Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"
Оценка 4.8

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Оценка 4.8
Мероприятия +3
docx
воспитательная работа +2
Все классы
27.05.2017
Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь мимолётным общением в рамках родительских собраний. Многие считают, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания. Если учитель хочет оптимизировать воспитательный процесс, ему необходимо добиться того, чтобы родители всегда находили время, чтобы по душам поговорить со своим ребенком, чтобы интересовались проблемами ребенка, вникали во все возникающие в его жизни сложности и помогали развивать его умения и таланты; чтобы помогали ему самостоятельно принимать решения, уважали право ребенка на собственное мнение; относились к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.Семья должна быть равноправным участником сотрудничества в триаде «учитель – ученик – родители». Она – основа основ образовательного процесса, в первую очередь в системе воспитания ребенка. Хотелось бы, чтобы семья (в корректной форме!) проявляла инициативу в выстраивании отношений с учителями, со школой, чтобы родители по зову сердца занимались воспитанием детей, а не по зову инспекции по делам несовершеннолетних.
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны.docx
Выступление на педсовете  «Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции»  Сорокина В.И., учитель математики МБОУ г.Астрахани «СОШ №51» Эпиграф:  «Нельзя воспитывать ребёнка,  не воспитывая его родителей» П.П. Блонский Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению  россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества.  Родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не  ограничиваясь мимолётным общением в рамках родительских собраний. Многие  считают, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского  собрания. Практически общепринятым является мнение, что родители должны  поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка. Это – главный довод  против того, чтобы критиковать школьных педагогов в присутствии детей. Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. В этом, на взгляд россиян, бывают  виноваты как учителя, так и родители. Что может заставить соединить эти отдельные компоненты в неразрывную триаду «учитель – ученик – семья»? 1.Сотрудничество учителя и ученика. Переход детей в среднюю школу в целом можно охарактеризовать как кризис  школьного развития ребенка. Иное содержание работы классного  руководителя, связанное с ограничением его включения в развитие групповых  отношений; формирование норм школьной жизни; увеличение количества предметов;  несогласованность педагогов в отношении объема домашних заданий; предметно­ кабинетная система обучения; сохраняющаяся позиция родителей как “руководителей”; отношение учителей к детям как к взрослым (к старшеклассникам) –  все это ставит детей в затруднительное положение, зачастую они “теряются” в этой  ситуации, и это сказывается на адаптации их к обучению в средних классах, влияет на  интерес к школе, вызывает неровность личностных и интеллектуальных успехов.  Первостепенное значение здесь имеет поддержание эмоционально благополучного  состояния детей в школе, координация отношений к процессу обучения  пятиклассников между педагогами и родителями. Этой теме было посвящено первое  родительское собрание. 2)Рассмотрим сотрудничество учителя и семьи.  Здесь можно говорить о двух составляющих:  а. Школа ­ родители и  б. Учитель ­ родители. Связь школы и родителей осуществляется посредством родительских собраний,  работы классных и общешкольного родительского комитетов, работы школьного  психолога с родителями и учениками, участия родителей в общешкольных  мероприятиях, анкетирования учащихся и родителей по профориентации;  социологических опросов по отношению семьи к школе, предложений по улучшению  организации учебно­воспитательного процесса и т.д. Важно понимать, что школа и семья преследуют единую цель в образовании и  воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с  родителями является обязательной при желании развивать способности каждого  ученика в школе и за ее пределами. Работая более 25 лет в школе я вижу и другую опасность, которая пагубно  отражается на процессе обучения школьников: в связи с экономическим и  политическим реформированием общества происходит дезорганизация жизни семей,  разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада и общества в целом. На  качестве воспитания детей сказывается высокая занятость родителей, внутренние  конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром. Бывает, что  родители самоустраняются от процесса образования своих детей, аргументируя свою позицию простой формулой: «Мы вам отдали детей на обучение, вот вы их обучайте и  воспитывайте». Ситуация эта характерна не только для «неблагополучных» семей.  Школа в этом случае должна найти механизм воздействия на нерадивых родителей, но  не всегда это возможно. Тогда единственным спасением для ребенка становится  духовная и душевная связь с учителем, который берет на себя функции матери или  отца. Нравственность и такт учителя имеют в таких обстоятельствах особое значение.  Но подумаем, какая психологическая нагрузка ложится при этом на преподавателя… Рассмотрим отношения учитель – родители.  Учитель выполняет в классе образовательную функцию, т. е. осуществляет  обучение и воспитание. При этом учитель должен правильно построить отношения не  только с учениками, но и с их родителями. Эти отношения складываются в процессе:  1. общения на родительских собраниях и в процессе индивидуальных контактов;  2. внутриклассных мероприятий, например, в походах, поездках, на праздниках и т.п.  3. В процессе подготовки к выпускным вечерам.  4. При прохождении мониторингов, опросов, работы со школьным психологом и пр.  Как же учителю и родителю найти общий язык?  Вообще, чем больше родители будут задействованы в решении школьных проблем своего ребенка, тем больше вероятности, что учитель и семья найдут общий язык. Преподаватель должен быть наставником не только для детей, но и для их  родителей, особенно молодых; донести до них их роль в формировании творческой  личности ребёнка; объяснить, что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и  одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются. Необходимо дать  понять родителям, что дети должны быть активными её строителями. Надо помнить,  что от конфликтов учителя и родителей страдает ребенок. А он в любом случае гораздо уязвимее взрослых людей. 3. Рассмотрим отношения ученик – семья.  Каждая семья вырабатывает с течением времени определенную систему  воспитания, которая вытекает из понимания целей и задач воспитания, методов и  приемов и привнесенного в данную семью опыта. Но типов семейных взаимоотношений наука выделяет только 4: диктат, опека, "невмешательство" и  сотрудничество.  1. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного  достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны  предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм  морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и  нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем  видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка,  который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если  сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и  многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного  достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная  авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка,  систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему  относящихся, ­ все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.  2. Опека в семье ­ это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких­ либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном  формировании личности отходит на второй план. Именно эти дети оказываются  более неприспособленными к жизни в коллективе. У них отсутствует  самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов,  лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.  3. На признании возможности и даже целесообразности независимого  существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни  другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в  основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Мне кажется, что за этой пассивностью лежат элементарные лень и равнодушие  родителей по отношению к своим детям. Для педагога это одна из самых трудных и  опасных ситуаций.  4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает  опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами  совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.  Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает  особое качество, становится группой высокого уровня развития ­ коллективом.  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания,  принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания:  ­ демократический  ­ авторитарный  ­ попустительский (либеральный).  При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. (Стиль "согласия"). При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. (Стиль "подавления"). При попустительском стиле ребенок предоставляется сам  себе.  Очевидно, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное  поведение ребенка в школе, в жизни. Но в школе именно учителя испытывают на себе  все достоинства и недостатки системы отношений каждой семьи, потому что работаем мы с каждым ребенком индивидуально, учитывая его особенности, специфику его  воспитания и именно школьная успеваемость является первым важным критерием  оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение ребенка к себе как к ученику в значительной мере определяется  семейными ценностями. На первый план выходят те его качества, которые больше  всего заботят его родителей ­ поддержание престижа, послушание и т.д.  Сегодня в школе особая роль отводится социальному педагогу, который наравне с учителем   контактирует   с   семьей   школьника.   Это   доказательство   повышенного внимания к семье. Часто из уст социального педагога мы слышим о неблагополучных семьях.  Так какая же семья неблагополучна?  Думаю,  неблагополучная  семья  для  ребенка  ­  это  не  синоним  антисоциальной  или асоциальной   семьи.   Существует   множество   семей,   о   которых   ничего   плохого   не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной.  Конечно,   семья   пьяницы   или   хулигана   для   любого   ребенка   будет неблагоприятной,   однако   в   большинстве   случаев   понятие   неблагоприятной   семьи может   возникнуть   лишь   в   соотношении   с   конкретным   ребенком,   на   кого   это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только  система   отношений   «семья   ­   ребенок»  имеет   право   рассматриваться   как благополучная или неблагополучная.  Если учитель хочет оптимизировать воспитательный процесс, ему необходимо  добиться того, чтобы родители всегда находили время, чтобы по душам поговорить со  своим ребенком, чтобы интересовались проблемами ребенка, вникали во все  возникающие в его жизни сложности и помогали развивать его умения и таланты; чтобы помогали ему самостоятельно принимать решения, уважали право ребенка на  собственное мнение; относились к ребенку как к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Итак, очевидно, что семья должна быть равноправным участником  сотрудничества в триаде «учитель – ученик – родители». Она – основа основ  образовательного процесса, в первую очередь в системе воспитания ребенка.  Хотелось бы, чтобы семья (в корректной форме!) проявляла инициативу в  выстраивании отношений с учителями, со школой, чтобы родители по зову сердца  занимались воспитанием детей, а не по зову инспекции по делам несовершеннолетних.

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"

Выступление "Сотворческая деятельность учителя, родителя и ученика как условие формирования их активной жизненной позиции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017