Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"
Оценка 5

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Оценка 5
Лекции
doc
психологическая работа +1
9 кл
02.02.2019
Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"
Жизнь человека-череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит будущее (например выбор спутника жизни) и повседневных, бытовых (например, что приготовить сегодня на ужин?). Выбор профессии, пожалуй можно отнести к самым сложным. Выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности профессии будут соотноситься с жизненными ценностями и планами.
Выбор пути- начало жизненного успеха.doc
Выбор пути­начало жизненного успеха Жизнь человека­череда многочисленных выборов. Серьезных, от которых зависит  будущее (например выбор спутника жизни) и повседневных, бытовых (например, что  приготовить сегодня на ужин?). Выбор профессии, пожалуй можно отнести к самым  сложным. Выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он  сможет получить от своей будущей работы, как особенности профессии будут  соотноситься с жизненными ценностями и планами.  Профессия­вид трудовой деятельности человека, который требует определенного  уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит  источником дохода. Внутри каждой конкретной профессии может происходить разделение труда в  зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие, как  специальность.  Специальность­это вид занятий в рамках одной профессии. Например: профессия врач. Специальность врач­хирург, врач­терапевт. Также человек может занимать определенную должность на работе.   Иногда подростки смешивают понятие профессии и должности, говорят, что я хочу  быть начальником или директором.                                  Должность­это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую  может выполнить человек, владея любой специальностью. Например, директором школы может быть человек любой специальности6 учитель  химии, учитель математики. При одной и той же профессии на одном предприятии  человек может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие­ другую должность.    Школьный возраст не единственный период, когда человек определяется с  профессией, но это первый серьезный выбор в жизни человека.                                        В жизни молодого человека возникает вопрос: Кем стать? Куда пойти учиться?           Еще не повзрослев и не став самостоятельным, ни имея достаточного жизненного  опыта, молодые люди должны определиться в столь важном деле. Выбор профессии  является одним из ответственных моментов, определяющий весь дальнейший  жизненный путь человека, поскольку выбранная профессия оказывает влияние на все  остальные сферы жизни человека. Научиться выбирать профессию и строить свою  карьеру­такое же важное умение как чтение, письмо, владение компьютерными  технологиями.     По данным ученых социологов, 40 % молодежи из­за незнания правил выбора  профессии, выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям,  способностям, внутренним убеждениям. О множестве новых профессий  обучающиеся практически не имеют информации, да и традиционные профессии  претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро  перестроиться. По опросам, проведенным среди 9­х и 11­х классов нашей школы, которые  проводятся в начале учебного года с целью дальнейшего оказания помощи  обучающимся получились следующие результаты: 16% не определились с выбором  профессии и 35% с выбором учебного заведения. Если посмотреть на результаты  опросов обучающихся 11­х классов, то получилась следующая картина: 10% не  определились с выбором профессии и 18% с выбором учебного заведения, не уверены в правильности своего выбора. Какие ошибки допускаются при выборе профессии:        Ошибки при выборе профессии 1.Отношение к выбору профессии как к неизменному, ( т.е выбирать профессию раз и навсегда) 2.Бытующие мнения о престижности профессии 3.Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию) 4.Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму  профессию. 5.Увлечение только внешней или какой­нибудь частной стороной профессии. 6.Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различие  этих понятий.                                        7.Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. 8.Неумение или нежелание разбираться в своих собственных личностных качествах (склонностях, способностях) 9.Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков при выборе профессии. 10.Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании  задачи при выборе профессии.  Есть 2 способа выбора профессии:      1) метод проб и ошибок: когда человек ищет вслепую, пробуя себя в различных  сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему средства для достойной жизни и  удовлетворения от работы. Но это может быть долгий и длительный процесс, ведь  существуют десятки тысяч профессий.     2) изучение самого себя: интересов, склонностей, особенностей мышления, памяти,  внимания, требования предъявляемые профессией к человеку А возможен другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, свои интересы,  склонности, особенности мышления, памяти, внимания, какие требования  предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими  личностными особенностями. И только тогда выбор будет удачным и верным. Вот здесь как раз выступает на первый план профориентация, которая помогает  разобраться в себе, дать правильный прогноз.  Профессиональная ориентация­это оказание человеку помощи в профессиональном  определении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным  особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая  соответствует потребностям и возможностям человека, и запросам рынка труда. Стратегической целью профориентации является подготовка школьников к  сознательному выбору профессии. Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и  самореализации, необходимо, во­первых, ориентироваться в мире профессий и знать  о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и , во­вторых, знать себя, а  именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Профессиональное самоопределение происходит всю жизнь человека, так как в мире  все меняется: профессии, ценности, условия труда, экономическая система и сам  человек.  Профессиональное самоопределение личности ­ это не разовое действие, а сложный  и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:  ­самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых  сторон; ­сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии; ­выбор профессии и образа жизни. В связи с этим в школе проводится профориетационная работа с обучающимися,  которую проводит социальный педагог, совместно с педагогом­психологом,  классными руководителями и конечно же  профориентационную работу в школе  вовлекаем родителей. Профориентационную работу необходимо проводить среди  обучающихся 8­х, 9­х, 10­х и 11­х классов в 2 этапа:                                                                                Этапы профориентационной работы                     1  этап:          профессиональное просвещение;                     2  этап:          выбор профессии. Главная цель на 1 этапе: знание о мире профессий, тех требованиях, которые  предъявляются профессией к человеку. 2 этап: выбор профессии. Главная цель  на  2 этапе ­это определение направленности личности, интересов,  склонностей и возможностей в различных видах деятельности, помощь в выборе  конкретной профессии, выбора ВУЗА, ЛИЦЕЯ или КОЛЛЕДЖА.                                  Из каких источников подростки и старшеклассники получают информацию о  профессиях?                                                                                                            Данные опроса                    по источникам получения информации о профессиях                    обучающимися 8­11 классов  по школе:                                                         1 место: СМИ                                                         2 место: Интернет                                                         3 место:  учителя                                                         4 место:  друзья                                                         5 место:  родители Хотя обучающиеся и получают сведения о профессиях из газет, журналов, средств  массовой информации, из справочной литературы, от родителей, знакомых, учителей  но обучающиеся слабо ориентируются в мире профессии, поэтому данную работу  необходимо  проводится в школе. На занятиях по профориентации социальный педагог знакомит ребят, из каких еще источников они могут узнать о профессиях:  занятия в кружках по интересам; занятия в учебно­производственных  комбинатах(УПК);ежегодно обучающиеся 9­х классов посещают УПК посещение дней открытых дверей учебных заведений; опыт родителей; опыт знакомых; экскурсии на предприятия; сведения из литературы.  Социальный педагог оказывает информационную поддержку обучающимся:   знакомит с многообразием мира профессий: уделяет внимание описанию профессии,  какие требования профессия предъявляет к работнику  и какие имеются  медицинские противопоказания  по данной профессии, а также рассказывает о   возможностях получения выбранной профессии  в различных учебных заведениях  нашей республики и за ее пределами  примеры классных часов: 1.Мир профессий или какую дверь открыть. 2.Классификация профессий 3.Представление о себе и проблема выбора профессии 4.Здоровье и выбор профессии 5. способности и успешность труда. 6.Характеристика профессии­профессиограмма. 7.Современный рынок труда и требования к профессионалу.  8.Выбирая место учебы.   Традиционно ежегодно   в школу    приходят агитаторы из различных учебных  заведений, которые выступают на классных часах перед выпускниками 9, 11  классов, проводят презентации своего учебного заведения, где рассказывают о  специальностях, которые можно получить   в учебном заведении, рассказывают о  правилах приема абитуриентов.  В течении учебного года выпускники школы  посещают Дни открытых дверей различных учебных заведений, где ребята   могут  ознакомиться с условиями поступления в учебное заведение.   В мире существуют тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно  ориентироваться в таком количестве и помогает в этом   Классификация профессий­ объединение сходных профессий в различные группы по каким­либо признакам. Профессии можно разделить на 2 группы. Типы профессий по предмету труда и классы профессий по характеру труда.  Типы профессий по предмету труда:                Классы с по характеру                                                                                                                                    труда:   ­ Человек­человек                                                                     ­исполнительские  ­Человек­техника                                                                      ­творческие   ­Человек­природа ­Человек­знаковая система ­Человек­художественный образ   Тип труда указывает на то, с чем человеку приходиться работать, а предмет труда­  это то, на что направлен труд человека. По предмету труда профессии разделены на 5 больших групп: предметом труда  могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.  В соответствии с предметом труда выделяют 5 типов профессий: 1.Тип человек­человек. Предметом профессии этого типа являются люди (Примеры: врач, учитель, продавец, воспитатель, участковый инспектор, проводник). 2.Тип Человек­техника. Включает в себя профессии, связанные с созданием,  монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом  техники. (Примеры: каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, электромонтер).       3.Тип Человек­природа. Профессии, связанные с уходом за растениями и животными (Примеры: агрохимик, геолог, овощевод, зоотехник, ветеринар). 4.Тип Человек­знаковая система. Этот тип объединяет профессии, связанные со  знаковой информацией (текстами, цифрами, формулами, таблицами). (Примеры профессий: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, штурман). 5.Тип Человек­художественный образ. К данному типу можно отнести профессии,  связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных  произведений. (Примеры: художник, журналист, композитор, ювелир, актер, реставратор.  По характеру труда профессии делятся на 2 вида: 1. исполнительские Профессии этого класса связаны с выполнением решений,  работой по заданному образцу, соблюдением правил и нормативов, следованию  инструкций (в большинстве случаев профессии этого класса не требуется высшего образования) (Примеры: водитель, продавец, машинист). 2. творческие Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием,  контролем, планированием, организацией, управлением, принятием  нестандартных решений, требуют оригинального мышления ( Примеры профессии: врач, менеджер, программист, учитель, юрист).                     Теперь когда мы познакомились с миром профессий необходимо обсудить  условия выбора профессий. Знакомство с миром профессий­это только начало  решения проблемы выбора профессии, а самое важное это установить  индивидуальные особенности человека. Важное место среди личностных особенностей занимает направленность его  личности, то есть потребности, интересы, склонности. Интерес­ привлекательность чего­либо для человека. Склонность­это стремление человека заниматься определенным видом  деятельности. Способность­это умение, то есть такие индивидуальные качества, от которых  зависит успешность выполнения различных видов деятельности. Интерес­ привлекательность чего­либо для человека.  Выражаются формулой хочу знать. Склонность­это стремление человека заниматься определенным видом  деятельности. Выражаются формулой хочу делать. Каждый человек на что­то способен, то есть у него есть способности. Все люди  обладают разными способностями. Здесь необходимо определить интересы,  склонности, способности обучающихся. Способности ­это умение, то есть такие индивидуальные качества, от которых  зависит успешность выполнения различных видов деятельности.  способности можно выразить словами я могу. Способности формируются и  развиваются только в деятельности. Только, например, в процессе обучения живописи можно выяснить, есть способности  или нет. Любую способность можно развивать, главное это делать целенаправленно и  регулярно. Одним из главных направлений в профориентационной работе является выявление  интересов, склонностей и способностей у обучающихся. На занятиях ребята  анкетируются на   определение типа темперамента, подвижности, уравновешенности,  изучение особенностей характера. Результатом профориентационной работы  является выявление тех профессиональных областей, где подросток сможет  проявить свои способности, Консультируемый, получая данные диагностики,  наглядно может представить структуру своих способностей, интересов, увидеть  проблемы в своем развитии, которые надо преодолеть, наметить план поступления в  учебное заведение. Необходимо убедить детей в том, что путем самовоспитания,  тренировок, можно существенно продвинуть формирование различных способностей.  Чтобы принять правильное решение по выбору профессии, необходимо учесть  следующие факторы, влияющие на выбор профессии                         Что влияет на выбор профессии? 1. Позиция старших членов семьи (мнение родителей) 2.Позиция товарищей, мнение сверстников 3.Позиция учителей, школьных педагогов, психологов 4.Личные профессиональные планы­это то, чего человек хочет достичь в жизни  вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои  действия на несколько лет вперед, но чтобы принять правильное решение,  необходимо ответить зачем мне это нужно и нужно ли вообще? Необходимо  продумать запасные планы на случай препятствий в реализации основных вариантов  и это позволит избавить себя от лишних переживаний, так как мы живем в  непредсказуемом мире, и надо планировать жизнь с учетом непредвиденных  обстоятельств. Необходимо брать во внимание и материальный достаток семьи, так  как многие учебные заведения увеличивают количество платных мест. 5.Способности (изучить свои склонности). 6.Уровень притязаний на общественное призвание (мнение окружающих, а также речь идет о планке, которую человек сам себе устанавливает, как он себя оценивает) 7.Информированность(подросток должен знать о профессиях и их  востребованности). Выбирая профессию нельзя обращать внимание на какую­то одну  привлекательную сторону профессии (например, на красивую форму у стюардессы),  но как можно больше узнать о профессии. 7 Шагов  к взвешенному решению: 1.Составить список подходящих профессий  2.Составить перечень требований профессии 3. Определить значимость каждого требования 4.Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Определить свои склонности, способности, здоровье (соотнести к профессиям) 5.Подсчитать и проанализировать результаты 6.Проверить результаты 7.Определить основные практические шаги к успеху  Для принятия правильного решения по выбору профессии необходимо учесть  множество факторов­ свои желания, психологические особенности и возможности, а  также потребности общества.                                              Как выбрать профессию  1.Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть  2.Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как  сделать оптимальный выбор. ХОЧУ, МОГУ, НАДО. ХОЧУ­ желания, интересы и стремления. МОГУ­способности, таланты, состояние здоровья НАДО­ состояние рынка труда, спрос на те или иные профессии. Очень важно, что еще до того, как подросток или старшеклассник вплотную  приступит к решению вопроса: Кем быть? у него должна быть сформирована общая  направленность на добросовестный труд и прочное убеждение, что в любой  профессии надо быть дисциплинированным, ответственным, аккуратным,  исполнительным, порядочным. Таким образом, выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы не  далекое): Чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути? А с другой стороны­ взгляд внутрь себя: насколько человек готов преодолевать  препятствия для достижения цели. Значительную, большую часть жизни мы проводим на работе, поэтому очень важно,  чтобы она не стала тяжелой повинностью, а была нужным и интересным делом.            Не исключено, что даже выбрав профессию, соответствующую своим интересам и  способностям, через несколько лет человек в ней разочаруется или поймет, что он  себя исчерпал и захочет чего­то нового. Это вполне нормально. Всякий путь начитается с первого шага.       Лев Николаевич Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"

Выступление по  теме: "Выбор пути-начало жизненного успеха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019