Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ в КРО со стороны компетентного специалиста; быть готов к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
выступление 1. на четверг.docx
Тема выступления:
«Работа с учащимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС в начальных классах»
ОВЗ – ограничение возможности здоровья.
Люди с ОВЗ – это люди имеющие недостатки в физическом и психическом развитии,
т.е глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелым нарушением речи
,нарушениями опорно двигательного аппарата и другие , в том числе дети инвалиды.
Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в
обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами,
нарушениями опорнодвигательного аппарата
Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического
сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готов к
своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать
разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или
познавательных способностей.
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в
котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ
сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более
качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной
школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной
принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование
предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и
равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Инклюзия – (от inclusion – включение), процесс реального включения людей с
инвалидностью в активную общественную жизнь.
ИНКЛЮЗИЯ предлагает разработку и применение конкретных решений, которые
позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.
Многие учителя отмечали , что обучение детей с отклонениями в развитии (глухих,
слепых) в условиях школы создает для них возможность установления контактов и
упражнений в общении с окружающим миром, в котором ребенку с нарушенным развитием
все равно придется жить по окончании школы
В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями
здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики. Стандарт специального
образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными
потребностями.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования
детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным
программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в
условиях массовой школы.
В коррекционной работе с детьми с особенностями развития выделяются принцип
единства коррекции и развития. Цель коррекционной работы непосредственно связана с
результатом нарушения здоровья. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от
педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу
разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать поновому.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки,
закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и
организацией процесса обучения.
1. Формировать УУД школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение
(ориентировочноисследовательских,
школьных
анализирующих, обобщающих, сопоставляющих, контролирующих).
интеллектуальных
операций
2. В процессе формирования представлений учить детей выявлять характерные,
существенные признаки предметов, учить их сравнивать, сопоставлять.
3. Побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речью детей.
Поэтому учителя, работающие в коррекционных классах тесно работают с логопедами
4. Устанавливать причины взаимосвязи между воспринимаемым предметом и его
словесным обозначением и практическим действием.
5. Использовать многократные повторения материала.
6. Максимально использовать сохранные анализаторы ребенка.
7. Использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти,
восприятия, строя их на материале урока.
8. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках
общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий.
9. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного материала и т.д.)
10. В работе с детьми этой категории учитель должен проявлять особый
педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи
детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в
собственные силы и возможности.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны
усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей
действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы
содержания коррекционной работы направлены на формирование социальноадаптивных
знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и
явлениями реального мира.
В программе коррекционной работы необходимо определить характер,
продолжительность и эффективность специальной помощи в рамках имеющихся в данном
образовательном учреждении возможностей, включая воздействие педагогапсихолога,
учителялогопеда, учителядефектолога (при наличии), социального педагога
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся
необходимо соблюдать следующие принципы:
принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно
осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с
определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности
и способности;
принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение,
чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска,
выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки;
принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает
организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и
развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и
речь;
принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть
творческими, проблемными;
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса;
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению;
вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии;
рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.
Направления коррекционной работы.
1.Социальнонравственные качества (соцпедагог, учитель, воспитатель)
осознание ребёнком роли “ученика”.
умение строить своё поведение в соответствии с требованиями правил поведения, устава
школы
адекватно вести себя в учебной ситуации
коммуникативные навыки
2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: (педагогпсихолог)
познавательная активность
преодоление интеллектуальной пассивности
мотивационный, операционный, регуляторный компоненты
3. Развитие психофизиологических функций: (учительдефектолог) мелкая и крупная моторика
зрительный анализ
межанализаторские системы, их взаимосвязь
пространственная ориентация
временная ориентация
мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации
4. Развитие учебных умений: (учитель)
осознание учебной задачи
контроль собственной деятельности
ЗУН в соответствии программными требованиями
5. Коррекция речевой деятельности: (учительлогопед).
звукопроизношение
фонетический слух
звуковой анализ
лексикограмматический строй
связная речь.
Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний
декомпенсации, выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка, профилактика
физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов позволяет
педагогу создать прочную базу для формирования универсальных учебных действий
обучающихся
коммуникативных).
Своевременная и правильно организованная коррекционная работа позволит определить
пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся с ОВЗ, что является одним из требований ФГОС
НОО. Составляются адаптированные программы, для детей обучающихся в классах КРО
ОВЗ.
познавательных,
(личностных,
регулятивных,
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка
– задание должно лежать не только в зоне умеренной трудности, но и быть доступным, так
как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику
субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем
трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям
ребенка.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной,
коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на
данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке
корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель
позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на
личность обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.
Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых,
современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной
педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях
инклюзивного образования.
В начальной школе обучаются 2 класса по коррекционно развивающему обучению. Эти
дети обучаются по 5дневной системе образования. Имеют бесплатное двухразовое питание.
Список использованной литературы 1. Шевченко С.Г. Коррекционноразвивающее обучение: Организационно
педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно
развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001. 125с.
2. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные
занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006. 78с.
Выступление на шмо
Выступление на шмо
Выступление на шмо
Выступление на шмо
Выступление на шмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.