Выступление учителя православной культуры на заседании РМО учителей православной культуры "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся". В выступлении говорится о проблеме связи нравственности и религиозности, взаимоотношений школы и церкви, а отсюда и к проблеме духовно-нравственного воспитания в целом. Церковь и школа могут выполнить свою духовно-нравственную функцию, если одна будет нести идею о вере в Бога, а вторая функцию культорологическую, связанную с историей культуры народа, его нравственных помыслов и устремлений, нашедших своё воплощение не только в литературных источниках, но и в подвижничестве, акциях милосердия и миротворчества.Выступление учителя православной культуры на заседании РМО учителей православной культуры "Влияние духовных ценностей на формирование личности учащихся".
Выступление
Выступление
на тему:
на тему:
Учитель православной культуры
МОУ «ИлёкПеньковская СОШ»
Краснояружского районаБелгородской области
Нежибецкая И.В.
Красная Яруга
Современное российское общество живёт в условиях первой половины
третьего тысячелетия со времён Рождества Христова – начала новой эры в
истории человечества. Это ставит перед всей социальной сферой, в том числе
и системой образования, новые, сложные и ответственные задачи.
Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации – людей XXI
века – должно способствовать возрождению национальных духовно
нравственных ценностей.
Проблема общечеловеческих духовных ценностей относится к числу
обширных и многогранных. Образование, педагогическая наука не могут быть
свободными от нравственности, от понятий добра и зла, совести и
милосердия.
В настоящее время российская культура переживает сложный период
перемен, когда вместе со стремлением к духовности, к возрождению
православных традиций существуют и негативные тенденции,
способствующие моральной и физической деградации личности, к появлению
разнообразных форм антисоциального поведения. Особенно подвержено
этому пагубному влиянию подрастающее поколение, в среде которого
нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями
общества, разрыв с историческими корнями предков.
Формирование личности современного подростка происходит в
условиях нарастающего агрессивного влияния культа потребления,
бездуховности, пропаганды ложных ценностей. Активно противостоять этим
2негативным тенденциям призвана школа, которой обществом поручена
высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.
Фундаментальной задачей педагогики всегда было взаимодействие
знаний и морали. Главное внимание уделяется формированию таких духовно
нравственных качеств,
доброжелательность.
как совесть,
благочестие,
смиренномудрие,
Для воспитания духовности важно иметь понятие о зарождении и
развитии любви, ненависти, гнева и страха, а также надо четко знать, чем они
возбуждаются, подавляются, ускоряются или ослабляются. Поэтому
становление духовности происходит в процессе нравственного, эстетического
и религиозного воспитания. Нравственное воспитание возможно только в
сфере гуманности, в которой созревает чувство правды и справедливости. Для
этого необходимо приучать детей вникать в душевное состояние других
людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен
чувствовать. В процессе такого воспитания ребёнок приобретает чувство
справедливости, которое и станет проявлением духовности.
Сейчас, как никогда, мы наблюдаем «сбои» в формировании духовности
личности, особенно юношеского возраста. Это эгоизм, пассивность в трудовой
и общественной деятельности, равнодушие к чужой боли, оценка людей по их
материальному положению, лицемерие в поведении, грубость, отсутствие
доброты и скромности.
В настоящее время обострилось внимание к проблеме связи
нравственности и религиозности, взаимоотношений школы и церкви, а отсюда
и к проблеме духовнонравственного воспитания в целом. И это не случайно,
т.к. слишком велик негативный фон, который питает личность и оказывает
своё отрицательное влияние на её духовное становление.
Проблема связи нравственности и религиозности достаточно сложна и
здесь не может быть однозначного решения. Церковь и школа могут
выполнить свою духовнонравственную функцию, если одна будет нести идею
3о вере в Бога, а вторая функцию культорологическую, связанную с историей
культуры народа, его нравственных помыслов и устремлений, нашедших своё
воплощение не только в литературных источниках, но и в подвижничестве,
акциях милосердия и миротворчества.
Однако никто не станет отрицать культурологическую роль религии, её
важное место в организации жизнедеятельности людей и регулирования
межличностных отношений.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из
социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков.
Становление государственности всегда шло параллельно с развитием
православия на Руси, поэтому ознакомление учащихся с основами
православной веры является составной частью работы по ознакомлению их с
культурноисторическими ценностями и традициями народа, обращению к
духовным истокам, что в конечном счете способствует формированию
гражданственности и патриотизма.
Религия является необходимым составным элементом общественной
жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме
религиозные организации представляют собой сложную централизованную и
иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественноисторическое
образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она
может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология
религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования
которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь.
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального
института, важное значение имеют духовнонравственные феномены —
религиозное сознание, религиозная психология, моральноэтические правила.
4Церковь и государство отличаются объемом своей деятельности.
Государство ограничено территорией, Церковь является вселенской. Также
существует различие в способах влияния на население. Государство часто
применяет принудительные меры, а Церковь никогда не должна применять
насилие, должна действовать только путем убеждения и примера.
Православие всегда оказывало огромное влияние на формирование и
развитие государственности, политикоправовых идей, общественного строя.
Но эти два института имеют разные задачи. Главная задача Церкви
заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе Иисуса Христа, о
приближении их к Христу, о единении их с Христом. Государство должно
заботиться о мире и благополучии в обществе, защищать права и свободы
граждан, следить за тем, что бы всем людям были обеспечены равные права и
обязанности, чтобы все были равны перед законом, заботиться о
материальном благосостоянии граждан.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает
обращение к духовнонравственным традициям отечественного образования и
воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада
жизни и форм национального опыта. Духовное возрождение – есть главное
условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и
российской государственности.
Духовнонравственная культура является важнейшим условием
формирования личности.
Деятельность школьников должна носить нравственный характер и быть
направленной не только на удовлетворение их собственных нужд, но и нужд
школы, нужд тех людей, которым необходима благотворительная помощь.
Важное место в формировании духовности и нравственности занимает
эстетическое воспитание. Необходимо помочь школьнику увидеть прекрасное
в искусстве, во взаимоотношениях людей, в природе, в трудовой
деятельности, а также пробудить у ученика соответствующие чувства.
5Другим важным фактором становления духовной нравственности
школьника является семья. В.А. Сухомлинский утверждал, что ребёнок –
зеркало духовнонравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная
черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий – это
душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое
зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей, иногда это зло выливается
в слепую инстинктивную любовь к своему ребёнку. Если отец и мать все силы
своего сердца отдаёт своему ребёнку, если за ним не видят других людей,
эта любовь в конце концов оборачивается несчастьем.
Также на формирование духовного мира личности влияют физическое
развитие и здоровье человека. Часто говорят: в здоровом теле здоровый дух.
Действительно физически здоровый человек в большей мере способен к
различным видам труда, у него больше возможностей к общению с людьми в
процессе деятельности, больше положительных эмоций – всё это создаёт
значительный потенциал в формировании духовной нравственности.
За последние годы российское общество пережило один из самых крутых
поворотов в нашей истории. Произошла радикальная смена ориентиров,
идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Процессы, идущие в наши
дни, вызывают и ещё долго будут вызывать самые острые споры. Россия
заново и в новом историческом контексте обретает свои традиции, своё лицо.
Важно в данном случае прививать учащимся навыки и обеспечивать знаниями,
необходимыми для осознания себя в изменяющихся и новых общественных
условиях. Необходимо ориентироваться на вечные, а не сиюминутные
ценности, на опыт многих поколений людей, всей нации и человечества в
целом.
Не будь православия, наша страна не была бы такой великой, какой ее
сделали наши предки, которые свои действия регулировали в связи с
канонами христианства. Из всего этого следует вывод, что православие и
6Россия являются одним целым, их судьбы не разделимы, и если бы не было
православия, то и не было бы современной России.
Школа может считать свои педагогические функции успешно
реализованными лишь в том случае, если юноши и девушки будут чувствовать
определённую психологическую готовность к принятию на себя социальной
ответственности, если они станут борцами, способными осуществлять
правильный моральный выбор в сложных противоречиях ситуациях.
7