Выступление на тему : портфолио в системе оценки результатов освоении ООП НОО
Оценка 4.7
Семинары
doc
классное руководство
1 кл
22.05.2017
С введением ФГОС предлагается система оценки результатов в виде портфолио.
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
технологии оценивания декаб.выступление.doc
Для одних детей отметка Баба Яга,
а для других – добрая Фея.
(Ш.А. Амонашвили)
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе
является, создание условий для оценивания. Эта тема всегда была в педагогике весьма актуальной, тем
более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.
В ФГОС НОО требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная
педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений
школьников.
Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива
ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые
фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и
однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
Работа в режиме комплексной итоговой оценки требует большой подготовительной работы, высочайшего
педагогического профессионализма от учителей, большой затраты времени, сил, желания педагога и,
самое главное, искренней веры в саму идею – пути к гуманизации российского образования.
Основная цель новой системы оценивания обучения – сделать оценку учащихся более содержательной,
объективной и дифференцированной.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей
учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать
процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной
педагогической деятельности.
Большое значение в системе оценки уделяется самоконтролю и самооценке одним из важных видов
учебной деятельности. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё
продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для
самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента
взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности.
Если научить детей разным способам самооценки и самоконтроля, то возрастёт познавательная
активность и как следствие качество образования.
С введением ФГОС предлагается система оценки результатов в виде портфолио.
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное
средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность.
Портфолио – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения
ученика в разных областях, а также самоанализу учеником своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Новая система оценивания требует очень много дополнительной работы.
Итоговая оценка за ступень начальной школы это словесная характеристика достижений ученика,
которая создаётся на основании трёх показателей:
1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» совокупность всех образовательных результатов);
2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной
системы знаний – через решение задач);
3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4й класс и итоговой комплексной
межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и
надпредметными знаниями).
Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами на
основании динамики и в пользу ученика. Вижу недостаток лишь в том, что на учителя и учащихся
ложится дополнительная нагрузка. На переработку полученных результатов уходит много личного
времени учителя.
Новая система оценивания требует много дополнительной работы, однако позволяет в целом отследить
процесс обучения каждого ребенка, увидеть его затруднения, определить программу развития.
Плюсами новой системы оценивания обучающихся я считаю возможность увидеть предметные и
метапредметные образовательные достижения каждого ученика в комплексе. У учеников повышается
мотивация ,появляется большее стремление к объективному самоконтролю. Родителям позволяет
отслеживать процесс и результаты обучения и развития своего ребенка. Учитель имеет возможность
отследить процесс обучения каждого учащегося и определить программу его дальнейшего развития. Это
требует от учителя высочайшего педагогического профессионализма.
Отрицательной стороной является то, что нет единой формы проведения и точных критериев
оценивания, поэтому вся ответственность ложится на учителя, который на обработку результатов тратит
много личного времени.
В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной
деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной,
физкультурнооздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной
школьной практики, так и за её пределами.
При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами:
что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;
какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе,
продемонстрированы в данном образце;
как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «портфеля».
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения
планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие
материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных
занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных
занятий.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы
должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и
глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого
рода работ могут быть:
по русскому, родному языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и
изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи
монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные
«авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
по математике — математические диктанты, оформленные результаты миниисследований,
записи решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач, математические модели,
аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений,
доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и
рефлексии и т. п.;
по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и
минипроектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров
исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на
заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний
описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности,
аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного творчества,
материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники
наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы
физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.
п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и
досуговой деятельности.
Примерные разделы портфолио:
Раздел 1: «Давайте знакомиться»: Фото. Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. Мои
родители: Ф.И.О. мамы, Ф.И.О. папы (бабушки, дедушки). Рубрики: «Я люблю…», «Мне нравится…»,
«Обожаю, когда …». «Мои друзья».
Раздел 2: «Вот я какой!» Антропометрические данные (в художественнографическом стиле).
Раздел3: «Каким меня видят окружающие». Сочинение родителей о своём ребёнке.
Раздел 4: «Я мечтаю …» Высказывание самого ребёнка: «Я мечтаю о …», «Я хотел бы …», «Я жду, когда
…» и т.п.
Раздел 5: «Мои учебные достижения», «Работы, которыми я могу гордиться».
Раздел 6: «Вот что я ещё могу!» Образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки – самоделки,
фото поделок и т.п.) Грамоты, дипломы об участии в конкурсах, олимпиадах, спортивных
соревнованиях.
Раздел 7. «Посоветуйте мне …» Лист рекомендаций заполняется педагогами, родителями, другими
специалистами, работающими с ребёнком.
По форме портфолио учащегося – «Дневник», который ученик заполняет в течение учебного года. Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени
начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и
личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно
деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебнопрактических и учебно
познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и
неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и
методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка,
наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных
программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках
накопительной системы – Портфолио.
Заключение
Когда наше поколение училось в младших классах, то каждая заработанная грамота очень ценилась
родителями или родственниками и вызывала в нас необыкновенную гордость. Возможно чьито родители
вешали на видное место самые важные грамоты, а чьито просто бережно хранили их в память о
достижениях своего чада. Но никому в голову не приходила мысль о том, что нужно составлять из
полученных грамот определенный сборник и тем самым " рекламировать " своего ребенка. Я считаю, что
грамоты, награды и дипломы имели несколько иное значение раньше, чем сейчас.
Современный ребенок как и его родители совсем подругому относятся к технологии портфолио. И у
этой технологии есть свои плюсы и свои минусы...
Основные преимущества портфолио изложены достаточно полно. Вопервых, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также
самоанализ и самоконтроль учащегося.
Вовторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося.
Втретьих, портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений,
приложенных усилий и прогресса в обучении.
Вчетвертых, портфолио –это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.
Остановимся на основных недостатках портфолио. Прежде всего, внедрение данной формы требует
большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности
одобрить и принять эту инновацию. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио
требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать о том, что в традиционной системе, технология
портфолио не заняла почетного места, так как участники образовательного процесса просто напросто в
этом не нуждались . В современном образовании технология портфолио просто необходима и имеет при
этом очень важное значение в жизни ребенка.
Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио это
целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения
в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования
индивидуальных достижений младших школьников.
Список литературы
1. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст]: учебнометодическое пособие / Г.Ю.
Ксензонова. М.: 2000. С.67.
2. Портфолио достижений ученика шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе //
Профильная школа. 2004. № 5. С.65 67.
3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]: учебное пособие /Д.Б.
Эльконин. М.: Знание 1974. С.45.
Выступление на тему : портфолио в системе оценки результатов освоении ООП НОО
Выступление на тему : портфолио в системе оценки результатов освоении ООП НОО
Выступление на тему : портфолио в системе оценки результатов освоении ООП НОО
Выступление на тему : портфолио в системе оценки результатов освоении ООП НОО
Выступление на тему : портфолио в системе оценки результатов освоении ООП НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.