Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.
Оценка 4.6

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Оценка 4.6
Лекции
docx
родителям
1 кл
08.07.2017
Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.
В данном выступлении раскрыты особенности детей младшего школьного возраста.Особое внимание обращено на то, что поступление в школу кардинально меняет характер жизни ребёнка. Развитие высших психических функций и личности происходит в рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности, сменяющей игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте.
всеобуч выступление октябрь 2016.docx
Ребёнок существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Януш Корчак (польский педагог, писатель, врач и общественный деятель) Младший   школьный   возраст   –   этап   развития   ребёнка,   который соответствует   периоду   обучения   в   начальной   школе.   Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Условно они могут быть определены в интервале от 6­7 до 10­11 лет,   их   уточнение   зависит   от   официально   принятых   сроков   начального обучения1.  Поступление   в   школу   кардинально   меняет   характер   жизни   ребёнка. Развитие   высших   психических   функций   и   личности   происходит   в   рамках ведущей   на   данном   этапе   учебной   деятельности,   сменяющей   игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Но в то же   время   потребность   в   активной   игровой   деятельности,   в   движениях сохраняется. Дети готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть   в   застывшей   позе,  любят   побегать   на   перемене.  Далеко   не   сразу   у младших   школьников   формируется   правильное   отношение   к   учению.   Они 1 Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70­86с. пока не понимают, зачем нужно учиться. Учение – труд, требующий волевых   интеллектуальной   активности, усилий,   мобилизации   внимания, самоограничений.   Если   ребёнок   к   этому   не   привык,   то   у   него   наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.  Для того, чтобы этого не случилось взрослые должны внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако   очень   интересная,   так   как   она   позволит   узнать   много   нового, занимательного, важного, нужного.  Вначале   у   детей   формируется   интерес   к   самому   процессу   учебной деятельности без осознания её значения. Лишь после возникновения интереса к   результатам   своего   учебного   труда   формируется   интерес   к   содержанию учебной   деятельности,   к   приобретению   знаний.   Формирование   интереса   к содержанию   учебной   деятельности,   приобретению   знаний   связано   с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется   это   чувство   одобрением,   похвалой   учителя,   родителей, которые   подчёркивают   каждый,   даже   самый   маленький   успех,   самое маленькое   продвижение   вперёд.   Младшие   школьники   испытывают   чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят.  Учебная   деятельность   в   начальных   классах   стимулирует   развитие психических   процессов   непосредственного   познания   окружающего   мира   – ощущений   и   восприятий.   Младшие   школьники   отличаются   остротой   и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью2. Так 2  Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с. же восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями школьника. Воспринять предмет для ребёнка – значит что­то делать   с   ним,   что­то   изменить   в   нём,   произвести   какие­либо   действия. Характерная   особенность   учащихся   –   ярко   выраженная   эмоциональность восприятия. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим,  дифференцирующим,  принимает  характер   организованного наблюдения.  Некоторые   возрастные   особенности   присущи   вниманию   учащихся начальных   классов.   Основная   из   них   –   слабость   произвольного   внимания. Произвольные   внимания   младшего   школьника   требует   так   называемой близкой   мотивации.   Если   у   старших   учащихся   произвольное   внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (могут сосредоточиться на неинтересной   и   трудной   работе   ради   результата,   который   ожидается   в будущем),   то   младший   школьник   обычно   может   заставить   себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить   отличную   отметку,   заслужить   похвалу   учителя,   и   т.   д.)3. Значительно   лучше   в   младшем   школьном   возрасте   развито   непроизвольное 3  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с. внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.  Возрастные   особенности   памяти   в   младшем   школьном   возрасте развиваются   под   влиянием   обучения.   Усиливается   роль   и   удельный   вес словесно­логического,   смыслового   запоминания   и   развивается   возможность сознательно   управлять   своей   памятью   и   регулировать   её   проявления.   У младших школьников более развита наглядно­образная память, чем словесно­ логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные   сведения,   события,   лица,   предметы,   факты,   чем   определения, описания,   объяснения.   Младшие   школьники   склонны   к   механическому запоминанию   без   осознания   смысловых   связей   внутри   запоминаемого материала.4 Основная   тенденция   развития   воображения   в   младшем   школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание   новых   образов,   связанное   с   преобразованием,   переработкой впечатлений   прошлого   опыта,   соединением   их   в   новые   сочетания, комбинации,   также   развивается.5Под   влиянием   обучения   происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их 4  Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд­во АПН РСФСР, 2007. – 518с. сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.  Младший   школьный   возраст  –   возраст   достаточно   заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.   Всё   это   решающим   образом   сказывается   на   формировании   и закреплении   новой   системы   отношений   к   людям,   коллективу,   к   учению   и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.  В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,   происходит   усвоение   моральных   норм   и   правил   поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они   импульсивны   –   склонны   незамедлительно   действовать   под   влиянием непосредственных   импульсов,   побуждений,   не   подумав   и   не   взвесив   всех обстоятельств, по случайным поводам.  5  Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70­86с. Возрастной   особенностью   является   и   общая   недостаточность   воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки   при   неудаче,   потерять   веру   в   свои   силы   и   невозможности.   Нередко наблюдается   капризность,   упрямство.   Обычная   причина   которых   – недостатки   семейного   воспитания.   Это   –   своеобразная   форма   протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.  Младшие   школьники   очень   эмоциональны.   Эмоциональность сказывается,   во­первых,   в   том,   что   их   психическая   деятельность   обычно окрашена эмоциями. Во­вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои   чувства,   контролировать   их   внешнее   проявление,   они   очень   В­третьих, непосредственны   и   откровенны   в   выражении   эмоций. эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.  Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания   коллективистских   отношений.   За   несколько   лет   младший школьник   накапливает   при   правильном   воспитании   важный   для   своего дальнейшего   развития   опыт   коллективной   деятельности   –   деятельности   в коллективе и для коллектива.  В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям­патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Младший   школьник   очень   доверчив.   Он   безгранично   верит   учителю, который,   как   правило,   является   для   него   непререкаемым   авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером. Исходя   из   вышесказанного,   можно   сказать,   что   характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:   Доверчивая обращенность к внешнему миру. Переплетение   реального   и   вымышленного   на   основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия.    Свободное развитие чувств и воображения. Наивный субъективизм и эгоцентризм. Бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание.     Внесубъективный характер внимания и чувств. Построение моральных идеалов – образцов. Фабульный, игровой, исследовательский характер познания. Сознательное перенесение «установки на игру» в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость, невинное лукавство).  Хрупкость   внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании эмоциональных   переживаний,   ребенка.  Конформизм   (в   эстетических   и   нравственных   оценках   и действиях:   нравственные   понятия   добра   и   зла   обусловлены   оценкой взрослых). Ценностные   приоритеты   школьников   определяются   в   такой иерархической последовательности: Младшие школьники (1—4 классы): 1) семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги ; 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) кино (компьютер).

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.

Выступление на всеобуче. Особенности младшего школьного возраста.
Скачать файл