Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»
Оценка 4.9

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
3 кл
01.09.2017
Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»
Федеральный компонент нового государственного стандарта выделяет одну из главых целей начальной школы – развитие личностных качеств и способностей обучающихся должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В следствии этого ведущая роль отводится системно-деятельностному подходу : практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.Проектная деятельность гармонично вписывается в образовательном процессе классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками урока.
ВыстШМО уч н кл Проект деят.docx
Выступление на ШМО учителей начальных классов Кириллова Наталия Петровна          ( ноябрь 2012г.) «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»     «Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является     обеспечивающих формирование   универсальных   учебных   действий, школьникам   умение   учиться,   способность   к   саморазвитию   и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН)   рассматриваются   как   производные   от   соответствующих   видов целенаправленных   действий,   т.е.   они   формируются,   применяются   и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.  Федеральный   компонент нового   государственного стандарта   выделяет одну из главых   целей начальной школы – развитие личностных качеств   и способностей  обучающихся  должно опираться на приобретённый ими опыт практической   деятельности.   В   следствии   этого     ведущая   роль   отводится системно­деятельностному   подходу     практическому   содержанию образования,   конкретным   способам   деятельности,   приобретению   знаний   и умений   в   реальных   жизненных   ситуациях.   «Концепция   развития универсальных  учебных  действий  разработана  на  основе  системно­деятель­ ностного   подхода   (Л.С.   Выготский,   А.Н.   Леонтьев,   П.Я.   Гальперин,   Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова»[2]. : Основная образовательная программа в разделе «Требования к результатам освоения   основных образовательных   программ   нового   образовательного стандарта» указывает  на то, что «к окончанию  каждой ступени образования в соответствии с целями   основных образовательных программ и задачами разных видов деятельности обучающихся   результаты   образования должны быть записаны через : ∙   Основные   понятийные   средства   и   соответствующие   способы   действий   в каждой образовательной области; ∙   Ключевые компетентности; ∙   Общественно­полезный социальный опыт. Для каждой ступени необходимо  обозначить возможные социальные практики, их результаты, способы их  обнаружения и описания». Усиливается  воспитательная роль школы.   Социальный   опыт   при   этом   выступает   как     необходимое   звено   успешной социализации   обучающихся. Накопление социального опыта проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности. Выделяют стадии  освоения и проявления социального опыта: 1.Репродуктивная: воспроизведение эталонов взаимодействия с людьми. 2.Адаптивная:   приспособление   имеющегося   опыта   к   определённой ситуации. 3.Локально­моделирующая: выработка стратегии поведения. 4.Системно­моделирующая: попытка влияния на разрешение ситуации. Цикличность этого процесса  ведёт к формированию и  развитию социального опыта. Какие  средства формирования социального опыта  школьников предполагает государственный стандарт : ∙технология совместной деятельности  в педагогическом взаимодействии ; ∙педагогическая поддержка формирования  социального опыта детей.   естественного     сопровождение   При этом необходимыми   условиями   являются создание ситуаций успеха, социального выбора и  творческого самоопределения для каждого ребёнка.  Поступление ребёнка в школу, адаптационный перид в первом классе – это уже  первый   опыт социального  взаимодействия ребёнка в школе. Цели профессионального развития я определила следующие: ­ изучить и обобщить   психолого­педагогическую литературу   по   проблеме «Системно­ориентированное     развития ребёнка»; ­   освоить   содержание   и   методику   по     формированию   ключевых компетентностей   и   развитию   интеллектуальных умений   обучающихся с учётом  требований  единого  общеобразовательного стандарта. Конечно,   работа     начинается     с   диагностики   обучающихся,   родителей     и уровня развития коллектива.   Новый государственный стандарт – это общественный  договор, в котором  соединяются  индивидуальные потребности личности (и семьи) +  государственный заказ + социальный заказ. Родители в обычной  общеобразовательной школе на сегодняшний день  являются и  заказчиками  и полноправными участниками общеобразовательного процесса, деятельность  которых влияет на  результат обучения и воспитания ребёнка. Именно   поэтому  они  знакомятся с результатами  диагностики,    к родительскому   собранию для каждого  готовятся  письменные рекомендации в виде таблицы: В чём успехи  ребёнка. организовать     По   результатам     ставить определённые   цели   и   планировать   пути их реализации для достижения определённого результата.  Особое внимание хочу  уделить  организации проектной деятельности, так как информационные   предметные проекты ( «Движение есть жизнь», «В мире   диагностических   исследований     можно       Что мешает   развитию ребёнка.       Как деятельность. «Имя   существительное», животных», «Научно­технические открытия и достижения»,   «Пословицы в нашей   жизни»,   «Имя   прилагательное», «Местоимение», «Страницы истории Отечества» , «Такие разные праздники») дают возможность  для  развития   учебно­познавательной  и информационной компетентностей   ребёнка,   у     формированию надпредметных   знаний и умений.       одарённых   детей   –      Проектная   деятельность  гармонично    вписывается  в образовательном процессе классно­урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать над   получением   личностных   и   метапредметных   результатов   образования   в более   комфортных   для   этого   условиях,   не   ограниченных   временными рамками   урока.  Отличительные  особенности проектной деятельности  : – направленность на достижение конкретных целей;  – координированное выполнение взаимосвязанных действий; – ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; – в определённой степени неповторимость и уникальность. Роль   проектной   деятельности     в   формировании   универсальных   учебных действий: Виды проектов         УУД Творческие Регулятивные метапредметные Информационные Познавательные     действий   целей   составление по результата Результативность деятельности –   определение деятельности, плана достижению   творческого характера, –   работа   по   составленному плану   с   сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,   причин –   понимание возникающих   затруднений   и поиск   способов   выхода   из ситуации.   –   предполагать, информация нужна, –   отбирать   необходимые энциклопедии, словари,   справочники,   электронные диски, –   сопоставлять     и   отбирать   какая информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников,   электронных дисков,   сети  Интернет.   Коммуникативные –   Коллективные       предвидеть организовывать взаимодействие   в   группе (распределять роли, договариваться   друг   с другом и т.д.), – (прогнозировать) последствия   коллективных решений, –   оформлять   свои   мысли   в устной и письменной речи с учётом   своих   учебных   и жизненных речевых ситуаций,   в   том   числе   с применением средств ИКТ, –   при   необходимости отстаивать   свою   точку зрения,   аргументируя   ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.    формирование самоопределения школьников   как   граждан России.         Личностные Культурно­ исторической тематики   Использование   в   образовательном   процессе  жизненных   задач, предлагающих  обучающимся решение проблем или выполнение задач в чьей­ либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации,   реализует   принцип   управляемого   перехода   от   деятельности   в учебной ситуации к   деятельности в жизненной ситуации. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта.  Опыт – новообразование  ребёнка, и   его  возможно сформировать  только через  индивидуальную работу с каждым  учеником. В формировании  этого опыта    помогает  такая форма  деятельности как  коллективный социально – значимый   проект,   результат     которого     складывается     из   познавательной, исследовательской, творческой, трудовой  деятельности  каждого ребёнка.  Наш первый  опыт  такого проекта  назывался «Мир добрых вошебников».  Почему именно  так была определена тема?  Можно сказать, с рождения и до  старости  мы с удовольствием  входим в  мир сказки через  иллюстрации,  музыку, чтение, постановку и т.д. Тема волшебства, фантазии, неожиданного   изменения  форм и взаимоотношений  очень близка детям, актуальна для них.  Поэтому главным  вопросом нашего проекта  был : «Где  живёт волшебство?». Мы составили маршрут нашего проекта «Территорию  добрых дел»:  библиотека, дом (родные, друзья), наш класс. В библиотеке  школьники  находили не только нужную  информацию, но и изменили  обычный статус  пользователя на статус  друга, участвуя в  акциях  проекта: «Подарок   библиотеке», «Книге – вторую жизнь». Семья стала  полноправным  участником проекта : 1.«Волшебный  дневник    успехов   семьи» Что  надо  сделать  сегодня Добрый  Волшебник (хочет Благодарност в  семье     исполнить)     2. Волшебная  грамота «Я ­ сам!» Я – сам! /  Дата Уборка  постели. Порядок   на  полках. Моя комната. Игры и  игрушки. Рабочее  место на  столе.                     «5» ­ САМ ( самостоятельность, активность, мастерство) Мой  дневник. Мой  портфель. Моя  одежда. Итого баллов:                                                                                                                                                                 ь                                                                                     № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   3. Письмо – благодарность «Когда  мой  ребёнок  бывает  Волшебником». Актуальность  проекта: содействие формированию нравственного иммунитета ребёнка , социального  опыта  является одной из важнейших  воспитательных задач современной школы. В этом помогло нам новое направление педагогики и психологии – сказкотерапия , содержащая  специальные методы работы со сказкой, формируя систему ценностей  ребёнка – нравственный  иммунитет.  Цель  проекта : продемонстрировать  на  примере  детской  литературы, что рождение  волшебства  в  сказке,  иллюстрации, музыке, в жизни  связано  с особым  творческим  состоянием человека. Задачи  проекта : *развивать     нравственный       иммунитет     ребёнка,   формировать     систему ценностей  личности – стремление  делать  добрые  дела  через активизацию творческого  начала  ребёнка; *посредством  знакомства  детей и родителей  с  творчеством «волшебных» художников­иллюстраторов , композиторов ,  сказочников  повысить  уровень художественного     восприятия,   обогатить     творческое     воображение     и фантазию;     Этапы   осуществления  проекта «Мир  добрых  волшебников»    1 этап. Первичная диагностика. Анкетирование  обучающихся : 1.Какое  Волшебство  я  знаю  из  сказок? 2.Что  я  считаю  Добрым  Волшебством? 3. Я  бываю  Добрым  Волшебником? 4. Какому   волшебству  я  бы хотел  научиться? 5. За  что  Золушку  можно  назвать  Доброй  Волшебницей? 6. Какой  зонтик  раскроет  надо  мною  Оле­Лукойе? 7. Три  желания , которые  выполнит  моя волшебная  палочка? 2  этап. Информационный. 1.Знакомство  с  творчеством  художников­иллюстраторов  детской                  сказки. 2.Углубление  и  обобщение знаний  о  писателях­сказочниках. 3.Работа  над  словарём  проекта, знакомство с теорией  волшебства, в т.ч.  метод «шесть  шляп» (  основан  на  идеях Э. Де Боно). 4.Выборы  способов  сочинения  новой  сказки. 3  этап. Исследовательский. 1.Опрос  творческими  группами  обучающихся, педагогов, родителей.  Обобщение  результатов. 2.Исследование  и  составление  карты  маршрута «Территория  добрых  дел». 4 этап. Творческий. 1.Поэтапное  освоение  методов  работы  со  сказкой: сочинение  сказок  по   началу, по  общему  концу, с  определёнными  сказочными  героями, с  заданным  сюжетом , со знакомыми  сказочными  героями , но с  противоположными  характерами воздействия (Баба Яга – добрая) и т.д. 2.«Нарисуйте, в кого бы  вас  превратил  Добрый  Волшебник» 3.«Нарисуйте, во что  бы  вас  могли   заколдовать» 4.Сочинение и иллюстрирование  авторских  сказок. 5.Конкурс  на  лучшую  иллюстрацию – обложку сборника сказок. 6.Составление  сборника  сказок. 5 этап. Работа с родителями  на  протяжении всего  проекта. 6 этап. Подведение  итогов  проекта.  Итоговая  диагностика. ∙ Где  живёт  Волшебство? ∙ Что  изменяется в ходе  волшебства? ∙ Бываешь ли ты Добрым Волшебником? Когда? ∙ Чему  можешь  научить других ? Что  хочешь  научиться  делать сам? ∙ Чем  понравился  проект? В результате дети пришли к выводу : Волшебству (переходу  из  одного  состояния  в другое)  мы  можем  учиться  и можем  создавать  его  сами,  потому  что  доброе волшебство – это  способность  человека  творчески   изменять  себя, развиваться, поддерживать  в себе  особое творческое   состояние, по­доброму  влиять на окружающий мир.            Один из результатов ­  творческие  дела: ∙ Научились  выполнять  домашние  дела, которые  раньше  не  выполняли  сами.  Стихи  для  мамочки. ∙ В  библиотеке  нефтебазы  починили  книги  и  журналы. ∙ Создали  сборник   сказок  собственного  сочинения . В ходе тесного  сотрудничества учителя,  родителей и детей на  протяжении всего проекта   формировалась   система   ценностей личности     ­ развитие нравственного  иммунитета ребёнка  , его желания  и умения делать добрые дела   .   Совместная     исследовательская     ,   познавательная     и   творческая деятельность,   связанная с миром   детской   литературы, живописи, музыки обогатила     семьи,   развила     поведенческую, коммуникативную  и   творческую  активность  ребёнка.    духовный     мир           Итак,   развитие,   обучение,   воспитание,   ребёнка   и   формирование     опыта школьника   будет успешным, если   цели   учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование социального опыта  через проектную деятельность являются  одним из путей такого сотрудничества.                                         Источники  и  литература:  1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.  2.Мудрик социальном воспитании./А.Мудрик//Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996. – Вып.6. 3.Саяпина   Н.Н.   Формирование     социального   опыта     учащихся   в   условиях реализации   стандарта   второго   поколения.//   Саратов:   НИОСарИПКиПРО, 2009.  4.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. 5.Методические   рекомендации   по   разработке   основной   образовательной программы (ООП)  начального    общего   образования (НОО)//Методические   Индивидуальная помощь   А. в рекомендации   по   разработке   ООП   НОО.   М.:   Московский   центр   качества образования, 2010.

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Проектная деятельность как фактор формирования социального опыта младшего школьника»

Выступление на ШМО учителей начальных классов  «Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017