МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С. КИТАЕВСКОГО НОВОСЕЛИЦКОГО Р-НА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление на родительском собрании:
«Нравственное воспитание в семье»
Подготовила: Ильченко Елена Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
2016 -2017 год
Добрый вечер, уважаемые родители!
Прежде чем начать своё выступление, я хочу поздравить с праздником всех мам. Мам, которые умеют любить бескорыстно, прощать бесконечно, ждать верно и отдавать всё, что имеют.
Сегодня мы поговорим о том, какую роль в жизни человека играют семья и школа. Школа в настоящее время наравне с родителями, а, может быть, даже в большей степени несёт ответственность за формирование будущей личности.
Поэтому, чтобы вырастить полноценного высоконравственного человека необходимо, чтобы учителя и родители действовали сообща, делясь с детьми своей добротой, любовью, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы особенно важны в первые годы пребывания ребенка в учебном заведении, когда он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами и поведением. Ведь ребёнок приходит в школу маленьким, наивным и очень добрым человеком. Ему ещё неведомы зло, зависть, а сердце открыто любви и состраданию.
Школа ставит перед собой много задач: учебные, воспитательные, просветительские. Но ещё с древности известно, что на первом месте находится всё-таки воспитание, а потом только обучение. Именно от воспитания зависит, захочет ребёнок получать знания или нет.
Школа может помочь родителям при решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством формирования личности ребенка.
Жизнь доказывает, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Чрезмерная, неразумная любовь родителей к ребёнку может создать ему множество проблем уже в школьной жизни. Не имея понятий, что в человеческом общежитии есть слова «можно», «нельзя», «надо», ребёнок считает, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Бывает, что родители жестоки со своими детьми. Эта одна из причин того, что у ребенка с малых лет теряется представление о добром начале в человеке, он перестает верить справедливость. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родители должны не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважая детское желание быть хорошим, мы обязаны помнить, что наш сын, наша дочь — такой же человек, как и мы, его душа явно протестует, когда кто-то, пусть это даже будут любимые люди, пытаются сделать его зависимым от чужого мнения.
Есть родители, которые считают, что их родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, равнодушия. Они живут среди людей и ничего не знают о них, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Дети учатся жить у нас. Какими они станут в будущей жизни, какой будет их семья, зависит от наших поступков. Недаром пословица гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» — это первая детская школа семейной педагогики. Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно... заработанные детьми деньги. С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решает каждый родитель по-своему.
Важно то, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. И это, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. Они приводят уже в девичестве к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным началом, с постоянной готовностью положить на карту всё, до конца следовать избранному пути. Яркость этого чувства запечатлена в словах, изложенных В.А. Сухомлинским: «Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. Для девушки это особенно важно. Ты — будущая мать. Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. Ты женщина, а настоящая женственность — это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества. Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. Любовь и легкомыслие несовместимы».
Но и к будущему мужу и отцу есть свои требования: «Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине — жене, матери своих детей, своей матери. Отношение к женщине — тончайшая мера побуждения совести. Умей любить мать своих детей, умей дорожить её здоровьем, красотой, честью. Умей защищать и оберегать её от болезни, изнурения, несправедливости. Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода. Хам в отношении к женщине — хам во всех отношениях. Уважать женщину — значит уважать жизнь».
Что же сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Помните: какие бы поступки дети ни совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И самое большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут они, всё зависит от нас. Именно от нас в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Своё выступление хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь.
В заключение посмотрите видеоролик «Письма детей из школ города Гомеля своим родителям». Ребята со всей откровенностью (наши дети говорят о том же и думают так же) говорят нам о наших ошибках, о своих проблемах и о своём желании быть с нами рядом.
(При подготовке был использован текст Ю.Л. Азарова «Игры в дочки-матери»…)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.