Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников

  • Работа с родителями
  • doc
  • 14.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное выступление можно использовать для проведения родительского собрания психологом, учителем 1 класса, воспитателем в детском саду. Выступление познакомит родителей с понятием психологической готовности, ее компонентами и особенностями. А также даст практические рекомендации в каком направлении нужно вести подготовку к школе родителям будущих первоклассников.
Иконка файла материала Выступление на родительском собрании для родителей.doc
Выступление на родительском собрании для родителей  будущих первоклассников. Свое выступление я бы хотела начать со слов известного советского психолога  Венгера  Л. А.  «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».  Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?  Поступление в школу ­ переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные   дошкольникам   беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и   ограничений:   теперь   ребенок   должен   каждый   день   ходить   в   школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя,   заниматься   на   уроке   тем,   что   определено   школьной   программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 6­7 лет, меняется и весь психологический облик   ребенка,   преобразуется   его   личность,   познавательные   и   умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.  Как же понять родителям   готов ли их   ребенок к школе;   а если не готов, то как ему в этом помочь?   В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: 1.Личностная и социально – психологическая готовность 2.Интеллектуальная готовность. 3.Мотивационная готовность 4.Эмоционально – волевая готовность. 1. Личностная  и социально – психологическая готовность.  умение строить адекватные системы обучения отношения со взрослыми; умение общаться со сверстниками;  отсутствие заниженной самооценки и страха неудач. Качества, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу,  в класс, в которых дети заняты общим делом   и   ему   необходимо   обладать   достаточно   гибкими   способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в   детское   общество,   действовать   совместно   с   другими   детьми,   умение подчиняться   интересам   и   обычаям   детской   группы,   развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.Немаловажное значение имеют мотивы поведения ребенка, то есть те правила  поведения по отношению к другим людям, то умение устанавливать и поддерживать адекватные полноценные взаимоотношения со сверстниками, которые сформировались в совместной деятельности дошкольников. 2. Интеллектуальная готовность. Многие   родители   считают,   что   именно   она   является   главной составляющей   психологической   готовностик   школе,   а   основа   ее   ­   это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. На   самом   деле   интеллектуальная   готовность   школьника   не ограничивается умением читать. Это,   прежде всего,   уровень развития его психических   качеств   ­   восприятия,   памяти,   внимания   и   мышления.   Очень важно умение моделировать, т.е. использовать  определенные знаки, схемы, модели   для   представления   объекта   действительности,   которые   замещают реальные объекты.  развитие внимания, памяти;  сформированность   мыслительных   операций: Интеллектуальная готовность предполагает:  1. 2. обобщения;  3.   анализа,   синтеза, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6 ­ 7 годам ребенок должен знать: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 3. Мотивационная готовность подразумевает: наличие   у   ребенка   желания   принять   новую   социальную роль   –   роль школьника.  Поэтому   очень   важно,   чтобы   школа   была   для   него   привлекательна своей главной деятельностью – учебой.С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети   ходят   учиться   для   получения   знаний,   которые   необходимы   каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.  Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются   некритично,   полностью.   Ребенок   должен   видеть,   что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался».  Но в возрасте 6­7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые   «не   наигрались»,   придя   в   класс,   скоро   начинают   испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам   не   обязательно   до   начала   учебного   года   формировать   любовь   к школе,   поскольку   невозможно   полюбить   то,   с   чем   ребенок   еще   не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого   современного   человека   и   от   того,  насколько   он   будет   успешен   в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. 4. Эмоционально – волевая готовность предполагает: 1. 2. 3. наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель; принимать решение о начале деятельности; намечать план действий, выполнять его, проявив определенные  усилия, оценивать результат своей деятельности; 4. работу. а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную  Такие симптомы, как: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.   Исходя   из   всего   вышесказанного,   выделяют   три   основные   линии,   по которым должна вестись подготовка ребенка  к школе: 1.Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня.  Речь   в  первую   очередь   идет   о   развитии   памяти,  внимания,  особенно интеллекта.   И   здесь   нас   интересует,   как   имеющего   у   него   запас   знаний   и представлений,   так   и   умение   действовать   во   внутреннем   плане   (т.   е. производить некоторые действия в уме). Подготовить   ребенка   к   школе   можно   при   помощи   выполнения   ряда заданий, способствующих, повышению общего умственного развития. Эти занятия подразделяются на три вида:  1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого;2) тренировка памяти;  3)подготовка руки к овладению письмом. Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировки с помощью дидактических   игр   с   чётко   выраженными   правилами.   Целесообразно регулярно   включать   ребёнка   в   выполнение   задания   по   предварительно разработанному   плану   действий:   можно   выполнить   постройки   из   кубиков, рисунки,   орнаменты,   аппликации,   различные   поделки   из   бумаги,   форму которую задаёт словесно или с помощью схемы взрослый. Нужно   тренировать   ребёнка   к   пересказу   сказок   по   схематическому плану, составленному родителями.  Важно   научить   ребёнка   анализировать   образец   и   результаты собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Если у ребенка обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов (плохая   механическая   память),   нужно,   прежде   всего,   снять   все   формы нервного   переутомления   –   удлинить   сон,   увеличить   время   прогулок, обогатить питание витаминами. Механическая память практически не поддается тренировке. Но можно помочь детям освоить некоторые приемы запоминания. Стихотворный текст нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени. Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка с помощью условных схем.  Подготовка   руки   к   овладению   письмом   помогают   действия   с предметами.   Способствующие   развитию   и   укреплению   мелких   мышц   руки (лепка   из   пластилина,   глины,   нанизывание   бусинок   на   проволоку, изготовление   украшений   из   бисера,   ручной   труд,   вышивание,   мозаика, конструирование и т. п.). И «рисовальные» упражнения: по точкам и по штрихованным линиям узоров, рисование по образцу с опорой на значимые точки; дорисовывание недостающих   элементов   по   образцу;   раскрашивание   рисунков   при   помощи различной штриховки. 2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание   и   хорошая   память,   но   произвольно   управлять   ими   он   еще   как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое–то событие или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо.Развитию   умения   произвольно   управлять   собой   способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. 3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется   в   виду   не   тот   интерес,   который   проявляют   дошкольники   к школе.   Речь   идет   о   воспитании   действительной   и   глубокой   мотивации, которая   сможет   стать   побудительной   причиной   к   приобретению   знаний.  В связи с этим, хотелось бы дать несколько рекомендация для формирования данных мотивов:  1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д. 2.Читайте   ребенку   художественную   литературу   о   школьной   жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.  3.Не   возлагайте   непосильных,   необоснованных   надежд   на   то,   что ребенок   будет   в   школе   лучшим   учеником,   превосходящим   своих одноклассников. 4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый. 5.Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте   ситуацию   успеха,   укрепляйте   его   веру   в   собственные   силы   и возможности.