В данной статье раскрываются отличительные черты одарённого ребёнка, специфика работы с такими детьми, более подробно рассказывается об использовании метода проектов при работе с одарёнными детьми и о значении применения проектной технологии и исследовательской деятельности при работе с одаренными детьми .
Одаренные дети.docx
Одаренные дети в современной школе.
Н.А.Мельникова,
учитель начальных классов
МБОУ НароФоминская сош №6 СУИОП
В статье раскрываются отличительные черты одарённого ребёнка, специфика работы с
такими детьми, более подробно рассказывается об использовании метода проектов при
работе с одарёнными детьми и о значении применения проектной технологии и
исследовательской деятельности при работе с ними.
Каждый человек посвоему одарен. Одаренность можно рассматривать как дар «свыше»
(Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные, то есть одарённость
как уровень развития какихлибо способностей человека, связанный с их развитием, но,
тем не менее, от них независимый. При анализе разделяются «художественная» и
«практическая» одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно
своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения
большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость
обеспечивает не успех в какойлибо деятельности, а только возможность достижения этого
успеха.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одарённым?
Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире
и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они
способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно
исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между
явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем
воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним
речевым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку
накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети
обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои
мысли. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий
порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и
даже не имеющими практического решения задачами, они не терпят, когда им навязывают
готовые ответы. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и
большим упорством в решении задач. Характерная для одаренного ребенка увлеченность
заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается
заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить
ребёнка к усидчивости, приучить трудиться и доводить начатое до конца, самостоятельно
принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков.У
такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная
загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду,
создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети
должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному
учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя и
родителей. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемнопоискового
аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному
ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать
с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и
научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности
анализировать, высказывать идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию
аналитического и критического мышления.
В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане
развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений
используется метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в
том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая
какуюлибо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима
педагогическая поддержка. Я стараюсь вселить в них уверенность, сформировать
адекватную Яконцепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя
оценивать и ставить реальные цели. Анализируя свою работу в данном направлении, я
пришла к выводу, что занимаясь проектной деятельностью, у детей повышается
самооценка и интерес к учебной деятельности, проектная методика отражается на
результативности обучения, динамике успеваемости. Технология проектов даёт
возможность детям проявить самостоятельность, увидеть «продукт» своего труда,
становясь при этом богаче и интеллектуально, и духовно. Наблюдаю удовлетворённость на
лицах детей от радости поиска и находок , чувства уверенности в своих силах. Заметней
расширяется кругозор, словарный запас детей и их практические умения, формируются
коммуникативные УУД. Без исследования нет и не может быть полноценного умственного
развития. В процессе исследования перед детьми открывается мир, раскрываются и их
творческие способности . Хочу отметить, что использование проектной технологии
раскрепощает детей, исчезает боязнь неправильного ответа, ведь рассматриваются
различные гипотезы, повышается активность и заинтересованность.
Самые значительные результаты применения проектной технологии и работы с одарёнными
детьми:
Ежегодное участие
в районной научнопрактической конференции «Шаг в
будущее»
Призовые места в районной научнопрактической конференции «Мир глазами
детей»
Призовые места в заочном Всероссийском конкурсе «Юный исследователь»
Проектная и исследовательская деятельность даёт возможность снять перегрузку с
детей, ведь интересная для самого ребёнка деятельность , не вызывает напряжения и спада
мыслительных процессов , а значит, проекты можно считать и здоровьесберегающей
технологией. Если системно и комплексно использовать эту деятельность, можно
воспитать личность креативную, нравственную, способную мыслить, работать с
информацией, творить и созидать, ищущую и стремящуюся открывать чтото новое. А
такая личность будет успешной в жизни, сумеет правильно спланировать свою
деятельность, разобраться в трудных ситуациях, быстрее адаптироваться в обществе.
Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех
детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность
испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от
решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их и просто мечтать.
Очень важно, чтобы все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы
создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое
счастливое для него пространство.
Выступление "Одаренные дети в современной школе"
Выступление "Одаренные дети в современной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.