Данное выступление можно использовать для проведения родительского собрания психологом, учителем 1 класса, воспитателем в детском саду. Выступление познакомит родителей с понятием психологической готовности, ее компонентами и особенностями. А также даст практические рекомендации в каком направлении нужно вести подготовку к школе родителям будущих первоклассников.
Выступление на родительском собрании для родителей будущих
первоклассников.
Свое выступление я бы хотела начать со слов известного советского
психолога Венгера Л. А. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому
научиться».
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?
Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в
игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей
и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу,
систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться
разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования
учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой,
прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в
учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 67 лет, меняется и весь психологический
облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные
возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Как же понять родителям готов ли их ребенок к школе; а если не
готов, то как ему в этом помочь?
В структуре психологической готовности принято выделять следующие
компоненты:
1.Личностная и социально – психологическая готовность
2.Интеллектуальная готовность.
3.Мотивационная готовность
4.Эмоционально – волевая готовность.
1. Личностная и социально – психологическая готовность.
умение строить адекватные системы обучения отношения со взрослыми;
умение общаться со сверстниками;
отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.
Качества, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми,
учителем. Ребенок приходит в школу, в класс, в которых дети заняты общим
делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами
установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти
в детское общество, действовать совместно с другими детьми, умение
подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся
способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.Немаловажное значение имеют мотивы поведения ребенка, то есть те
правила поведения по отношению к другим людям, то умение устанавливать
и поддерживать адекватные полноценные взаимоотношения со сверстниками,
которые сформировались в совместной деятельности дошкольников.
2. Интеллектуальная готовность.
Многие родители считают, что именно она является главной
составляющей психологической готовностик школе, а основа ее это
обучение детей навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность школьника не
ограничивается умением читать. Это, прежде всего, уровень развития его
психических качеств восприятия, памяти, внимания и мышления. Очень
важно умение моделировать, т.е. использовать определенные знаки, схемы,
модели для представления объекта действительности, которые замещают
реальные объекты.
развитие внимания, памяти;
сформированность мыслительных операций:
Интеллектуальная готовность предполагает:
1.
2.
обобщения;
3.
анализа,
синтеза,
умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6 7 годам ребенок должен знать:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов;
домашних и диких животных.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и
своем ближайшем окружении.
3. Мотивационная готовность подразумевает:
наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль
школьника.
Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна
своей главной деятельностью – учебой.С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что
дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому
человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми,
воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что
родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не
наигрался».
Но в возрасте 67 лет психическое развитие очень пластично, и дети,
которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать
удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к
школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не
сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность
каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в
учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
4. Эмоционально – волевая готовность предполагает:
1.
2.
3.
наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;
принимать решение о начале деятельности;
намечать план действий, выполнять его, проявив определенные
усилия, оценивать результат своей деятельности;
4.
работу.
а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную
Такие симптомы, как: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная
тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был
готов к обучению в школе.
Исходя из всего вышесказанного, выделяют три основные линии, по
которым должна вестись подготовка ребенка к школе:
1.Общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие
должно достичь определенного уровня.
Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, особенно
интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющего у него запас знаний и
представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (т. е.
производить некоторые действия в уме).
Подготовить ребенка к школе можно при помощи выполнения ряда
заданий, способствующих, повышению общего умственного развития.
Эти занятия подразделяются на три вида:
1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого;2) тренировка памяти;
3)подготовка руки к овладению письмом.
Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости
произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировки с помощью
дидактических игр с чётко выраженными правилами. Целесообразно
регулярно включать ребёнка в выполнение задания по предварительно
разработанному плану действий: можно выполнить постройки из кубиков,
рисунки, орнаменты, аппликации, различные поделки из бумаги, форму
которую задаёт словесно или с помощью схемы взрослый.
Нужно тренировать ребёнка к пересказу сказок по схематическому
плану, составленному родителями.
Важно научить ребёнка анализировать образец и результаты
собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Если у ребенка обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов
(плохая механическая память), нужно, прежде всего, снять все формы
нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок,
обогатить питание витаминами.
Механическая память практически не поддается тренировке. Но можно
помочь детям освоить некоторые приемы запоминания. Стихотворный текст
нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами
времени.
Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения
и его зарисовка с помощью условных схем.
Подготовка руки к овладению письмом помогают действия с
предметами. Способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки
(лепка из пластилина, глины, нанизывание бусинок на проволоку,
изготовление украшений из бисера, ручной труд, вышивание, мозаика,
конструирование и т. п.).
И «рисовальные» упражнения: по точкам и по штрихованным линиям
узоров, рисование по образцу с опорой на значимые точки; дорисовывание
недостающих элементов по образцу; раскрашивание рисунков при помощи
различной штриховки.
2. Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое
внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как
следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое–то событие
или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не
вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо
к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана делать
не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо.Развитию умения произвольно управлять собой способствуют
изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают
длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к
школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации,
которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний. В
связи с этим, хотелось бы дать несколько рекомендация для формирования
данных мотивов:
1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь,
как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу
не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.
2.Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни,
смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
3.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что
ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих
одноклассников.
4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним
на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
5.Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения.
Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и
возможности.