для них.

Для меня же открытие кейс-технологии  стало толчком к изменению моего личного отношения к современным технологиям преподавания и поспособствовало обновлению моего творческого потенциала.

Однако не стоит полагать, что кейс-технологии  могут полностью вытеснить другие продуктивные методики.

case-study-лишь один из инструментов педагога-новатора.

И мне, а главное моим ученикам, он пришелся «по вкусу»!

Новая методика даёт возможность моим ученикам понять, почувствовать, что физика окружает их повсюду. Они делятся друг с другом своим жизненным опытом, оценивают и обсуждают опыт одноклассников.

case-технология помогает моим ученикам в раскрытии личностного смысла даже самого сложного материала.

Занятия  по методу case-study проходят на позитивной основе.

Мои  уроки, в принципе, исключают авторитарный стиль обучения.

Ребята совершают открытия самостоятельно.

Они знают, где отыскать то, что им нужно, поэтому на таких уроках их гаджеты становятся не игрушками, а источниками знания. Я считаю, что умение анализировать информацию из интернета станет для них фундаментальным навыком, на котором будут  базироваться в будущем   остальные учебные навыки.

 

Хочу напомнить интересный факт из жизни А. Эйнштейна.

Когда у него однажды спросили, чему равна скорость звука, он ответил: “Я не знаю. Я не перегружаю свою память данными, которые можно легко найти в справочнике”.

Современным детям, как юным будущим Эйнштейнам, неважно знать, им важно научиться добывать информацию, тем более что она сегодня повсюду и максимально доступна.

 

Конкурс «Учитель года» - это серьезная практическая возможность  для обмена опытом и   приобретения новых знаний в нашей творческой профессии.

 Поэтому, в завершении своего выступления хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги, бесспорным утверждением,  который стал  для меня маяком в учительстве:

 

Умные педагоги учатся всю жизнь: в разных местах и разными способами. Учатся всю жизнь на своих и чужих ошибках, учатся у детей и коллег. Учатся у тех, кто действительно что-то знает.

 

Я благодарю всех коллег за бесценный опыт сотрудничества в рамках конкурса педагогического мастерства!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление на методическом объединении в рамках конкурса учитель года

Выступление на методическом объединении в рамках конкурса учитель года

И если раньше у детей доминировал вопрос «

И если раньше у детей доминировал вопрос «

Я хочу поделиться опытом внедрения в мою педагогическую практику современных образовательных технологий на уроках физики

Я хочу поделиться опытом внедрения в мою педагогическую практику современных образовательных технологий на уроках физики

Четвертая технология игрового обучения - я готовлю и провожу уроки в форме интеллектуальной или практической игры

Четвертая технология игрового обучения - я готовлю и провожу уроки в форме интеллектуальной или практической игры

Я использую разные виды кейсов - в зависимости от возраста моих учеников

Я использую разные виды кейсов - в зависимости от возраста моих учеников

Обобщение информации 4- подготовка отчета, занимает немного времени, потому что учащиеся заполняют заранее подготовленную учителем форму отчета - 3 минуты 5- презентация совместной деятельности -…

Обобщение информации 4- подготовка отчета, занимает немного времени, потому что учащиеся заполняют заранее подготовленную учителем форму отчета - 3 минуты 5- презентация совместной деятельности -…

В кейс-технологии преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью» изложения учебного материала

В кейс-технологии преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью» изложения учебного материала

Хочу напомнить интересный факт из жизни

Хочу напомнить интересный факт из жизни

Выступление на районном методическом объединении в рамках муниципального этапа конкурса "Педагог года"

Выступление на районном методическом объединении в рамках муниципального этапа конкурса "Педагог года"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019