Данная работа об исследовании развития школы с до военных времен и до ныне. Содержание: Аннотация, введение, Этапы развития школы (От истоков до времен Великой Отечественной войны; Годы войны; Мирное время;), Заключение, Список источников и используемой литературы, Приложения. Дополнен материал презентацией.Исследовательская работа: "История нашей школы"
ИСТОРЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ.docx
«История нашей школы»
Подготовил:
Гаитов Э. Ф.
учащийся 11 класса
Руководитель:
Хажеева Р. Г.
Должность: учитель
математики и информатики Аннотация
Рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашей
семьи, села, страны. Собственная история есть у человека, дома, улицы, школ.
Школа… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу
человек приходит еще ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он
формируется как личность. Много школ в нашей стране, но у каждого есть своя,
родная школа. И у каждой школы есть своя история. Для небольшого села, как
Танрыкулово, значение школы особенно велико. Она является не только
образовательным учреждением, но и – воспитательным и культурным центром.
В 2017 году нашей школе исполнилось 90 лет. Это одна из старейших школ
Альменевского района.
Данный проект предназначен для ознакомления на уроках окружающего мира,
истории, краеведения, литературы родного края. Данную тему можно затронуть
в 14 классах, на классных часах и занятиях факультативов по краеведению в 5
11 классах, разместить в музее для общего ознакомления.
2 СОДЕРЖАНИЕ:
1) Введение …………………………………………………………..…4 стр.
2) Этапы развития школы.
От истоков до времен Великой Отечественной войны……..….… 6 стр.
Годы войны...……………….………………………………….…… 7 стр.
Мирное время …………………………………………………..….. .8стр.
3) Заключение. Список источников и используемой литературы…10 стр.
4) Приложения ………………………………………………………..11 стр.
3 Введение
Почему я выбрал именно эту тему? Я решил сделать опрос в социальной сети
(Приложение 1), и среди одноклассников, знают ли они чтонибудь из истории
своей школы. Оказалось, что большинство совсем ничего не знают. На вопрос:
«Знаете ли вы историю своей школы?» смогли ответить только 24% опрошенных
респондентов, не знающих историю своей школы составило 76%! Я задумался, а
что знаю я о своей школе? Вот и созрела проблема исследования.
Проблема: Не изученность истории, разрозненность имеющихся данных по
истории образовательного учреждения нашего села.
Цель: Изучить историю становления и развитие школы в событиях, фактах,
лицах, документах.
Задачи исследования:
1. Записать воспоминания директора, учителей, работавших и работающих в
разные годы, воспоминания жителей села о строительстве школы.
2. Работа с материалом школьного музея, работа с архивом районного отдела
образования.
3. Выделить основные периоды истории нашей школы.
4. Создать презентацию "История нашей школы".
Актуальность нашей исследовательской работы: учителя прививают любовь к
Родине, дают нам знания. Сегодня важно наше небезразличное отношение к
судьбе своей школы. Необходимо узнать ее прошлое, какова же судьба ее, какой
она была в прошлом. Сколько поколений помнят стены нашей родной школы?
Сроки реализации проекта. Январь 2017г. февраль 2017 г.
Предметные области: История, краеведение, география, литература. Методы
исследования: изучение архивных документов, материалов, содержащихся в
школьном музее; беседа с жителями села и учителями, работавшими в разное
время; интервью, опрос. Исследование проводилось полевым методом, т.е.
материал собирался и накапливался в процессе общения с очевидцами событий
(устные воспоминания, записи, фотографии, материалы из музея школы и архива
районо).
4 Этапы развития школы.
От истоков до времен Великой отечественной войны. Наша школа основана в
1927 году (строили с 1924 года по 1926 год, а в 1927 году открылась), сначала
как школа колхозной молодежи. В школе было 4 класса, обучение велось на
башкирском языке (русский язык преподавался как иностранный язык предмет).
Вход в школу был со стороны болота. В школе было 8 печей. Обучение
проходили дети со всего района. В 1935 году школа переименовалась в
Танрукуловскую неполную среднюю школу. Это была единственная средняя
школа, обучающая на башкирском языке. До 1942 года в обучении
использовался латинский алфавит. Первый директор школы с 1927 года был
Исмагилов Махмут. Известно, что до войны директором школы был
Саитгафаров Гафур Гафарович, в 1942 году он уходит на фронт возвращается в
1945 – 1946г.
Перечень населенных пунктов, откуда дети посещают школу, с расположением
до школы в км, с числом обучающихся (данные с документа 1927 года):
Гаитово, 5 км до школы (не существует) 8 человек,
Казаккулово, 3 км – 2 человека,
Туйгун, 4 км (не существует) – 3 человека,
Штаново (Аллакуль), 10 км – 2 человека,
Искандарово, 11 км – 10 человек,
Увалы, 30 км – 1 человек,
Куйбаково, 15 км (не существует),
Сулейманово, 18 км (не существует) – 1 человек,
Ферма №6 (Майлык) 12 км – 3 человек,
Шарипово 20 км – 3 человек,
Зайникай, 15 км,
Бороздинка, 15 км – 12 человек,
Ферма №2 (Крутой Лог, Яланское с/х), 8 км – 2 человека.
5 Годы войны.
Началась Великая Отечественная война. Многое изменилось в привычной жизни
людей: мужчины уходили на фронт, женщины и дети оставались в деревне и
работали в колхозе. Учебный процесс не прекращался, дети ходили на занятия.
Писали дети на черных деревянных или картонных (размером примерно с А4)
досках мелом, книг не было, только одна у учителя, детям приходилось все
записи запоминать и на следующий день все рассказать по памяти. Мыла полы во
всей школе, отапливала печи Гайнуллина Карима, она же пилила – раскалывала,
укладывала, дрова и к 8ми утра школа была теплой. По возможности помогали и
дети. Полы мыли песком, шоркали травой. Обуви не было, ноги обматывали
тканью, а в теплое время ходили босиком. Одежда была залатанная, старая, но
старались держать себя в чистоте. Вместо мыла всюду использовали щелоч (золу
заливали горячей водой, отстаивали), кто умел – варил мыло (из кости, щелочи,
жира). Питались замерзшей картошкой, если находили, крапивой, борщевиком
(баш. – копщэ), ягодами, грибами, зернами пшеницы, если могли собрать, вместо
чая пили травы. Во времена голода, когда нечего было есть, вместо чая пили
горячую воду, при возможности добавляли соль.
Учебный процесс не прекращался, дети ходили на занятия. Писали дети на
черных деревянных или картонных (размером примерно с А4) досках мелом,
книг не было, только одна у учителя, детям приходилось все записи запоминать
и на следующий день все рассказать по памяти.
В годы войны учителями работали Хайрова Рита Михайловна (Харидэ
Мулюковна) – учитель начальных классов, русского языка и биологии,
Ишмуахаметова – учитель биологи, ботаники, Исхакова Хэсэнэ Муликовна –
учитель начальных классов и др.
6 Мирное время.
В 1947 – 1953 года после окончания Великой Отечественной войны в селе
Танрыкулово появляется детский дом. Потом он расформирован и переведен в
д. Учкулево. С 1.10.1948 года открываются вечерние школы сельской молодежи.
В 1951г при Танрыкуловской семилетней школе состоят Штановская
(Аллакуль), Казаккуловская, Туйгуновская (не существует) начальные школы.
Директоры того времени: с 9.01.1946г Сибагатуллин Халил Тухватович, с
1947г – 1952г Саитгафаров Гафур Гафарович, с 1952г – 1953 г Латыпова
(Аминева) Римма Ахмадеевна, с 1953 – 1955г Хайруллин Насип Хибатович, с
1956 – 1957г Хасанов Галей Каримович, с 1958 – 1968 г Рахметов Рафал
Гарипович, с 1968 – 1970г Лутфуллин Шарип Гатаулович, с 1971г и ныне
Зарипова Фархинур Ахметдиновна.
Учителями с 1946 работали Исламов Нури Ф., Хасанов Галлий Каримович
(1947–1949гг.), Каримова Н., Садыкова Гайфа, Галимова Махмуза, Рамазанов
Тагир Рамазанович, Чернякова Татьяна Никитична (1951г), Мухамедьянов
Шакирьян Рахимьянович, Хажеев Нури Мухаметович, Жамалова (Зарипова)
Фархинур Ахметдиновна, Гирфанов Гильман Гатович (1950–1953гг), Файзуллина
Рахиля Ягудовна, Рита (Харида) Муликовна, Саитгафарова Мадина (1950–
1952гг), Ахметов Гарифулла (1950–1951гг), (не весь состав) и др.
Во второй половине 50х годов школа переименована в Танрыкуловскую
среднюю школу. В 1960 году школа – в восьмилетнюю. В 1960 – 1975 гг. жить
стало легче, люди начали возвращаться на Родину. В 1967 году в школу пришла
юная учительница Жамалова Ф. А. Молодого специалиста заметили, оценили ее
труд, и в 1968 году она назначается завучем нашей школы, а в 1971 году
становится директором школы. Учеников стало больше, в связи с этим стали
открывать интернаты, где количество детей достигало 120 человек. Дети
приезжали из Крутого Лога, Подьясово они жили в интернате, а из Казаккулово
осуществлялся подвоз детей. В первую и вторую смену занимались с детьми, а в
третью – вечернюю – обучали взрослое население, количество которого в ней
достигало до 110 человек. Бывали такие моменты, когда учителям приходилось
7 в слякоть идти пешком по деревням, чтобы принимать экзамены. И всетаки
учителя обучили все взрослое население. В юбилейный день рождения пионерии
19 мая 1972г, под барабанную дробь, во дворе школы закопали капсулу времени,
с посланием будущему поколению. Капсула на том же месте до сих пор. В этот
период открывается детский трудовой лагерь у озера Гаитово. Ухаживали за
кроликами, помогали родному совхозу, занимались опытнической работой,
экспериментировали: астраханский метод посадки свеклы и картофеля,
занимались
испытывали новые сорта пшеницы «Омская»,
«Вера»,
животноводством. Наставниками детей были Прохоров Сергей Владимир,
Вахитов Т. Н., Сисангулов Г., Мажитова Г. Главный агроном и первый наставник
Вахитов Н. А. В 1980 году школа переезжает в новое здание и становится
Танрыкуловской средней школой. С 1988 года – школа – комплекс, куда вошли
малокомплектные начальные школы. В 1998 году наша средняя школа
переименована в среднюю общеобразовательную школу, а в 2005 году
Муниципальное общеобразовательное учреждение. В 2003 году школе был
присвоен статус культурный образовательный центр. С 2011 года –
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. В 2004 году школа
стала областной экспериментальной площадкой «Школа – центр национальной
культуры». С 2015 года наша школа объединяется с детским садом и имеет
следующие ступени: дошкольное образование, начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование, дополнительное
образование детей и взрослых.
8 Заключение.
В ходе исследования я систематизировал данные из истории школы, с ее
рождения до наших дней, восстановил информацию о том, кто руководил
общеобразовательным учреждением и частично восстановил педагогический
состав. Большой вклад в работу исследовательского проекта внесли старшие
жители села, они помогли восстановить историю от начала появления школы до
нынешних дней, и показали на карте точное расположение старой школы; Наши
учителя помогали при компоновке печатного материала, указывали даты
событий, показали редкие фотографии старой школы, рассказали о капсуле
времени, о работе в три смены; а нынешний директор поделилась с некоторыми
фактами из школьной жизни. Моё исследование, к сожалению, ограничено
рамками объема работы и временем, поэтому многие материалы пришлось
сократить. Мне удалось выделить периоды истории нашей школы и показать
процесс ее становления. Школа всегда будет культурным центром села и играть
огромную роль в жизни людей, независимо от их социального статуса.
Список источников и используемой литературы.
Архив районного отдела образования;
Личные фотографии;
Сайт Танрыкуловской школы
Самодельные фотоальбомы и документы из школьного музея;
Статьи и печатные материалы
9
Приложение 1
10
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Исследовательская работа "История нашей школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.