Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."
Оценка 5

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство
2 кл
01.03.2017
Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."
Учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Навык становится прочным многократном выполнении различных упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся.Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Предупреждение перегрузки учащихся 2.docx
Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания.    Объем домашнего задания  и время на его выполнения должен  соответствовать  требованиям Санитарно­эпидемиологических правил к условиям обучения в  общеобразовательном учреждении СанПиН. Кроме того, для  обеспечения  полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо  давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по  рисованию, пению, труду и физкультуре.        При опросе учащихся, родителей учащихся а также учителей    нашей школы  получили следующие результаты. Учителя начальной школы считают,  что ученик  должен укладываться в график, предложенный  нормативами. Однако   при  пятидневной  учебной нагрузке, количество предметов   в день увеличено.  Следовательно, время на подготовку тоже, что уже приводит к перегрузке  домашней работы минимум на 30 минут в день, за  5­дневную неделю составляет  2,5 часа, и на  понедельник задания тоже бывают. Родители  детей  начальных  классов говорят о  том, что приходится помогать  при выполнении домашней работы, так как иногда  ребенок не справляется или может просидеть за учебниками с тетрадками  намного  больше  времени, чем указано в нормативах  СанПина.      Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы  урока непосредственно связаны с  последующим выполнением домашнего задания:  проверка домашнего задания,  задавание уроков на дом, самостоятельная работа  учеников на уроке,  непосредственно связанная с содержанием домашнего  задания. Сочетание   этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе  ученик  полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и   последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом. Рекомендации по дозированию домашнего задания. Необходимо: – на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока; – осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания; – предупреждать учащихся о возможных затруднениях; – включать в содержание домашнего задания работу над ошибками; – осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; – проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся; – давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке; – при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем; – систематически проверять домашнюю работу учащихся; – учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам: в 1 классе – не более 1 часа во 2 полугодии; во 2 классе – до 1,5 часов;               Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В  чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим  средством  углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.  Навык становится прочным многократном выполнении различных упражнений.  Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от  индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают необходимых результатов  уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другие же  должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы  формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно,  что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.  Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной  форме.  Никогда умственные усилия не должны направляться только на  закрепление в  памяти,  на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный   труд, начинается отупляющая зубрёжка. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного  руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в  учебно­познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней  работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно­познавательной  деятельности является условием формирования самостоятельности как черты  личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды  самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в  зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи,  зарисовки, схемы. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач  домашней  учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка  лавину  знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы  знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».  С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем  возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных  классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и  затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и  самообразования. Действительно, овладение общими учебными  умениями и  навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование  опыта творческой деятельности – всё это является условиями  формирования  потребности в самообразовании. В школьной практике  используют следующие виды  домашней учебной работы:  индивидуальная;  групповая;  творческая;  дифференцированная;  одна на весь класс;  составление домашней работы для соседа по парте.      Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным  учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний  конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с  использованием тетрадей на печатной основе. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся  выполняет  какое – то задание, являющееся частью общего классного задания.  Домашние  задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая  будет  проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.      Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного   подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших  школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и  видов дифференцированных заданий.      Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий   начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное  применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей  учащихся,  однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит  торопиться, так  как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки,  формируются умения. Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней  работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что  рассматривались на уроке». Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на  несколько дней вперёд. Основные цели:  1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой. 2. Научить выделять главное из общей информации. 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную  информацию. 4. Сформировать ораторские навыки. 5. Воспитание эстетической культуры. 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету. Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным  пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока. В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё­таки остаётся фронтальная  проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к  доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем  своей, поэтому проведение взаимопроверки, во­первых, носит воспитательный  характер, а, во­вторых, повышает  ответственность учеников, способствует  формированию у них адекватной  самооценки. О педагогическом значении проверки  домашних заданий в своё  время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом  тогда только  целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества  выполнения этих  заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает  сознание ими  ответственности. Отсутствие систематичности проверки,  эпизодичность  проверки также дезорганизует». Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой­то степени  сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять  следующие требования: • задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать,  что делать и как делать (ясность задания); • задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения.  Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или,  наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер); • задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель  воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе;  • задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и  индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа­ лизацию заданий); • задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями  по другим предметам (учет объема заданий); • задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться  нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений  (разнообразие заданий); • задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск  решений, на  использование полученных ранее знаний и навыков в новых  условиях (развитие  самостоятельности); • в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы  (установка на повторение пройденного); • каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту  трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих  способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения); • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать,  анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно­следственные  связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания  в новых ситуациях и т. п.  (установка на развитие мышления); • проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт  его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию,  так и по форме), выявить  самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при  самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся  к усвоению нового материала. Задание, направленное на усвоение  материала урока,  лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого­либо навыка,  лучше  давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание,  кон­ тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя  учебная  работа тесно связана с  работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока,  является его продолжением и готовит последующий урок.    Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием,  включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к  нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание. Следует  помнить, что домашнее задание разъясняется и  задаётся до звонка с урока и предельно  понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что,  зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень  простым для сильных  учащихся. Необходимо предупредить излишнее увлечение  домашними  заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить   задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие  задания,  отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них  на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие  задания, о порядке и приёмах  выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не  скоординированные учителем  по другим предметам. Анкета 1. Сколько времени ты готовишь домашнее задание? 2. Всегда ли ты его выполняешь? 3. Если нет, назови причину: а) не понимаешь материал; б) не успеваешь выполнить; в) лень; г) неинтересные и однотипные д) другие причины. 4. На каком этапе урока задается домашнее задание чаще всего? 5. Домашнее задание анализируется или нет? Даются рекомендации по его выполнению? 6. Если ты не понимаешь материал ДЗ, то обращаешься: а) к учителю; б) к родителям; в) к товарищу; г) не пытаешься разобраться. Муниципальное общеобразовательное учреждение Акатьевская основная общеобразовательная школа        Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания»                                              Учитель: Харитонова Л.Е.,  высшая квалификационная категория Февраль, 2017 год

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов при выполнении домашнего задания."

Выступление на ШМО "Предупреждение перегрузки учащихся 2 – х классов  при выполнении домашнего задания."
Скачать файл