Выступление на школьном педсовете"Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе" отражает , как через внеклассную работу развивать способности обучающихся в области русского языка и литературы, как через организацию Недели Русского языка, целью которой является развитие творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе.doc
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе.
В концепции модернизации российского образования
отмечается, что российское
образование стремится к существенному изменению системы, что вызвано ускорением темпов
развития общества, усложнением и увеличением числа глобальных проблем, которые могут
быть разрешены лишь при условии формирования у молодого поколения современного
мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому
обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия. Традиционное содержание школьного образования в недостаточной
степени обеспечивает формирование у выпускников указанных качеств.
В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано
Положение о том, что «Образовательная школа должна формировать не только целостную
систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности
и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции,
своего рода «мерило» современного качества образования.
Именно поэтому главное направление в работе педагога «Развитие творческой личности
учителя и ученика через формирование ключевых компетенций».
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся.
Как учителейсловесников нас беспокоит снижение речевой культуры и грамотности
населения в современном обществе, замена истинно культурных ценностей продуктами
массовой культуры, падение интереса к изучению родного языка и литературы. Все это
показывает, что в современной школе недостаточно формируются навыки и умения устной и
письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в
полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что
проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Поэтому мы считаем, что формирование коммуникативной компетенции в процессе
обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из
эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащих является
внеклассная работа по предмету
Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебновоспитательной работы в
школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно.
Организуется она для развития разнообразных способностей учащихся в области русского
языка и литературы.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения,
свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия
имеют одну и ту же цель:Развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как
учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание
любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству
великого русского народа.
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:
расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая
учащимся лучше усвоить программный материал;
материал на нужную тему;
научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарямисправками, подбирать сформировать коммуникативную компетенцию учащихся (выступать перед аудиторией,
защита и презентация рефератов, проектов, организовывать вечера, конкурсы);
выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у
слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по
русскому языку и литературе.
Содержание внеклассной работы
В своей педагогической практике мы используем такие постоянно действующие
видывнеклассной работы, работающие в течение всего учебного года, как кружки и
факультативы.
Нами разработаны и апробированы программы факультативных курсов:
«Речевой этикет» для учащихся 78классов;
«Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» 1011 класс
Занятия по свободному выбору – факультативные и элективные – в большей степени, чем
работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую
применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и
возможности учащихся.Примером тому могут служить театрализованные постановки, которые
периодически случаются в нашей школе. Проигрывая роль артиста, как общего дела, ребенок
учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как
корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично
посмотреть на себя. И если у когото не получается одна роль, то это не значит, что он не будет
гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная
возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить,
что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную
роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и
ценность взаимодействия друг с другом.Следуя цели своей педагогической деятельности,
включаем в работу с учащимися элементы научноисследовательской деятельности, которая
обеспечивает более высокий уровень системности знания. Результатом этой работы являются
созданные учащимися рефераты.
Проектное обучение –современный подход в обучении, который противопоставляется
классноурочной системе. При проектном обучении не даются готовые знания, а используется
технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и
здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Преподаватель превращается
в куратора или консультанта:
помогает обучаемым в поиске источников;
сам является источником информации;
поддерживает и поощряет учащихся;
координирует и корректирует весь процесс;
поддерживает непрерывную обратную связь.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании
заключается в том, что:
происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации
1.
проектной деятельности; 2.
качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе
присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать
ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
3.
вводятся элементы исследовательской деятельности;
4. формируются личностные качества учащихся;
5.
происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение
(формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать
выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной
деятельности).
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся
и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией,
рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита
проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления.
Ежегодно наши учащиеся принимают активное участие в городских и Всероссийских
конкурсах научноисследовательских работ школьников.
Следующий вид внеклассной работы по русскому языку и литературе включает в себя
эпизодические формы, проводящийся раз в год:
интеллектуальный марафон, в ходе которого выявляются одаренные учащиеся;
школьная олимпиада по русскому языку и литературе;
участие во Всероссийской игре «Русский медвежонок»
участие во Всероссийском филологическом чемпионате
Пожалуй, самой популярной формой внеклассной работы являются различные игры. Во
первых, у детей среднего школьного возраста еще велика потребность в игре. Вовторых,
внеклассные мероприятия обычно проводятся после уроков, когда ребята устали.Втретьих,
игры необходимы для развития внимания, памяти, воображения.Вчетвертых, игры вызывают
интерес и делают умственную работу более продуктивной, увлекают учащихся и активизируют
их деятельность, поддерживают внимание и обеспечивают лучшее запоминание материала,
помогая более глубоко и прочно усвоить его.Игры проводятся не для развлечения учащихся, а
для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любая дидактическая игра
это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнение из школьного
учебника.И наконец, комбинированные формы внеурочной работы: неделя Русского языка
и Литературы, Неделя Чтения – стали уже традиционными в нашей школе.
Неделя Русского языка, неделя Чтения – это не случайный набор форм и видов
внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий,
преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету,
углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный
праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает
активность всех участников.
Проведение недели русского языка и литературы – давняя традиция в нашей школе, цель
которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию
тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Мне, кажется, что
проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся,
повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. Как показывает опыт, активное вовлечение школьников во внеклассную работу
способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению
успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им,
но и содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, а, следовательно, и
формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Выступление на школьном педсовете
Выступление на школьном педсовете
Выступление на школьном педсовете
Выступление на школьном педсовете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.