Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русский язык
4 кл
31.03.2018
Моё выступление на семинаре учителей начальных классов. В не рассказывается о нетрадиционных уроках.Форм нетрадиционных уроков много. Можно представить следующие виды нетрадиционных уроков:
1) уроки – экскурсии;
2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой)) (например, уроки – суды);
3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
4) бинарные уроки;
5) уроки – исследования;
6) уроки взаимообучения учащихся;
7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);
8) уроки – семинары.Выступление на районном семинаре учителей начальных классов
ВЫСТУПЛЕНИЕ.КРУГЛЫЙ СТОЛ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
Районное
секционное занятие учителей начальных классов
«Современный учитель на современном уроке: теория, практика, технологии»
Круглый стол
1 Автор: Радченкова Т.И.,
учитель начальных классов
29 марта 2018 г
Уроки, основанные на оригинальной организации
учебного материала.
План:
1. Урок – основная организационная форма обучения.
2. Методика проведения интегрированного урока. Из практики работы.
3. Приложение:
технологическая карта интегрированного урока;
презентация;
использованный дидактический и наглядный материал.
2 В современном образовательном процессе основной организационной формой
передачи знаний, умений, навыков является урок.
Урок – это такая организационная форма обучения, при которой педагог в
течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной
деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя
средства и методы работы, создающие благоприятные условия для овладения всеми
учащимися основ изучаемого предмета. Классноурочная система обучения
обеспечивает массовый охват учащихся, четкость, непрерывность учебной работы.
Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной
форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть
свои плюсы и минусы.
Однако, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы
оживления процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут
активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и, вместе с тем,
обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Такими
формами могут стать занимательные разновидности уроков, авторские –
нетрадиционные уроки (нестандартные, оригинальные) занятия.
Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и
приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога
и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с
целью повышения эффективности учебновоспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
несет элементы нового, изменяются внешние рамки,
кроме программного используется и внепрограммный материал,
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с
индивидуальной,
проводится в нетрадиционном месте или привычный учебный кабинет оригинально
оформляется,
3 в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные
технологии, мультимедийное оборудование,
дает возможность обучающимся раскрыться поновому, помогает ориентироваться в
атмосфере творческого поиска,
требует серьезной предварительной подготовки.
Взгляды преподавателей на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них
прогресс педагогической мысли, а другие считают их вынужденным отступлением под
напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Я считаю, что, конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционные встречи
педагогов и учащихся не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной
формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными
занятиями необходимо, т.к. они помогут активизировать мыслительную деятельность
учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А
при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда
будет являться выигрышной, т.к. в ней можно представить и игровые моменты, и
оригинальную подачу материала, и занятость учащихся при различных видах
коллективной и групповой работы, и их активность.
Форм нетрадиционных уроков много. Наиболее востребованными являются:
1) уроки – экскурсии;
2) уроки – игры (деловые, ролевые );
3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
4) бинарные уроки;
5) уроки – исследования;
6) уроки взаимообучения учащихся;
7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);
8) уроки – семинары.
Я хотела бы дать несколько советов коллегам, готовящим урок в нетрадиционной
форме:
ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО);
не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время
проведения урока, не допускайте никаких излишеств урок должен быть цельным,
гармоничным;
поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок;
постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с
классом, группой, взаимное доверие и уважение;
залог успеха вашего нетрадиционного урока заблаговременная, тщательная, чётко
спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов
его проведения;
4 оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения
эмоциональный тонус урока: не только в общении педагога и учащихся, но и в общении
учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
А сейчас я более подробно остановлюсь на одной из форм нетрадиционного урока
– интегрированный урок.
Интегрированный урокэто особый тип урока, объединяющий в себе обучение
одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или
явления.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно
реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока
(это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение,
обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный
по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только
применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных
ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления
интеллектуальных способностей.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими
особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на
каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие
условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двухтрех различных
предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель
интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания
предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
5 Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности
учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе
урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной
нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки,
на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или
нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со
своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения
и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других
учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Преимущества интеграции на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую
предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого
единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные
фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают
к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению
и нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они
способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать,
делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Использованные источники:
1. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного
урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар.
науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113115. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7921/ (дата обращения: 29.03.2018).
2. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2012/09/25/integrirovannyy
urokkaksredstvomezhpredmetnogo
ПРИЛОЖЕНИЕ:
6 Технологическая карта интегрированного урока «русский язык + литературное чтение»
: «Люблю природу русскую. Весна. Загадки. Имя существительное (обобщение)», 2
класс
7
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Выступление "Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.