Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.Лекция по теме "Формирование навыков чтения"
Из опыта работы по формированию.docx
Из опыта работы по формированию навыков чтения.
Научить детей правильному, беглому, осознанному,
выразительному чтению – одна из задач начального
образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как
чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и
развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения
формируются не только как важнейший вид речевой и
умственной деятельности, но и как сложный комплекс
умений и навыков, имеющий обучающий характер,
используемый учениками при изучении всех учебных
предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной
жизни. Поэтому необходима систематическая,
целенаправленная работа над развитием и
совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения
от класса к классу.
Большое место на уроках отвожу чтению детей вслух
и про себя. При этом систематически пользуюсь приемами,
направленными на формирование осознанного беглого
чтения.
1. Внедряю элементы технологии В.Н. Зайцева, в
частности жужжащее чтение, которое помогает ясному и
правильному произношению слов и развитию скорости
чтения.
2. Большое внимание уделяю хоровому чтению знакомого
и незнакомого текста. При громком чтении детей вслух
отрабатываю одинаковый темп, ритм, правильную
постановку ударения в словах, логические паузы. Такое
чтение использую как для чтения всем классом, так и
группами, парами.
3. Чтение про себя. Совершенствует навыки
сознательного, правильного, беглого чтения и учит
самостоятельности в работе с текстом.
4. Многократное чтение. Развивает и совершенствует
беглость чтения, умение сознательно и правильно чии тать
вслух и про себя, совершенствует механизм
памяти.
5.Индивидуальное чтение. Показывает, насколько
сформирована техника чтения учащихся.
6. Поочередное чтение текста учителем и учениками. Читаю 2-3 слова, а ученики продолжают. Это вызывает у
школьников интерес к чтению, помогает найти ключ к
пониманию прочитанного.
7.Объяснительное чтение. Развивает логическое
мышление и эстетический вкус учащихся, способствует
обогащению языка и развитию речи.
8.Эмоционально окрашенное чтение. Связано с
выборочным. Ученики должны отыскать в тексте
вопросительные, восклицательные, побудительные
предложения. Эта работа направлена на развитие глубокого
восприятия текста, умение быстро ориентироваться в нем.
9. Чтение по ролям. Позволяет работать над дикцией,
интонацией голоса, выразительностью.
10. Чтение цепочкой. Способствует формированию ритма,
темпа чтения.
11. Чтение в парах. Используется жужжащее чтение.
Сидящие за одним столом ученики по очереди читают друг
другу. Это чтение дает возможность развивать внимание,
беглость, взаимопонимание между учащимися.
12. «Продолжи чтение». Ученик читает текст с любого
абзаца, остальные ребята находят его в тексте и
продолжают чтение. Это помогает осмыслению
прочитанного, развитию зрительной памяти.
13. «Найди предложение». Учитель читает ключевое слово
из фрагмента текста, а детям нужно найти и прочитать все
предложения с ним. Это развивает вдумчивое чтение,
мышление, память.
Очень важна помощь родителей при обучении детей.
Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить
каждого родителя в том, что чтение должно войти в
ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на
первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать
ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.
Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к
содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно,
родителям, быть предельно сдержанным, терпеливым,
снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Родителям предлагаю следующие приёмы.
1.Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Последние события дня
фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов,
когда человек спит, он находится под их впечатлением.
2. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит
читать).
Ребёнок прочитывает две – три строчки и после этого
получает кратковременный отдых, а в это время один из
родителей сам вслух прочитывает такое же количество
текста. Постепенно ребёнок сам предлагает увеличить
объём читаемого им отрывка.
3. Интересен и такой приём. Родители читают сказку
(рассказ и др.)ребёнку, но на самом интересном сюжете
прекращают чтение и ребёнку, для того, чтобы узнать, что
же произошло далее, приходится начинать читать самому.
Используя эти приёмы по формированию навыка
правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения,
я добиваюсь неплохих результатов при проверке техники
чтения в моём классе.
Выступление по теме: Формирование навыков чтения
Выступление по теме: Формирование навыков чтения
Выступление по теме: Формирование навыков чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.