Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России
Оценка 4.6

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
история +1
9 кл—11 кл
22.04.2017
Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России
Любая экскурсия – это живое участие, приобщение к истории в личном присутствии. Виртуальные путешествия не дают возможности прикоснуться, вдохнуть и непосредственно почувствовать вкус познания и обретения истории своей страны. Тем более, что сегодня большинство музеев практикуют интерактивное участие туристов в процессе экскурсий, то есть дают возможность живого приобщения.
Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России у школьников.doc
Роль выездных экскурсий в активизации интереса к истории России у школьников Стенгач Людмила Николаевна,   учитель истории и обществознания  МБОУ   «Лицей   «Дубна»   г.   Дубны   Московской области»  «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума» ­ этими словами Л. Фейербаха  я хотела бы начать свое выступление. История – предмет в школе особенный. Его преподавание фактически начинается с того, что малыши, знакомясь с русскими былинами, сказками, даже и не понимают, что изучают школьный предмет… Но уже на этом этапе изучения истории в младшей школе воспитывается уважение к опыту предков,  развивается логическое мышление, речь, память, фантазия. Современные дети – дети компьютерного  века… Для них не составляет проблемы путешествие по всем городам, весям и музеям мира через  виртуальное пространство. Другое дело – интересно им это или нет, хочется ли им знакомиться с  культурным наследием своей Родины и всего человечества?  Как­то я прочитала, что каждый ОБЯЗАН знать историю своего края, страны, мира… но, когда в  интересном деле появляется элемент долженствования, пропадает часть свободы. Мне думается, что  задача учителя истории несколько иная: сделать так, чтобы каждому было интересно и ХОТЕЛОСЬ  изучать историю своего края, страны, даже мира. Ведь только тогда знания учеников в дальнейшей  жизни не станут мертвым грузом. Всегда переживаю, если слышу, как старшеклассник говорит, что не  интересуется историей, потому что ему ее не надо сдавать на ЕГЭ. Стараюсь объяснить, что история – это и он сам, и его родители, и предки. Но ничем были бы слова, не подкрепленные живой практикой,  самостоятельным опытом познания истории своей малой и большой Родины учениками. И немалую помощь в процессе приближения к этой цели преподавания оказывают выездные  экскурсии. Любая экскурсия – это живое участие, приобщение к истории в личном присутствии.  Виртуальные путешествия не дают возможности прикоснуться, вдохнуть и непосредственно  почувствовать вкус познания и обретения истории своей страны. Тем более, что сегодня большинство  музеев практикуют интерактивное участие туристов в процессе экскурсий, то есть дают возможность  живого приобщения. Программа обучения в лицее «Дубна» не из простых, ребята очень загружены и дополнительными  факультативными занятиями, и участием в семинарах и олимпиадах, да и домашними заданиями. И,  безусловно, важно, чтобы в их жизни было больше разнообразных событий и новых впечатлений! Ведь  наша жизнь – это события и воспоминания. Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ребятам было, что  вспоминать, чтобы в их памяти ярче запечетлелись прекрасные секунды бытия. Именно они  впоследствии могут повлиять на их будущую жизнь. Всегда сожалею, что так мало уроков истории в школьной программе, и темы, например, по культуре  приходиться реально «пробегать». Мы, конечно, используем все мультимедийные средства,  демонстрацию иллюстраций, знакомство с историческими документами. В лицей ребята приходят  учиться в 9 класс в возрасте 15 лет, когда любой человек уже имеет определенный багаж знаний и  умений. Но еще продолжается процесс формирования взглядов на жизнь, на дружбу, на процесс обретения жизненных ценностей… Подросткам еще хочется ощутить, попробовать, увидеть самим,  почувствовать «запах истории». Вспоминая, как часто наши родители возили нас по городам и весям, по музеям и театрам, мы  благодарим их за то, что много знаем о своей стране, о Москве, Санкт­Петербурге, жемчужинках  «Золотого кольца» России. Я и историком стала именно потому, что хотелось всю жизнь  соприкасаться с тайной веков, с историей моей Родины. К сожалению, большинство современных  родителей полностью посвящают себя работе, им некогда ездить с детьми в маленькие путешествия.  Главное – дети должны хорошо учиться, сдать ЕГЭ, поступить в вуз. Получается такая цепочка  должных шагов, но она ничем не наполняется. Конечно, поехать в Хорватию, Тунис, Болгарию,  Турцию полежать с детьми на пляже, чтобы отдохнуть от тяжелых будней – это очень здорово! Но  много ли познавательного в таких поездках? Учат ли они любить свою Родину? Насколько они важны  для развития личности ребёнка? Когда задаю этот вопрос родителям, они очень удивляются, ведь во  время отдыха они общаются с ребёнком, проводят с ним всё своё свободное время… Патриотизм и  любовь к Родине – великие слова, если они реально подтверждаются жизнью человека, а не остаются  просто словами. И то, и другое нужно воспитывать в детях, особенно сейчас, когда понятие «человек  мира» меняет своё наполнение, подменятся понятием «иваны, родства непомнящие…» Но «человек  мира» ­ это не «человек ниоткуда»; это – тот, кто, в первую очередь,  уважает историю своей страны,  знает её, защищает её ценности. На родительских собраниях в начале учебного года я рассказываю родителям о том, в какие учебные  поездки и когда мы сможем поехать с ребятами: Москва, Мышкин, Углич, Сергиев Посад,  Александров… Но практически всегда наибольший интерес, несмотря на дороговизну, вызывают  поездки в Лондон, Стокгольм, Прагу, Париж… Почему? А что смотреть в России?!! Вот Европа – это  да! Это же передаётся и детям, поэтому моя задача – постараться изменить такие настроения. И когда начинаю показывать родителям слайд­ряд о поездках по стране, удивляются, задумываются.  И часто  потом едут вместе с нами!  Так, традиционно первой поездкой девятиклассников становится поездка по маршруту Дубна – Углич – Мышкин – Дубна. Удивительный маленький Мышкин, который сделал себя из простого предания о  том, как мышка спасла спящего князя от укуса змеи! На этом город создал свою историю и стал  туристическим центром. Огромный интерес у ребят вызывают многочисленные музеи и мастерские,  где можно самим и валянием войлока позаниматься (это занятие у многих девочек и мам уже  переросло в хобби и даже маленький бизнес!), и самостоятельно сделанный на гончарном круге  горшок родителям в подарок привезти, и крюк совместно с кузнецом выковать. Именно так приходит  уважение к труду простых ремесленников. В процессе ребята, конечно же, говорят, что на 3D­ принтере это делать быстрее и проще (дети XXI века!), но еще долго потом вспоминают и гордятся,  что САМИ из куска глины или металла смогли сделать вещь. На каждом шагу в Мышкине продают  огромное количество сувениров, сделанных местными умельцами, подкрепляя восторг и удивление  традиционными русскими ремеслами. По результатам поездки проводим классные часы, делаем  газеты, монтируем видеофильмы… И еще один важный урок получают наши ребята. Большую роль в формировании интереса к предмету  играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут  разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в  необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. В лицее учатся  дети из маленького соседнего городка Кимры Тверской области. Кимры – древняя купеческая  столица обувщиков. И ребята сетуют, что у их города есть настоящая великая история, но повести  туристов, кроме небольшого краеведческого музея, и некуда. Сохранились и старые купеческие дома, и хозяйственные постройки, и старинное здание обувной фабрики, но всё это в плачевном запущенном полуразрушенном состоянии! Мы начинаем фантазировать, что можно было бы сделать, чтобы и этот  городок стал привлекательным для туристов… Таких проектов накопилось довольно много…ждем,  когда отучатся наши выпускники, вернутся в свой городок, да и начнут претворять планы в жизнь! Понятно, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению  интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес  быстро падает. Именно поэтому перед каждой поездкой стараюсь придумать для ребят интересные  творческие задания, индивидуальные и коллективные.                                                          Поездка в  Москву на подворье бояр Романовых в Зарядье – одна из самых интересных. Побывать в настоящем  тереме, где восстановлена обстановка, утварь, необыкновенно познавательно. Ребята впервые видят  воочию то, о чем слышали на уроке: поднимаются по потайной лестнице между стен на женский этаж,  заходят в подвалы, где стоят сундуки с мягкой рухлядью (хохочут, понимая разницу между смыслом  этого слова прежде и сейчас) и хранится оружие. И, что особенно поражает, обитателей терема тоже  можно увидеть! Куклы – манекены «занимаются» своим обычным делом: прядут, ткут, готовятся к  кулачным боям. Такая «живая» экспозиция захватывает даже одиннадцатиклассников. Экскурсоводы  вовлекают ребят в разговор, отыгрывают с ними жизненные ситуации, характерные для боярского  быта. И снова появляется возможность для совместного творчества. При этом ребята не просто  смотрят экспозицию, перед экскурсией они получают творческое задание: подготовить рассказ «Один день из жизни бояр Романовых». И это не описательный рассказ о поездке. Делю ребят по группам,  кто­то выступит в роли самого главы семейства, кто­то – его жены, дочерей, сыновей, псаря, няньки… Во время экскурсии каждая группа набирает материал для своего рассказа. А через неделю, когда  весь материал обработан, презентации и мини­спектакли готовы, проводим большую презентацию  поездки, ее своеобразное веселое продолжение. В поездках происходит сближение ученика и учителя, долго потом мы еще говорим другу: а помните? Такие совместные припоминания дорогого стоят, это золотые минуты полного доверия. И никакие  путешествия в Интернете не смогут заменить живого контакта и совместного творчества! Я, конечно же, не говорю о том, что надо отказаться от заграничных поездок и путешествовать только по России! Впечатлений от экскурсий по Европе и Азии тоже всегда много. Но хотелось бы, чтобы в  эти поездки ехали люди, уже имеющие опыт путешествий по своей стране, способные правильно  оценить красоту другой страны и уважать при этом красоту и величие родной культуры и истории.  Только тогда активный познавательный процесс станет по­настоящему творческим, умным, зрелым.  Ведь участвовать в нем будут люди, любящие свою Родину и поэтому уважающие другую, иную  культуру! Мне особенно запомнились слова нашего Президента В.В. Путина, когда он был с экспедицией в Туве. После его рассказа об увлекательной поездке один из журналистов заметил, что Президенту можно  только позавидовать. На что он, улыбнувшись, ответил: «Зависть – не очень хорошее чувство.  Рекомендую вам собраться в дорогу, съездить и посмотреть самим. Это не сложно. Слава Богу, это  всё Россия – очень большая и многообразная страна».

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России

Выступление: Роль выездных экскурсий в актвизации интереса к истории России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017