Выступление "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление учителя православной культуры на заседании РМО учителей православной культуры "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся". В выступлении говорится о проблеме связи нравственности и религиозности, взаимоотношений школы и церкви, а отсюда и к проблеме духовно-нравственного воспитания в целом. Церковь и школа могут выполнить свою духовно-нравственную функцию, если одна будет нести идею о вере в Бога, а вторая функцию культорологическую, связанную с историей культуры народа, его нравственных помыслов и устремлений, нашедших своё воплощение не только в литературных источниках, но и в подвижничестве, акциях милосердия и миротворчества.Выступление учителя православной культуры на заседании РМО учителей православной культуры "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся".
Иконка файла материала Доклад по ПК.doc
Выступление Выступление на тему: на тему: Учитель православной культуры МОУ «Илёк­Пеньковская СОШ» Краснояружского районаБелгородской области Нежибецкая И.В. Красная Яруга Современное российское общество живёт в условиях первой половины третьего тысячелетия со времён Рождества Христова – начала новой эры в истории человечества. Это ставит перед всей социальной сферой, в том числе и   системой   образования,   новые,   сложные   и   ответственные   задачи. Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации – людей XXI века   –   должно   способствовать   возрождению   национальных   духовно­ нравственных ценностей. Проблема   общечеловеческих   духовных   ценностей   относится   к   числу обширных и многогранных. Образование, педагогическая наука не могут  быть свободными   от   нравственности,   от   понятий   добра   и   зла,   совести   и милосердия. В настоящее время российская культура переживает сложный период перемен,   когда   вместе   со   стремлением   к   духовности,   к   возрождению православных   традиций   существуют   и   негативные   тенденции, способствующие моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных   форм   антисоциального   поведения.   Особенно   подвержено этому   пагубному   влиянию   подрастающее   поколение,   в   среде   которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями предков.       Формирование   личности   современного   подростка   происходит   в условиях   нарастающего   агрессивного   влияния   культа   потребления, бездуховности, пропаганды ложных ценностей. Активно противостоять этим 2негативным   тенденциям   призвана   школа,   которой   обществом   поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.   Фундаментальной   задачей   педагогики   всегда   было   взаимодействие знаний и морали. Главное внимание уделяется формированию таких духовно­ нравственных   качеств, доброжелательность.     как   совесть,   благочестие,   смиренномудрие, Для   воспитания   духовности   важно   иметь   понятие   о   зарождении   и развитии любви, ненависти, гнева и страха, а также надо четко знать, чем они возбуждаются,   подавляются,   ускоряются   или   ослабляются.   Поэтому становление духовности происходит в процессе нравственного, эстетического и   религиозного   воспитания.   Нравственное   воспитание   возможно   только   в сфере гуманности, в которой созревает чувство правды и справедливости. Для этого   необходимо   приучать   детей   вникать   в   душевное   состояние   других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать.   В   процессе   такого   воспитания   ребёнок   приобретает   чувство справедливости, которое и станет проявлением духовности. Сейчас, как никогда, мы наблюдаем «сбои» в формировании духовности личности, особенно юношеского возраста. Это эгоизм, пассивность в трудовой и общественной деятельности, равнодушие к чужой боли, оценка людей по их материальному   положению,   лицемерие   в   поведении,   грубость,   отсутствие доброты и скромности. В   настоящее   время   обострилось   внимание   к   проблеме   связи нравственности и религиозности, взаимоотношений школы и церкви, а отсюда и к проблеме духовно­нравственного воспитания в целом. И это не случайно, т.к. слишком велик негативный фон, который питает личность и оказывает своё отрицательное влияние на её духовное становление. Проблема связи нравственности и религиозности достаточно сложна и здесь   не   может   быть   однозначного   решения.   Церковь     и   школа   могут выполнить свою духовно­нравственную функцию, если одна будет нести  идею 3о вере в Бога, а  вторая функцию культорологическую, связанную с историей культуры народа, его нравственных помыслов и устремлений, нашедших своё воплощение не только в литературных источниках, но и в подвижничестве, акциях милосердия и миротворчества. Однако никто не станет отрицать культурологическую роль религии, её важное   место   в   организации   жизнедеятельности   людей   и   регулирования межличностных отношений.  Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Становление   государственности   всегда   шло   параллельно   с   развитием православия   на   Руси,   поэтому   ознакомление   учащихся   с   основами православной веры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно­историческими   ценностями   и   традициями   народа,   обращению   к духовным   истокам,   что   в   конечном   счете   способствует   формированию гражданственности и патриотизма. Религия   является   необходимым   составным   элементом   общественной жизни,   в   том   числе   и   духовной   культуры   общества.   В   развитой   форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно­историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии   —   это   одно   из   направлений   социологии,   объектом   исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института,   важное   значение   имеют   духовно­нравственные   феномены   — религиозное сознание, религиозная психология, морально­этические правила. 4Церковь   и   государство   отличаются   объемом   своей   деятельности. Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также существует   различие   в   способах   влияния   на   население.   Государство   часто применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять насилие, должна действовать только путем убеждения и примера. Православие   всегда   оказывало   огромное   влияние   на   формирование   и развитие государственности, политико­правовых идей, общественного строя. Но   эти   два   института   имеют   разные   задачи.   Главная   задача   Церкви   ­ заботиться   о   душах   верующих,  о   воспитании   их   в  духе   Иисуса   Христа,  о приближении их к Христу, о единении их с Христом. Государство должно заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать  права  и свободы граждан, следить за тем, что бы всем людям были обеспечены равные права и обязанности,   чтобы   все   были   равны   перед   законом,   заботиться   о материальном благосостоянии граждан.         В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к духовно­нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Духовное возрождение – есть главное условие   выживания   нашего   общества,   сохранения     российского   народа   и российской государственности. Духовно­нравственная   культура   является   важнейшим   условием формирования личности.  Деятельность школьников должна носить нравственный характер и быть направленной не только на удовлетворение их собственных нужд, но и нужд школы, нужд тех людей, которым  необходима благотворительная  помощь. Важное место в формировании духовности и   нравственности занимает эстетическое воспитание. Необходимо помочь школьнику увидеть прекрасное в   искусстве,   во   взаимоотношениях   людей,   в   природе,   в   трудовой деятельности, а также пробудить у ученика соответствующие чувства. 5Другим   важным   фактором   становления   духовной   нравственности школьника   является   семья.   В.А.   Сухомлинский   утверждал,   что   ребёнок   – зеркало духовно­нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей, иногда это зло выливается в слепую инстинктивную любовь к своему ребёнку. Если отец и мать все силы своего сердца отдаёт своему ребёнку, если за ним не видят других людей, ­ эта любовь в конце концов оборачивается несчастьем.   Также на формирование духовного мира личности влияют физическое развитие и здоровье человека. Часто говорят: в здоровом теле здоровый дух. Действительно   физически   здоровый   человек   в   большей   мере   способен   к различным видам труда, у него больше возможностей к общению с людьми в процессе   деятельности,    больше   положительных   эмоций   –  всё   это   создаёт значительный потенциал в формировании духовной нравственности. За последние годы российское общество пережило один из самых крутых поворотов   в   нашей   истории.   Произошла   радикальная   смена   ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Процессы, идущие в наши дни,   вызывают   и   ещё   долго   будут   вызывать   самые   острые   споры.   Россия заново и в новом историческом контексте обретает свои традиции, своё лицо. Важно в данном случае прививать учащимся навыки и обеспечивать знаниями, необходимыми для осознания себя в изменяющихся и новых общественных условиях.   Необходимо   ориентироваться   на   вечные,   а   не   сиюминутные ценности,   на   опыт   многих   поколений   людей,  всей   нации   и   человечества   в целом. Не будь православия, наша страна не была бы такой великой, какой ее сделали   наши   предки,   которые   свои   действия   регулировали   в   связи   с канонами   христианства.   Из   всего   этого   следует   вывод,   что   православие   и 6Россия являются одним целым, их судьбы не разделимы, и если бы не было православия, то и не было бы современной России.      Школа   может   считать   свои   педагогические   функции   успешно реализованными лишь в том случае, если юноши и девушки будут чувствовать определённую психологическую готовность к принятию на себя социальной ответственности,   если   они   станут   борцами,   способными   осуществлять правильный моральный выбор в сложных противоречиях ситуациях. 7