Психолого-педагогическая подготовка обучающихся и родителей к ЕГЭ.
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.
Психолого-педагогическая подготовка всех участников ЕГЭ заключается в работе с учителями, учениками и их родителями и состоит из формирования положительного отношения всех участников ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ.
Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ - одно из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдаче экзамена, есть результат не последнего года работы, месяцев, дней, а это работа, которая проводиться на протяжении всего периода обучения.
Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ строится через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения и осуществляется по следующим направлениям:
1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, осуществляется на протяжении всего обучения в школе. Уже в начальной школе мы выделяем группы детей, которые испытывают трудности в обучении. Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ЕГЭ. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ. Выделяются те же группы трудностей обучения, но меняется диагностический инструментарий для их выявления, и аспект диагностики смещается в сторону изучения личностных особенностей подростков. Кроме того, отслеживается динамика эффективности психолого-педагогического сопровождения.
2. Коррекционно-развивающая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Исходя из результатов диагностики учащихся школы, становится ясно, что развивающая работа должна вестись по трём основным направлениям:
1. Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. (начальная школа);
2. Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки (2 класс, 5 класс, 7 класс, 9 класс, 11 класс);
3. Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;
Кроме этого, в систему коррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к ЕГЭ добавляются следующие направления:
1. Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
2. Повышение сопротивляемости стрессу;
3. Актуализация внутренних ресурсов.
3. Консультационно-просветительская и профилактическая работа в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Нами осуществляются следующие формы работы в этом направлении:
Велика роль родителей.
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Поэтому часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неѐ) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
И еще ряд простых советов для вас, уважаемые родители.
Организация занятий
· Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
· Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
· Очень важно разработать ребѐнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии вы должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, развить умение использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
· Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Питание и режим дня
· Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
· Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
· Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
· С утра перед экзаменом дайте ребѐнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть, или лучше использовать время.
Таким образом, помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а в случае неудачи - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Желаю вам и вашим детям удачи и успешной сдачи ЕГЭ!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.