Выступление на методическом объединении
в рамках конкурса учитель года
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с Вами живем и работаем в стремительно меняющемся мире,
- где главенствуют новые способы восприятия,
- где в узком сообществе соседствуют разнообразные культуры,
- где сегодняшние технологии уже завтра станут неактуальными.
Трудно представить себе, с чем столкнутся нынешние младшие школьники, когда достигнут самого деятельного возраста человека - 30-ти - 40-ка лет?
Какими станут общество и мир к тому времени?
Уже сегодня нам, педагогам нужно думать и действовать так, чтобы дети выросли гибкими по отношению к грядущим переменам.
Чтобы понять, как нам действовать, нужно присмотреться к современным детям.
Каковы они - дети 21 века?
Какие особенности их развития мы должны учитывать при проектировании нашей педагогической деятельности?
Что сегодня важно при конструировании конкретного урока в конкретном классе?
По результатам исследований педагогов и психологов во втором десятилетии 21 века дети значительно отличаются от своих сверстников конца прошлого столетия. Причем, нельзя однозначно назвать эти изменения - изменениями в худшую сторону:
-Да! Они тревожны, легко возбудимы и порой агрессивны;
-Да! Они имеют завышенную самооценку.
Но на фоне повышенной эмоциональности и впечатлительности
- они настойчивы и требовательны;
- они имеют повышенную потребность в получении информации;
- они способны работать на результат;
- у них другие память, мышление, речь, внимание;
- у детей 21 века преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения.
И если раньше у детей доминировал вопрос « Почему?»,
то теперь мы с Вами чаще слышим « Зачем?».
Им важен смысл того или иного действия!!!
Самая большая проблема для нас, педагогов, это то, что мы готовим учащихся к будущему, которое сами не можем четко описать. Конечно, нам далеко до писателей фантастов))))), но уже сегодня понятно, что будущее за интеллектуальными производствами, робототехникой, нано-, био- технологиями и т.д.
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать сферу деятельности учителя в образовательной среде XXI века, предлагаю воспользоваться диаграммой Александра Михайловича Кондакова, члена-корреспондента РА образования, друга и соратника академика Александра Григорьевича Асмолова, который является соавтором Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения.
Как видим, самые объемные составляющие этой системы являются содержание образования и образовательные технологии.
Логично, что в меняющемся мире нет готовых решений и ответов на все вопросы, которые ставит нам педагогика сегодня. Но есть четкий вектор развития - это ФГОС. Он регламентирует и направляет на практико-ориентированность в содержании образования, а технологии призваны поддерживать этот процесс.
А еще для педагога, крайне важна педагогическая интуиция, обмен опытом с коллегами и великое множество интереснейших методик, которые «так и просятся к нам в руки».
Я хочу поделиться опытом внедрения в мою педагогическую практику современных образовательных технологий на уроках физики.
Поскольку «ФИЗИКА» - это наука, изучающая окружающий мир, природу, то из всего богатства разнообразных методик и приемов, я выделила для себя направление проблемного обучения по предмету.
В рамках этого направления я реализую на своих уроках несколько современных педагогических технологий:
Первая - это технология «перевернутого класса»
Перевернутый класс - это урок, на который ученики приходят, уже освоив материал урока самостоятельно. Классная работа же посвящена разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы, а также решению практических и исследовательских заданий.
Вторая - технология «критического мышления» призвана формировать аналитические навыки у обучающихся через чтение научных и познавательных текстов, а также через анализ фото- и видео-рядов из интернета. К использованию этой технологии меня подтолкнула нашумевшая в интернете история о « плоской земле» и блогере, который набирал миллионы просмотров на антинаучности.
Третья - это технология интернет-коммуникации
Это обратная связь с учениками посредством эл.ресурсов.
Я создала специальную почту для выполненных домашних заданий с возможностью проверки на плагиат. В настоящее время разрабатываю программу вебинаров по подготовке учащихся к олимпиадам, а также отдельный направление - виртуальные занятия для отстающих (по просьбе родителей).
Четвертая технология игрового обучения - я готовлю и провожу уроки в форме интеллектуальной или практической игры.
И пятая технология - это кейс - технология , в частности МЕТОД case-study, на котором хочу остановится подробно.
И, на мой взгляд, она наиболее удовлетворяет требованиям урока физики, с точки зрения особенностей современных детей и новых стандартов образования.
Сase- study - это форма активного проблемного учебного занятия.
Появилась эта технология почти 100 лет назад в Гарвардском университете. В практике российских педагогов стала использоваться относительно недавно.
Суть данной методики состоит в том, что учебный материал подается ученикам в виде микро-проблемы, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской деятельности по разработке решений проблемы.
Работа учителя во время проведения урока с применением методики case-study делится на три основных этапа:
Первый - самый трудоемкий – это творческая работа педагога по созданию кейса и вопросов для его анализа;
Второй этап – работа учителя в классе, где он организует группы и дискуссию.
Третий этап - учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, оценивает работу учеников.
Материалами для создания кейса для меня служат: учебные тексты, реальные ситуации из моей жизни, интересные исторические факты, научные, публицистические материалы.
Я использую разные виды кейсов - в зависимости от возраста моих учеников.
Практические кейсы - являются максимально наглядными. Это и истории и фотосюжеты и видеоматериалы. Они применимы в любой возрастной категории учащихся.
В обучающих кейсах на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи. Заданная ситуация здесь не всегда реальная, скорее это сюжет-фэнтези из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такие кейсы учат детей анализировать ситуации посредством применения аналогии. Их практичнее использовать В МЛАДШИХ и средних возрастных категориях учащихся.
Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности учеников.
Это и видео - презентации и отрывки из научных трудов и экспериментальные кейсы. Их я рекомендую использовать в старшем звене, начиная с 10 класса.
Предлагаю погрузиться в один из фрагментов работы с кейс-стади на уроке физики в 8 классе. У членов жюри конкурса представлены кейсы-ситуации. И заданы небольшие вопросы в рамках этих проблемных кейсов. Вы можете познакомиться с результатами работы учащихся на таком уроке.
Работу учащихся на уроке с применением Сase- study можно разбить на несколько этапов:
1- подготовительный организационный - учащиеся самостоятельно делятся на группы; 2 минуты
В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы.
2- ознакомление с ситуацией, выявление проблем; - 5 минут
3- обобщение информации принимаемых решений; - 10 минут.
-Обобщение информации
4- подготовка отчета, занимает немного времени, потому что учащиеся заполняют заранее подготовленную учителем форму отчета - 3 минуты
5- презентация совместной деятельности - кульминация урока, которая может быть представлена в виде: контекста; схемы; таблицы; мультимедийной презентации с использованием мобильных устройств. 20 минут
Решения групп могут не совпадать, поэтому учитель организует и направляет общую дискуссию;
6- Итоги занятия , оценка работы учащихся- 5 минут.
Критериями оценивания кейса являются:
- соответствие предложенного решения поставленной проблеме.
- умение аргументировать свои высказывания,
- грамотность высказывания,
- умение задавать и отвечать на вопросы одноклассников,учителя.
- умение работать в коллективе и принимать решения,
- умение выдерживать регламент.
Особенностью методики case-study для педагога является объемность подготовительной работы, поскольку для учителя все в ней является новым. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку. Отсюда принципиальное отличие методики case-study от традиционных методик – это демократия в процессе получения знания, когда учащийся равноправен с другими учениками в классе.
Несомненным достоинством методики case-study является развитие системы ценностей детей, миропонимания и миропреобразования.
В кейс-технологии преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью» изложения учебного материала. Хорошо организованное обсуждение кейса напоминает целый театральный спектакль!!! Уроки с применением case-study завоевали позитивное отношение со стороны моих учеников и сформировали у них интерес к учебе. Они ждут с нетерпением такие уроки. И даже забегают накануне следующего занятия в кабинет физики, чтобы подсмотреть, что я готовлю новенькое для них.
Для меня же открытие кейс-технологии стало толчком к изменению моего личного отношения к современным технологиям преподавания и поспособствовало обновлению моего творческого потенциала.
Однако не стоит полагать, что кейс-технологии могут полностью вытеснить другие продуктивные методики.
case-study-лишь один из инструментов педагога-новатора.
И мне, а главное моим ученикам, он пришелся «по вкусу»!
Новая методика даёт возможность моим ученикам понять, почувствовать, что физика окружает их повсюду. Они делятся друг с другом своим жизненным опытом, оценивают и обсуждают опыт одноклассников.
case-технология помогает моим ученикам в раскрытии личностного смысла даже самого сложного материала.
Занятия по методу case-study проходят на позитивной основе.
Мои уроки, в принципе, исключают авторитарный стиль обучения.
Ребята совершают открытия самостоятельно.
Они знают, где отыскать то, что им нужно, поэтому на таких уроках их гаджеты становятся не игрушками, а источниками знания. Я считаю, что умение анализировать информацию из интернета станет для них фундаментальным навыком, на котором будут базироваться в будущем остальные учебные навыки.
Хочу напомнить интересный факт из жизни А. Эйнштейна.
Когда у него однажды спросили, чему равна скорость звука, он ответил: “Я не знаю. Я не перегружаю свою память данными, которые можно легко найти в справочнике”.
Современным детям, как юным будущим Эйнштейнам, неважно знать, им важно научиться добывать информацию, тем более что она сегодня повсюду и максимально доступна.
Конкурс «Учитель года» - это серьезная практическая возможность для обмена опытом и приобретения новых знаний в нашей творческой профессии.
Поэтому, в завершении своего выступления хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги, бесспорным утверждением, который стал для меня маяком в учительстве:
Умные педагоги учатся всю жизнь: в разных местах и разными способами. Учатся всю жизнь на своих и чужих ошибках, учатся у детей и коллег. Учатся у тех, кто действительно что-то знает.
Я благодарю всех коллег за бесценный опыт сотрудничества в рамках конкурса педагогического мастерства!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.