На заседании педагогического педсовета я делилась своим опытом работы с учениками. Мое выступление сопровождалось презентацией. В своей работе я много времени уделяю проектным работам ребят., их участию в различных олимпиадах. Они участвуют не только в ВОШ и Гагаринской олимпиадах, но в различных дистанционных олимпиадах. Таких как "Глобус", " Mr and Ms English",и других. Проектные работы ребят показываются
на выставке.Выступление на педсовете
Выступление на заседании педагогического совета МБОУ гимназия №39
Ленинского района ГО г. Уфа РБ 09 ноября 2015года
Абдрахмановой Фании Ибрагимовны, учителя английского языка
по теме « Образовательное проектирование как условие формирования и
развития творческих способностей учащихся»
Образовательное проектирование – неизменный компонент нашей повседневной
школьной жизни. Но что же такое «проектирование»? Немного из терминологии
этого слова.
Проектирование – это инструмент для работы над повышением качества
обучения. Термин « проектирование» произошел от латинского слова projectus,
то есть проекция, что в буквальном смысле означает « движение вперед» (такое
пояснение дается в энциклопедическом словаре – 6, с. 33). В словаре русского
языка С.И. Ожегова термины «проектировать» и « проект» трактуются
следующим образом: «проектировать составлять проект, предполагать,
намечать; проект разработанный план сооружения, устройство чего нибудь;
предварительный текст какого нибудь документа; замысел, план»6, с. 34).
Основатель метода проекта Дж. Дьюи считал существенной связь между
интересом к проектированию и реформированием социальной практики.
Дж.К. Пейдж считает, что проектирование – «…вдохновенный прыжок от
фактов настоящего к возможностям будущего». Дж.Б. Ризуик определяет
проектирование как творческую деятельность,» которая вызывает к жизни нечто
новое и полезное, что ранее не существовало». П.И.Балабанов трактует это
понятие как комплексно – вариативную деятельность по оптимальному
разрешению конфликтно проблемной ситуации с целью удовлетворения
общественных потребностей.
Исходя из этих определений, проектирование в целом можно рассматривать как
целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой
является моделирование представлений о будущей производственной (или
непроизводственной) деятельности, предназначенной для удовлетворения
социальных потребностей, о ее будущем конечном результате.
В нашей гимназии, являющейся экспериментальной площадкой Министерства
образования очень эффективно применяется образовательное проектирование
как на уроках так и во внеклассной деятельности.
В последние годы интерес учащихся к проектированию только возрастает.
Вопервых, этому способствуют наши учебники ‘Starlight’, по которым мы
сейчас занимаемся. В конце каждой модули есть задание по проектной работе.
Например, в третьем модуле учебника за 8 класс есть задание по теме « Как
защитить окружающую среду в вашей стране. Ваша роль в ней». Кстати япровожу по этой теме открытый урок с защитой проектов учениками после
прохождения материала. Не секрет, что в классах учатся дети с разным уровнем
знаний. И поэтому мы сразу обсуждаем кто готовит проектную работу один (а
это обычно сильные ученики), а кто в группах по два или три человека (слабые
ученики). Творчество ученики проявляют и при выполнении различных
упражнений на каждодневных уроках. Например, когда восьмиклассники
выполняли упражнение с заданием: «Выбери бедствие, которое было в новостях
в прошлом месяце», некоторые ученики пришли со своими планшетами, на
которых было запечатлено это бедствие и их рассказ о нем был более
впечатляющим. Век ИКТ позволяет и учителю и ученикам активно применять
технику в образовательном проектировании, что позволяет формировать и
развивать творческие способности учащихся.
Вовторых, на уроках используются технологии проектной деятельности с целью
развития академических знаний, умений, навыков.
Ежедневное формирование у учащихся положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, способности к самооценке, умения
планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение
присуще не только мне, но и каждому учителю в нашей гимназии и это приводит
к положительному результату в образовательном процессе. Ведь личность,
обладающая развитым творческим мышлением, может не только обеспечить себе
достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу общества.
Я выявляю одаренных детей в группах, которых можно привлечь к той или иной
деятельности. Это, конечно, олимпиады школьников: Всероссийская,
Гагаринская, международная олимпиада «Глобус», Всероссийский заочный
конкурс «Познание и творчество». Ученики, ставшие победителями и призерами
этих олимпиад – гордость учителя. Я бы хотела назвать только некоторых из
них: Рашид Асиль, Зайнуллина Яна, Симахина Дарья, Балеева Дарина, Гареева
Алиса.
Втретьих, с образовательным проектированием связаны решения задач по
адаптации подрастающего поколения к современной жизни, овладение
компетенциями успешного участия в социальном преобразовании. А также при
организации внеурочной работы в таких формах, которые имеют частный,
локальный характер.
Семиклассники готовят выставку проектных творческих работ, посвященных
Международному Дню толерантности, который отмечается 16 ноября.
Восьмиклассники готовили свои проектные работы к Международному Дню
Мира к 21 сентября. И здесь проектирование представляется способом
собственного развития, реализации своих сущностных сил и потенций,
самореализации. Данный вид образовательного проектирования развивает
личностные качества учащихся. Здесь важен индивидуальный подход к каждому.Задания усложняются по мере развития ученика; обязательно учитываются его
индивидуальные потребности. Правильно грамотно построенная работа, учет
возрастных особенностей учащихся позволяет добиться хороших результатов.
Слабые дети раскрываются через свои творческие проектные работы; у них нет
боязни, что над ними будут смеяться. Тем более, что при образовании
творческих групп я стараюсь объединить одаренных учеников со слабыми и при
подготовке своих проектов слабые чувствуют себя более уверенно, знают, что их
поддержат сильные ученики. Они приобретают уверенность, не стесняются
выступать.
Таким образом , проектирование является развитой, культурной формой
инновационной деятельности в образовании. К школьному образованию
предъявляются высокие требования в части формирования творческой
активности учащихся, которая откроет выпускникам учебных заведений
порождать новые способы и виды деятельности. И образовательное
проектирование нам в этом поможет.