Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»
Оценка 4.9

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
17.03.2017
Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов. В настоящее время в связи с обновлением содержания образования очень актуальным является вопрос о ключевых компетенциях и о компетентностном подходе. Ключевые компетенции - это готовность учащихся применять в жизни полученные знания и умения.
выступление компетентностный подход март 2017.doc
КГУ «Шадыксаевская НШ отдела образования акимата Карабалыкского района» Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме:  «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Подготовила: учитель начальных классов 1 категории Чебанова Г.Н. Шадыксаевка, 2017г.   Понятие   "Компетентностный   подход"   получило   распространение   в   связи   с обновлением   содержания  образования.  Стратегическая   задача   развития школьного   образования   в   настоящее   время   заключается   в   обновлении   его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. В   настоящее   время  компетентностный   подход  является   одним   из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   опыт   самостоятельной деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Самый   банальный   вопрос   —   чему   должны   обучать   в   школе?   Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул   и   так   далее.   Разве   нет?   Вроде   бы   все   логично.   Но   большинство экспертов   считает,   что   куда   важнее   умение   решать   реальные   жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ключевые   (базовые,   универсальные)   компетенции        ­­   это   готовность учащихся   использовать   усвоенные   знания,   умения,   а   также   способы деятельности   в   жизни   для   решения   практических   и   теоретических   задач. Неправомерно   противопоставлять   компетенции   знаниям,     которые   на   самом деле     являются   основой   компетенций.   Компетентности   определяют   такое содержание   образования,   которое   было   бы   ориентировано   на   развитие практических   навыков   применения   знаний   в   реальных   жизненных   ситуациях. Знания,   не   подкрепленные   практическими   умениями,   ничего   не   стоят   и   не ценятся на рынке труда. Надо различать понятия компетенция и компетентность. Компетенция – совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности   (знаний,   умений,   навыков, способов   деятельности),   задаваемых   по   определённому   кругу   предметов   и процессов   и   необходимых,   чтобы   качественно   продуктивно   действовать   по отношению к ним. Компетентность  –   владение,   обладание   человеком   соответствующей компетенцией,   включающей   его   личностное   отношение   к   ней   и   предмету деятельности.  Ключевыми словами  в характеристике  компетенций  являются  слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.  Надо заметить, что в начальной школе формируется  самостоятельность в   решении   проблем,   условием  которой  является   превращение   предметного способа   действия  (в  т.  ч.  знаний,  умений   и  навыков)   в   средства   разрешения проблем.  В   начальной   школе   на   уроке   можно,   например,   формировать   такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как: ­ извлечение основного содержания прочитанного или услышанного; ­   точная   формулировка   мыслей,   построение   оригинальных   высказываний   по заданному вопросу или теме; ­   исследование   различных   вариантов   решения   задач,   выбор   наилучшего, принимая во внимание различные критерии; ­ сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; ­ планирование действий и времени; ­ оценка результатов своей деятельности и т. д.     М   ожно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:  фронтально­индивидуальный опрос; фронтально­индивидуальный опрос; информирующая беседа; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем; демонстрация видеофильма; экскурсия; проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.              Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: “Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось”.         Компетентностный   подход   раскрывает   другое   высказывание   – древняя китайская мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Не надо менять программы и учебно–методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.    Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним   относятся   игра,   проблемная   ситуация,   обучение   через   деятельность, групповая и парная работы. Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть.   Это   дает   возможность   ребенку   выбрать   задание   по   силам   и   по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации. Важное   значение   имеет   прямое   общение   детей   на   уроке.   Лишая   учащихся общения,   мы   делаем   их   менее   защищёнными,   неуверенными   в   собственных силах,   более   зависимыми   от   учителя,   не   способными   к   высказыванию собственного мнения.   Доверительные   отношения   на   уроке   создают   условия,   в   которых   дети самостоятельно   добывают   знания,   а   учитель   лишь   помогает   им.   Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия. Итак,   общение   на   уроке   и   после   него   выполняет   не   только информативную,   но   и   социальную,   а   также   развивающую   функцию.   Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные   установки,   приобретаются   навыки   образцы   поведения, общественной компетентности.    жизни,   основы   информационно­коммуникативной Например   на   уроке   обучения   грамоте   или   литературному   чтению составить рассказ по серии картинок можно предложить в группе. Это дает нам возможность развивать коммуникативную компетентность.  По математике работа в группе или в паре может применяться на любом этапе. Например при закреплении темы “Прибавление числа 4 с переходом через десяток”,   “Решение   задач”,   где   группа   получает   задание:   “Составь   задачу”, используя рисунок.  При   организации   парной   работы   по   русскому   языку   очень   удобно использовать упражнения в учебнике, помеченные специальным значком. 70 % урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок,   это   урок,   где   учителя   мало.   Проблемные   ситуации,   обучение   через деятельность,   вопросы,   требующие   доказательств,   аргументации   –   все   это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять,   пусть   выйдет   к   доске   и   докажет   свой   ответ.   Это   поможет   ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.  В   конце   каждого   урока   проводится   рефлексия,   причем   вопросы, задаваемые   учителем,  должны   быть   направлены   на   саморазвитие   ученика,   на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?”     Проектная   деятельность  на   уроке   может   служить   хорошим   учебно­ тренировочным   заданием   для   формирования   проблемной   компетенции   как учащихся, так и педагога. Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:  необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;       специфическими   умениями   и   навыками   проектирования   для самостоятельной работы. В   связи   с   этим   метод   проектов   лучше   начинать     реализовывать   со   2 класса.  В   1­ом   классе   основное   внимание   надо   уделять   развитию   умений   и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.  Значительная часть учебного   времени,   отведенного   на   повторение   и   закрепление   изученного материала, используется для организации проектной деятельности. На сегодняшний день проектная технология в современной школе является актуальной, так как данная технология формирует все 7 ключевых компетенций. Проекты  реализуются в начальной школе  по разным предметам. Средством   оценивания   учебных   достижений   учащихся,   наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель).  Портфолио  —   папка­накопитель   учебных   достижений   учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку: ­учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции; ­портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем; ­портфолио   может   быть   презентовано   перед   классом,   педагогами, родителями; ­может   быть   создано   групповое   портфолио   учащихся   класса,   которое используется для групповой самооценки. Большинство   ученых   признают,   что   развитие   творческих способностей   школьников   и   интеллектуальных   умений   невозможно   без проблемного   обучения.  Цель   и   назначение   проблемного   обучения   ­ преодолеть   элементы   механического   усвоения   знаний,   активизировать мыслительную   деятельность   учащихся   и   ознакомить   их   с   методами исследования.   Толчком   к   продуктивному   мышлению,   направленному   на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает  ученик в момент   столкновения   с   чем­то,   что   вызывает   у   него   вопрос,   служит проблемная ситуация. Средством её создания является учебная проблема (проблемная   задача,   задание,   вопрос).   Каждая   учебная   проблема подразумевает   между познавательными   практическими   задачами,   которые   выдвигаются   самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем   их   умственного   развития   служит   движущей   силой   обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной   ситуации,   а   точнее   процессом   самостоятельного   решения проблемы учениками.    противоречие.   Именно   противоречие Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную   сферу   учащихся,   создаёт   благоприятные   условия   для решения   коммуникативных   способностей   детей,   развития   их индивидуальности   и   творческого   мышления.   Кроме   того,   умение   видеть проблемы,   задавать   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определение понятиям,   проводить   наблюдения   и   эксперименты,   делать   выводы   и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Всё это ведёт к достижению самостоятельной  познавательной  деятельности,  умение  быть  успешным  в быстро изменяющемся мире и т.д. Использование технологии проблемного обучения позволяет развивать интеллектуальную компетентность младших школьников, повышать качество образования.  Игровые   технологии  на   уроках   в   школе   дают   возможность повысить   у   учащихся   интерес   к   учебным   занятиям,   позволяют   усвоить большее   количество   информации,   основанной   на   примерах   конкретной деятельности,  моделируемой   в  игре,  помогают   ребятам   в   процессе   игры научиться   принимать   ответственные   решения   в   сложных   ситуациях. Использование   игровых   форм   занятий   ведет   к   повышению   творческого потенциала   обучаемы,   к   более   глубокому,   осмысленному   и   быстрому освоению изучаемой дисциплины.    ключевые Систематическое   использование   игровой   технологии   позволяет   компетентности   учебно­познавательной формировать деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,   самооценки.   По   отношению   к   изучаемым   объектам   ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей   действительности,   владением   приемами   учебно­ познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В   своем   выступлении   я   сделала   сообщение   о   нескольких технологиях   компетентностного   образования,   которые   приемлемы   для нашего   образовательного   учреждения.   Использование   этих   технологий способствует развитию компетенций у младших школьников. Современная  начальная  школа  не может  оставаться  в  стороне  от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности,   касаются   все   мировые   тенденции   и   инновации:   личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций   относится   и   компетентностный   подход,   появление   которого связано, прежде всего, с кризисом образования, состоящим в противоречии между   программными   требованиями   к   ученику,   запросами   общества   и потребностями самой личности в образовании.    Компетентностная   модель   обучения   даёт   высокий   результат,   но   она рассчитана   на   учителя   творческого,   не   жалеющего   сил   и   времени   для   её реализации.   У   такого   учителя   учащиеся   нестандартно   и   чётко   мыслят,   с удовольствием,   обоснованно,   аргументировано   строят   свою   речь.     Обучение, всегда   сочетающееся   с   напряжённой   мыслительной   деятельностью,   поиском, творческой работой, ­ это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность   каждого   ребёнка,  ученики   по­другому   относятся   к   тем   предметам, освоение которых считали трудным. И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше. Использованная литература: 1. Болотов   В.А.,   Сериков   В.В.   Компетентностная   модель:   от   идеи   к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.  2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003­2004 г.  3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода. 4. Лебедев   О.Е.   Компетентностный   подход   в   образовании.   Школьные технологии. 2004. № 5. 5. Щербинова Н. Н.   Реализация   компетентностного   подхода   в общеобразовательной школе.                ИД «Первое сентября»,  «Открытый урок»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»

Выступление «Реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017