Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"
Оценка 4.6

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Оценка 4.6
Семинары
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.02.2017
Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"
выступление Полякова.doc
Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз? Педагог­психолог Полякова Светлана Владимировна средняя школа №53 Г.Ульяновск Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим  «Компьютерная зависимость»  мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности,  свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе  человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.  Современное состояние дел таково: если в середине­конце 90­х в числе наиболее частых занятий  подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером  потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих  интересах и увлечениях, упоминают компьютер, практически наравне с занятиями спортом, прогулками  общением и с друзьями.   В ЧЕМ ПРОВИНИЛСЯ КОМПЬЮТЕР?   Компьютер не виноват, что его используют не по назначению. Компьютер — всего лишь  средство, на котором можно запустить любую программу.  Компьютер не виноват, что люди размещают порнографию, занимаются взломом паролей и  совершают киберпреступления.  Компьютер не виноват, что производители игр, имеющие обширные знания в психологии и  поведении человека, используют их, играя на инстинктах и слабостях человека.  Почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание  учиться­зависимость от лени, инфантилизм­зависимость от доминантной мамы, и т. д. Для решения  проблемы компьютерной зависимости наиболее результативной является профилактика, цель которой – формирование отношения и самоконтроля. Незнание не спасёт от ошибок. Значит задача взрослых­ информировать.  Важно понимать, что зависимость – это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе  полностью. Понимание, поддержка и эмоциональный контакт с зависимым человеком необходимы для  того, чтобы ему помочь. Основной принцип лечения зависимости – замещение. Свято место пусто не  бывает, и нельзя разрушать старый дом, не построив заранее новый. Преодоление зависимости  заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново  взаимодействовать с окружающим его миром. При этом процессе очень важна поддержка и помощь  близких. Степени зависимости. 1. 2. 3. 4. увлечённость на стадии освоения. Свойственна ребёнку в первый месяц после  покупки компьютера. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает  более одного месяца, затем интерес идёт на убыль, и вскоре происходит нормализация  временного режима. состояние возможной зависимости. Свойственны сильная погруженность в игру,  пребывание за комп. более 3­х часов в день, изменение учебной мотивации в сторону  снижения, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры,  реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения­комп. выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, эмоционально неустойчив,  в случае необходимости прервать игру­сильно нервничает, реагирует очень  эмоционально, или не реагирует никак. Характерны повышенная тревожность,  возбудимость, снижение учебной мотивации и успеваемости. Очень сильное угасание  интереса к общению, полная замена друзей компьютером. клиническая зависимость. На данной стадии зависимости необходима помощь  психиатра. Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная  эмоциональность, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля,  слышание голосов, команд. Неспособность жить обычной жизнью, необратимые  изменения в мозге. Причины возникновения компьютерной зависимости 1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда  родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для  ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием  душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может  развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды  зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.  2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не  связанных с компьютером.  Подросток понимает, что в компьютере, не утруждая себя излишним напряжением, можно  стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не  трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше  пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к  экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.  3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие  друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость  побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость  отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера,  препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность,  чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.  4. Общая неудачливость ребёнка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребёнок и в  школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не  блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в  зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он  победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой  ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая  внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация. Психологические симптомы: ­ Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером. ­ Невозможность остановиться. ­ Увеличение количества времени, проводимого за компьютером. ­ Пренебрежение семьей и друзьями. ­ Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером. ­ Ложь членам семьи о своей деятельности. ­ Проблемы с учебой. Физические симптомы: ­ Сухость в глазах. ­ Головные боли по типу мигрени. ­ Боли в спине. ­ Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. ­ Пренебрежение личной гигиеной. ­ Расстройства сна, изменение режима сна.     Компьютерная зависимость ребенка это всего лишь хорошо видимый симптом, маркер  того, что мы не достаточно хорошо знаем, что происходит с ребенком, как ему живется в  этом мире, его проблемы и желания.   Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что  воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер ­ это лишь часть  жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент  проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера ­ это привлечь его  в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не  стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных  развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но  также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние ЧТО ДЕЛАТЬ родителям,ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА? познакомьте его с временными нормами  детям: 7­12 лет­30 минут в день, но не ежедневно 12­14 лет­1 час в день 14­17 лет­1,5 часа в день Взрослым: Не более 5 часов в день познакомьте его с временными нормами контролируйте разнообразную занятость ребёнка  приобщайте к домашним занятиям  ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов  контролируйте круг общения ребёнка  знайте место, где ребёнок проводит свободное время вне дома  учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка  научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний  Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение,   позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером  Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам.  осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ ЧТО ДЕЛАТЬ педагогам, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА  1. Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям  компьютерных игр;  2. Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с  помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);  3. Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и  внешкольных учреждениях;  4. Проведение анкетирования среди учащихся на тему «Место компьютера и интернета в  жизни современных детей и подростков». ЧТО ДЕЛАТЬ психологу, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА?   Психодиагностика  Тренинги, беседы, консультации  Информирование  Повышение психологической грамотности  Обучение эффективным методам противодействия манипулированию  Помощь в преодолении барьеров социализации  Культивация позитивных ценностей в ученической микросреде Что делать, если вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?  Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего  быстро и резко, т.к. если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от компьютера  может привести к кардинальным поступкам(попыткам суицида, уходу из дома и т.д.)  Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние с учётом индивидуальной  ситуации и личностных особенностей ребёнка.  Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.  Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. В  случае, если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления  нормы. Тест­опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета  Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет­игр предлагается серия вопросов­ утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение. 1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры? 2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния? 3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете  поиграть за компьютером? 4. У вас есть боли в запястьях? 5. Вы пропускали встречу с кем­либо из­за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)? 6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете? 7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером?  Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)? 8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу? 9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за  компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета? 10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки  ограничить время работы за компьютером? 11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за  компьютерными играми немного времени, хотя это не так? 12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)? 13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз? 14. В последнее время у вас было сильное желание играть? 15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться? 16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон? Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов  говорят о компьютерной зависимости. Краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета. 1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он­лайн сеансах и предвкушаете ли  последующие)? 2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети? 3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета? 4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование  Интернетом? 5. Находитесь ли Вы он­лайн больше, чем предполагали? 6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из­за Интернета? 7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети? 8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства  беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)? Пациент считается интернет­зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы. Тест "Определение зависимости от компьютерных игр" Уважаемые родители! Внимательно читайте утверждения и тщательно обдумывайте ответ. При этом обязательно старайтесь ответить "да" или "нет". Помните, что от правильности вашего ответа  зависят результаты тестирования! Утверждение Ответ "да" Ответ "нет" Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить  компьютерную игру Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми Из­за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают  при игре за компьютером При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула Из­за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он  продолжает играть в нее Из­за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени Из­за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз Из­за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он  продолжает играть Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка                                                                     За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика  вероятность того, что увлечение ребенком компьютерными играми может перерасти в зависимость, а значит,  нужно обратиться за консультацией в психологическую службу округа или города для получения  своевременной квалифицированной психологической помощи.

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"

Выступление по теме "Компьютерная зависимость. Увлечение или диагноз?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017