Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления и результаты опыта инновационной деятельности до аудитории. Попытаюсь сейчас это сделать. Итак, зовут меня Ионова Андрианна Орестовна, работаю учителем истории и обществознания в Северо-Енисейской средней школе № 2.Представить свой опыт хочу с использованием тех инновационных приемов, которые были применены на учебном занятии и будут подробно рассмотрены на мастер-классе. Это прием кроссенса и кластера.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы
осуществления и результаты опыта инновационной деятельности до аудитории.
Попытаюсь сейчас это сделать. Тема методического объединения – «Формирование
гражданственности и патриотизма, активной гражданской позиции с помощью
инновационных методов обучения и воспитания». Представить свой опыт хочу с
использованием тех инновационных приемов, которые были применены на учебном
занятии и будут подробно рассмотрены на мастерклассе. Это прием кроссенса и
кластера.
С учетом современных задач развития страны целью государственной политики в
сфере гражданскопатриотического образования и воспитания является создание
условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения
уровня консолидации общества, укрепления чувства сопричастности граждан к
великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину
и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Итак, нормативной базой опыта являются закон об образовании, федеральный
государственный образовательный стандарт,
государственная программа
«Патриотического воспитания на 20162020гг.», новый историкокультурный
стандарт и другие.
Актуальность опыта состоит том, что в современных условиях существенно
возросла роль гражданскопатриотического образования. Как воспитать патриота?
На каких принципах и примерах? Какие качества формировать? Вот те вопросы, на
которые сегодня нужно искать и давать ответы.
Новизна педагогического опыта заключается том, что уже сложившаяся система
по формированию гражданственности и патриотизма требует внедрения
инновационных методов и приемов обучения и воспитания на уроках и во внеурочное
время. В законе «Об образовании в РФ» в качестве принципа государственной
политики закреплено воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к Родине, семье. Идеи национальной доктрины максимально развиты
в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Во
первых, в них представлен «портрет выпускника» на каждой ступени образования и
первыми качествами указаны: любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Вовторых, среди
результатов освоения общей образовательной программы на первое место
поставлены личностные результаты (направленность личности, ее гражданская
позиция).
Главное в педагогическом опыте – это идея. Стратегической целью гражданского и
патриотического образования и воспитания является формирование установки
подрастающего поколения на потребность в ценностях патриотизма. А это и
формирование верности Родине, и изучение истории и культуры Отечества и родного
края, физическое развитие, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Идея увлеченности, вовлеченности и сопричастности вот что сегодня определяет
системнодеятельностный подход в формировании гражданственности и
патриотизма, активной гражданской позиции. Ведь основная цель образования
состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у нихуниверсальных учебных действий, создания условий для развития творческих
способностей и приобретения опыта деятельности. Речь идет о новых формах
организации обучения, новых образовательных технологиях, методах и приемах,
новой открытой информационнообразовательной среде.
Системность опыта в том, что сочетание инновационных технологий, методов и
приемов используется не только на уроках истории и обществознания, но и во
внеурочной деятельности, и это не отдельные уроки или мероприятия, а
систематическая деятельность,
направленная на формирование активной
Это органичный процесс формирования ответственной
гражданской позиции.
личности.
Источник изменений. Почему сегодня необходимы изменения? Да потому, что
возникли противоречия между потребностью современного общества в активной
гражданской позиции выпускников школ и низким уровнем сформированности
гражданской компетентности учащихся. В основе изменений лежит не только
формирование гражданственности и патриотизма, но и деятельностное участие
подрастающего поколения во всех сферах общества.
Условия реализации изменений есть. Это и наличие системы формирования
гражданственности и патриотизма, и условий для использования ИКТ и Интернет
ресурсов в учебном процессе и внеурочной деятельности, и стремление к
непрерывному профессиональному развитию, повышению квалификации, и
нацеленность на взаимодействие с учащимися, педагогами, родителями и
общественными организациями, и, конечно же, собственная активная гражданская
позиция. Поэтому я спешу применить свой опыт сегодня в средней школе №2, так
как здесь созданы благоприятные условия для этого: администрация школы и
коллектив поддерживают мои начинания, в обучающихся вижу огромный ресурс и
потенциал, в их родителях искреннюю заинтересованность, в деятельности органов
власти – максимальное способствование развитию инновационных форм в
образовании и воспитании и системную работу в данном направлении. И я уверена,
что смогу именно здесь в полной мере применить свой опыт и воплотить в жизнь
многие свои идеи.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической
деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый
качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и
воспитания школьников. Чтобы распространять инновационный педагогический
опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:
а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна,
технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации;
б) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом,
актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в
своей практике.
Ну что ж, на этом слайде вы можете видеть триединую модель моей
педагогической деятельности. Учебная деятельность – это вызов для меня и моих
учеников, за которым следует внеурочная деятельность – как стадия осмыслениятого, что было получено в ходе урока, а самообразование для меня и учеников – это
рефлексия, формирование собственной позиции и готовность к новым вызовам.
На моих уроках ведущими стали технологии развития критического мышления,
интерактивного и проблемного обучения. Инновационные приемы кроссенса,
кластера, мозгового штурма и лекций «со стопами» позволяют проводить уроки в
соответствии с требованиями ФГОС и добиваться эффективности в освоении
учащимися программного материала, формировать устойчивый интерес к истории
своего Отечества, систематизировать имеющиеся знания и преломлять их через свой
социальный опыт. А результаты сдачи итоговой аттестации в 9 и 11 классах
доказывают оптимальность и эффективность выбранных технологий и приемов.
Перейдем к внеурочной деятельности. Для меня уроки истории и обществознания
со звонком не оканчиваются, они плавно перетекают во внеурочную деятельность,
будь то исследовательская, поисковая, военнопатриотическая деятельность или
ученическое самоуправление. Это и есть та самая возможность самореализации для
ученика, возможность быть сопричастным на деле тому, что происходит сегодня и
сейчас. Ведущими методами в этой деятельности стали методы убеждения и
поощрения, поисковый и интерактивный метод, и в особенности метод личного
примера.
Только за год с учащимися мы приняли участие в школьной и районной
конференциях исследовательских работ, получив призовые места, был создан
школьный церемониальный отряд и одержана значимая победа в районном конкурсе
строя и песни, ВСИ «Зарница» и призовое место на зональной игре «Победа», создана
хореографическая группа «Каприз», которая принимает активное участие в
мероприятия не только школы, но и района, с новыми силами, планами и идеями
оживилась работа школьного Совета старшеклассников, куратором которого я
являюсь.
На следующих слайдах вы можете увидеть результаты реализации системы
это и благодарности за руководство
педагогической деятельности,
исследовательской деятельностью учащихся и проведение патриотических смен и
поисковую работу, за реализацию кадетского движения и участие в областных ВСИ
«Зарница» в качестве руководителя команды и члена судейской коллегии.
Третьей составляющей моей педагогической системы является самообразование.
Работая здесь, я создала свой персональный сайт и активно пополняю его своими
наработками, включилась в освоение новых технологий, стала пробовать себя в
педагогических тестированиях и участвовать в медианарах. Учиться самому также
увлекательно, как и учить учиться других. В моем арсенале появились новые
термины (интерактивность, диссеминация), новые приемы и методы (кроссенс и
кластер). И я готова к новым вызовам и инновация, готова меняться сама и активно
включать в свою деятельность то новое, что несет позитивные и прогрессивные
изменения.
Подводя итог, хочу еще раз пройтись по этапам становления и реализации своего
опыта. Как давно это было, далекий 2003 год…позади лихие 90е, потерянное
поколение и четкое осознание необходимости давать не только знания, но и
формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свое Отечество,сопричастности происходящему, ответственности за будущее. И какое это счастье,
что я смогла реализовать свои идеи, что в стране для этого были созданы все
условия. А что сегодня? Сегодня есть опыт, есть возможности, силы и уверенность в
том, что то, что я делаю важно, значимо и нужно! Идея увлеченности, вовлеченности
и сопричастности – вот основная идея моей педагогической системы. Спасибо за
внимание! Буда рада ответить на ваши вопросы.