Выступление на семинаре. Оздоровительные компоненты в содержании учебных предметов.
Оценка 4.9
Семинары
DOC
воспитательная работа
Взрослым
13.02.2017
Я поделилась опытом, как использую на своих уроках оздоровительные компоненты. Привела примеры, потому что одной из основных задач моей работы является обучение детей здоровью. И это, на мой взгляд, насущная психолого - педагогическая проблема, которую необходимо решать в наше время. нам необходимо учить детей беречь и укреплять своё здоровье.Это статья, в которой я делюсь опытом работы, как в учебном процессе можно учить детей беречь и укреплять своё здоровье
ПРИЛОЖ1.DOC
Чепикова Л.В., учитель начальных классов
высшей категории МОУ № 70
Приложение 1
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Здоровье детей катастрофически падает. Можно было переадресовать эту проблему
врачам, родителям, но здоровье не ждет. Вопросы здоровья затрагиваются в той или иной
мере в таких учебных предметах, как природоведение и естествознание, но этого в
создавшихся условиях, конечно, недостаточно. Введенные в школах уроки валеологии и ОБЖ
тоже не решают проблему. Вопервых, один час в неделю на учебный предмет это
малоэффективное занятие. Кроме того, в рамках одного учебного предмета, будь то
валеология, природоведение или физкультура, решить проблему здоровья школьников невоз
можно, необходим комплексный подход. Поэтому одной из основных задач моей работы
является обучение детей здоровью, которое происходит на каждом уроке. Ребята должны
осознать, что здоровье человека это дело рук самого человека. И это, на мой взгляд,
насущная психолого педагогическая проблема, котирую необходимо решать в ближайшее
время. И я решила включить оздоровительный компонент в содержание учебных предметов.
Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки природоведения. На них уча
щиеся получают знания о своем организме, о режиме дня. личной гигиене и т.д.
На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и
письма. Кроме того, я считаю целесообразным использование на уроках математики, русского
языка, чтения дидактического материала, так или иначе, связанного с оздоровительной
тематикой. Это помогает, закрепить знания, полученные на уроках природоведения и
валеологии. Приведу примеры оздоровительных компонентов в содержании учебных
предметов.
Русский язык.
1. Разбор слов по составу.
Зарядка, прогулка, здоровый, загрипповал, загар, сильный, зубки, зубная (боль), чистота.
Вопросы: а) Какие слова говорят о том, что надо делать, чтобы быть здоровым?
б) Что означает слово прогулка, от какого слова оно образовано?
в) Когда у нас бывает прогулка? (В режиме работы школы после 3 урока) А с какой
целью она проводится?
г) Что бывает с теми ребятами, которые не бывают на прогулке? Ребята, какой вывод
нужно для себя сделать.
2. Родственные слова.
Ухо, подушка, заушница, заушная (область)
3. Списывание текста.
Здоровье это важно. Ведь если человек часто болеет; он не может нормально учиться и
работать. У него плохое настроение. Он мало успевает сделать. Больных людей жаль. Но во
многом здоровье зависит от самого человека.
4. Окончание и основа.
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше
чесноком лечили кашель. Нужно ежедневно употреблять чеснок.
(Подчеркнуть слово, которое повторяется, выделить основу и окончание.)
Вопросы:
Что нового узнали о чесноке?
При какой болезни его особенно рекомендуют применять?
А когда его лучше использовать до болезни или после болезни? Почему?
5. Правописание падежных окончаний имен существительных.
1 (Списать текст, определить число и падеж имен существительных.)
Сон и мозг.
Головной мозг. так же, как и мышцы, нуждается в периодическом отды
хе. Самый
лучший отдых для головного мозга это сон. Если человеку не давать спать, то он может
умереть. Человек может больше времени продержаться без пищи, чем без сна.
Вопросы:
Почему сон лучшее лекарство для человека?
Что чувствует человек, когда плохо спал?
Сколько часов рекомендуется спать в вашем возрасте?
6. Письмо по памяти.
Аист делает зарядку
То вприпрыжку, то в присядку.
Пеликан ныряет ловко.
Вот что значит тренировка.
(Подчеркнуть звонкие и глухие согласные, требующие проверки.)
Вопросы:
Ребята, для чего надо утром делать зарядку?
А можно различить ученика, который делал зарядку и ученика, который не делал
зарядку? Как?
На уроках можно использовать русские народные пословицы о здоровье:
1. «Чистота основа здоровья, здоровье основа богатства».
2. «Труд первое лекарство от всех болезней».
3. «На свежем воздухе долго быть долгую жизнь прожить».
4. «Истощенному организму все болезни товарищи» и т.д.
Математика.
1. Составление и решение задач. Задача 1 «За лето Петя подрос на 12 см, а Дима на 10
см. На сколько см больше подрос Петя?».
Вопрос: А почему Петя подрос на 2 см больше, что могло повлиять на его рост?
Задача 2 «Саша ежедневно съедал в день 500 г овощей и фруктов.
Сколько кг овощей и фруктов Саше нужно на 1 неделю, на месяц?».
Вопрос: Ребята, а зачем Саша ел так много овощей и фруктов? Как вы думаете, какие
овощи и фрукты он кушал? Почему?
Задача 3 «Три вторых класса собирали плоды шиповника. 2А класс сдал 9 кг плодов
шиповника, 2Б класс на 6 кг больше, а 2В класс вдвое больше, чем 2А класс. Сколько всего кг
плодов шиповника сдали ребята?».
Вопрос: Чем полезен шиповник? Почему в нашей столовой часто дают напиток из
шиповника? Какой вывод вы можете для себя сделать?
Задача 4 «Скелет новорожденного ребенка состоит из 350 костей, а скелет взрослого
всего из 260. На сколько костей меньше состоит скелет взрослого?».
Вопрос: Почему так получается?
Ответ: Потому что многие кости разделены мягкими хрящиками. Постепенно они
костенеют и срастаются. И от того, как мы сидим и ходим зависит наша осанка. Почему?
Чтение.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщенные выводы о
здоровом образе жизни.
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка.»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоеме вода не может
2 быть чистой, се надо кипятить или очищать.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые
вызывают кишечные заболевания.
2. А. Шишков «Песенка на купание» (книга «В океане света » Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева).
Ребята, где можно купаться?
На воде есть свои правила безопасного поведения. Какие правила вызнаете?
3. А.Куприн «Слон».
Почему заболела маленькая девочка Надя? (Больна равнодушием к жизни.)
Что значит равнодушие к жизни?
От чего это бывает и чем все это может кончиться?
Как надо относиться к жизни, чтобы не заболеть?
Учащиеся могут и должны увидеть смысл и жизненное назначение всех учебных
предметов, которые они изучают в школе.
Создание такой системы работы с учащимися благотворно влияет на формирование
ценностей здоровья, здорового образа жизни.
Я всегда прислушиваюсь к мнению детей, поэтому попросила их сказать свое мнение об
оздоровительной работе на уроках. В качестве примера приведу некоторые высказывания
учеников.
Максим О.
«Я думаю, что пословицы и загадки о здоровье помогают задуматься о своем здоровье.
Их нужно применять почаще на уроках чтения, русского языка и математики».
Маргарита П.
«Конечно, стоит! Потому что мы будем писать, узнавать новые и запоминать их. И
может быть будем здоровыми. И еще я думаю, что их надо использовать на каждом уроке».
Настя С.
«Мне, кажется, очень даже хорошо, что предложили писать, потому
что, когда их пишешь, то у всех откладывается частичка в голове, что надо делать,
чтобы стать здоровым».
Маша А.
«Я думаю, что они помогают больше узнать о здоровье. Оно может быть
лучше, если мы каждый день будем записывать такие предложения и решать задачки».
Женя С.
«Об этом надо говорить на всех уроках, чтобы все задумались о своем здоровье».
Дима Б.
«Надо использовать на всех уроках, потому что они развивают словарный запас и
память. Это надо делать чаще».
Кристина Ш.
«Предложения и задачи, из которых мы узнаем все новое о здоровье, это очень хорошо.
Мы должны задуматься о том, что их не вспоминаем, поэтому нужно использовать на каждом
уроке».
Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные
рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться. Результаты не
всегда можно обнаружить сразу. Может пройти год и даже несколько лет, но они будут, и
будут положительными.
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое
проведение оздоровительной работы с ребенком в школе принесет желаемый результат —
3 даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование
позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, т.е. поможет учащимся
сохранить и укрепить свое здоровье.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Начальная школа «Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной
школе». № 1 2000г. (стр. 27).
2. Начальная школа «О здоровье на уроках в начальных классах». № 11 1996г. (стр.73).
4
Выступление на семинаре. Оздоровительные компоненты в содержании учебных предметов.
Выступление на семинаре. Оздоровительные компоненты в содержании учебных предметов.
Выступление на семинаре. Оздоровительные компоненты в содержании учебных предметов.
Выступление на семинаре. Оздоровительные компоненты в содержании учебных предметов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.