Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"
Оценка 5

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Оценка 5
Семинары
docx
чтение
3 кл
22.01.2018
Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"
В этом выступлении я описываю, как использование притч на уроках литературного чтения в младших классах, может сделать эффективным. Такой урок. позволяет ученикам повысить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над поступками людей. Считаю, притча воздействует на чувства ученика, стимулируя нравственный его выбор.Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.
Работа с притчами.docx
Воспитание детей – это важный процесс, который в конечном  итоге приводит к формированию определенной концепции личности и  поведения. С самого раннего детства взаимодействие родителей с  детьми направлено на то, чтобы привить им определенные навыки и  умения, которые при взрослении ребенка будут играть  непосредственную роль в его взаимодействии с социумом в целом и с  отдельными людьми. К сожалению, ошибки воспитания могут  проявиться через 5, 10 или 20 лет. Именно поэтому процесс воспитания  является настолько трудным. Далеко не всегда можно предугадать, как  сегодняшние действия родителей или события, участником которых  стал ребенок, скажутся на его поведении в будущем. Ценности   человека  –   это   то,   что   труднее   всего   поддается простой трансляции, передаче от их носителей – учителя (воспитателя) воспитанникам.   Логика   постижения   культуры   отличается   от   логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести   ребенка   в   культуру,  помочь   ему   определиться   в   ней.  Но   это вовсе не означает, что он должен стать бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Только в таком общении,  где  один  перед  другим раскрывает свои  ценности, «в этой встрече   двух   душ   рождается   духовно­ценностное,   мировоззренческое единство,   общность   веры,  надежды   и   любви,  жизненных   установок   и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий» [2, С. 294]. Важным   опорным   материалом,   на   котором   строится   духовно­ нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.   С   точки   зрения   литературы,   притча   –   это   небольшой аллегорический и поучительный рассказ. Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на   свете,   в   них   мудрость   веков.   Это   игра   ума,   воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Темы притч: мудрость, долголетие,   знание,   любовь   к   ближнему,   усердие,   самообладание, разумное   пользование   богатством,   сочувствие   к   бедным,   семейные устои   и   воспитание   детей,   милосердие,   выбор   друзей,   трудолюбие, честность,   помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.    непримиримость   ко   злу,   справедливость, Свойства притчи:  1) краткость,  2) не требует доказательств,  3)   подсказывает   способы   разрешения   конфликтной   ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность.  Осуждается не человек, а порок,  5) строится на сравнении,  6) предполагает мыслительную деятельность. учебном процессе? вопросы. комментированием. структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).  Какие же существуют способы использования притч в  − Обсуждение основной идеи и смысла притчи. −   Формулирование   вопросов   или   ответы   на   поставленные − Придумывание названия притчи. − Обсуждение возможного окончания притчи. −   Выделение   ключевых   слов   –   понятий,   с   последующим −   Разбор   текстового   документа   (в  том   числе   анализ   символов, Инсценировка притчи. − Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка) − Подбор пословиц, поговорок. − Сравнение с басней (определить). − Поиск и вставка пропущенных слов. −   Рассматривание   притчи   с   ролевой   позиции   (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.). −   Сравнение   нескольких   притч   (притчи   разных   культур)   с одинаковыми ценностями. − Определение ценностей, которые отражает притча. Притча  всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем,   и   её   основное   действие   разворачивается   тогда,   когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления   может   быть   бесконечным,   притча   не   исчерпывает   всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает   сознание   более   гибким   и   подвижным,   способствует   его расширению,   улучшая   тем   самым   способность   слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям. взмолилось: На своих уроках и классных часах я часто работаю с притчами. Приведу несколько примеров организации работы с притчами: 1. Откуда берутся болота Заметило   озеро,   что   мало­помалу   превращается   в   пруд,   и − Люди! Очистите меня поскорее! Но люди только отмахнулись: − Ничего, нам и пруда хватит! Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил: − Помогите, пока не поздно! Опять не послушали его люди. И   вскоре,   действительно,   бывшее   озеро­пруд   превратилось   в болото. Теперь   люди   ходили   вокруг   него,   увязали,   (некоторые   даже тонули!) и возмущались: − И откуда только болота берутся? Добавим к этому: И не только на земле, но и в человеческих душах! Анализ притчи: − Почему озеро превратилось в болото? − Почему же люди возмущались? − Как вы считаете, о чём эта притча? − Что означает выражение «болота в человеческих душах»? − Приходилось ли вам сталкиваться с последствиями равнодушия людей? Приведите примеры.  2. Волшебный колодец В давние времена был в поле волшебный колодец. Подходил к нему человек, опускал ведро, вытаскивал, а в ведре оказывалось то, что было у него на сердце. Сначала   люди   черпали   из   колодца   любовь,  добро,  нежность.  У кого что было — у того еще прибавлялось. Но потом что­то случилось в мире:   люди   стали   все   чаще   зачерпывать   из   колодца   зло,   зависть, ненависть.  И решили они, что колодец испортился. И засыпали колодец. Ведь колодец засыпать легче, чем сердце свое очистить, правда? Работа с притчей: −   Сегодня   мы   прочитаем   притчу   Евгения   Георгиевича   Санина (Монаха Варнавы) «Волшебный колодец». Как вы думаете, о чём будет эта притча? испортился. И засыпали колодец». Учащиеся читают два абзаца притчи и отвечают на вопросы:  −   Что   могло   случиться,   что     в   колодце   иссякли   любовь   и − Что сделали люди? Открывается продолжение притчи: «И решили они, что колодец − Как вы думаете, почему люди зарыли колодец? −   Узнаем,   как   об   этом   пишет   Монах   Варнава:   «Ведь   колодец − Почему трудно очистить своё сердце? − Какому человеку это под силу? − О каком же волшебном колодце говорится в притче? − Нарисуйте  этот волшебный колодец и ведёрки возле него. В засыпать легче, чем сердце свое очистить, правда?» нежность? каждом ведёрке напишите качества, которые есть в вашем сердечке.   Не только в работе  с детьми я обращаюсь к притче. На первом родительском собрании мы с  родителями знакомимся с притчей " Урок бабочки".                                         "Урок бабочки"       Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно  проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через  эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени,  бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же  маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что  другое у нее не было больше сил.       Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и  разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и  немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.       Человек продолжал наблюдать, думая, что вот­вот крылья бабочки  расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои  нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.       А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что  усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке,  чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла  летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку,  чтобы она могла расти и развиваться.  Вывод:      Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за  ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития.  Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так  необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все  трудности, которые помогут быть ему сильным.  Каждая   притча  –   выражение   духовного   опыта   множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры.. Она поможет   разрешить   конфликтную   ситуацию,   благодаря   аллегории другому человеку мы, учителя, в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.   который   глубоко запечатлевается   в   детской   памяти,   влияют   на   самоопределение личности.  Притчи   несут   позитивный   смысл,

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"

Выступление на школьном методическом объединении "Работа с притчами на уроках литературного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018