Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
14.10.2018
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО выгорания в условиях современного образования. Стадии развития профессиональной деформации педагогов
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.docx
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.
Уильям Джеймс
Слайд
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и
ведущий к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд
СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
• Эмоциональное истощение снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное
пресыщение).
• Деперсонализация деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от
других, появление негативного к окружающим
•
Редукция личных достижений тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих
профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по
отношению к другим
Слайд
Стадии развития профессиональной деформации педагогов
1.Стадия измененной эмоциональности:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами
семьи;
плохой сон, апатия.
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется
сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Слайд
2 стадия: многоплановых изменений:
Невозможность выполнять многофункциональные действия;
Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с
целью развития поиск врага, борьба)
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом
сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства
самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Слайд
3 стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру
«уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый
апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый
холод безразличия поселяется в его душе.
Слайд
Аспекты профессионального выгорания
Слайд
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию
и отчаяние.
Слайд
ВТОРОЙ – одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные
отношения с окружающими.
Слайд
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным
физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому
хронической усталости и т.д.
Слайд
СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
• ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
• СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
• ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
Слайд
Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом
хронической усталости );
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие
реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и
гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочнокишечного тракта;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница.
внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и
осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд
Социальнопсихологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство
подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет
(чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «чтото не так,
как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не
справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни
старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд
Поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её всё труднее и труднее;
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе,
безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не
соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало
осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
Слайд
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд
Профилактические мероприятия
улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического
события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная
тренировка, самовнушение, медитация;
умение говорить «нет»;
хобби (спорт, культура, природа);
попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны,
ситуация более предсказуема и лучше управляема.
слайд
Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!
Слайд
Есть ситуации,
когда былые недостатки
превращаются в преимущество
Слайд
ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ
Слайд
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали. Слайд
Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной
последовательности
Слайд
2. Снижайте значимость событий:
•Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а
то как вы к этому относитесь.
Слайд
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
Слайд
ДЕЙСТВУЙТЕ:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль
громоотвода.
Слайд
Разрядиться можно самым простым способом:
Стресс является очень сильным источником энергии.
Слайд
наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п
Слайд
ТВОРИТЕ:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте; •конструируйте и т. п.
Слайд
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих
ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Слайд
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать
самого себя.
Слайд
Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной
неприятности.
Слайд
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)
Слайд
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.