ВЫВОД ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ1

  • docx
  • 28.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВЫВОД ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ1.docx

Вывод формулы корней квадратного уравнения

Цели: вывести общую формулу нахождения корней квадратного уравнения; формировать умение её использовать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

1. Выпишите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения:

В а р и а н т  1

а) х2 – 3х + 17 = 0;

б) 3х2 = 2;

в) –7х + 16х2 = 0;

г)  = 0.

 

В а р и а н т  2

а) 7х2 + 6х – 4 = 0;

б) –х2 = 5х;

в) 18 – х2 = 0;

г) – 4 = 0.

2. Найдите корни уравнения:

В а р и а н т  1

а) 2х2 – 18 = 0;

б) 4у2 + 7у = 0;

в) х2 + 16 = 0;

г) (х – 3)2 – 9 = 0.

 

В а р и а н т  2

а) х2 = 7;

б) 8у2 – 5у = 0;

в) х2 + 9 = 0;

г) (х + 3)2 – 4 = 0.

3. Решите уравнение приемом выделения квадрата двучлена:

В а р и а н т  1

2х2 – 24х + 54 = 0

 

В а р и а н т  2

3х2 + 24х – 27 = 0

III. Объяснение нового материала.

Для мотивации изучения общей формулы корней квадратного уравнения достаточно обратить внимание учащихся на  д в а   м о м е н т а:

1) решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям;

2) каждый раз, решая квадратное уравнение данным приёмом, мы повторяем одни и те же шаги (алгоритм).

Указанные пункты позволяют предположить, что можно провести рассуждения о решении квадратного уравнения приёмом выделения квадрата двучлена для уравнения общего вида.

Для наглядности и осознанности восприятия можно процесс вывода формулы корней квадратного уравнения разбить на несколько шагов, записывая при этом на доске параллельно решение конкретного уравнения и уравнения общего вида.

2х2 + 3х + 1 = 0

ах2 + bx + c = 0,   a ≠ 0

Ш а г  1. Преобразуем уравнение в приведённое

х2 +  = 0

х2 +  = 0

Ш а г  2. Представим второе слагаемое в виде удвоенного произведения,
в котором один из множителей есть х

Ш а г  3. Прибавим к левой части уравнения выражение  и вычтем его:

Ш а г  4. Выделим квадрат двучлена:

Ш а г  5. Решим полученное уравнение:

Замечаем,  что  в  левой  части  уравнения  находится  квадрат  выражения (двучлена). Количество корней уравнения зависит от знака правой части уравнения. Более того, 4а2 > 0 для любого а ≠ 0, значит, для решения важен только знак выражения b2 – 4ac. Так появляется понятие дискриминанта D = b2 – 4ac («дискриминант» в переводе с латинского – различитель).

После рассмотрения вопроса о количестве корней квадратного уравнения и вывода их общей формулы полезно вывесить на доску плакат:

Решение квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0, a ≠ 0;

D = b2 – 4ac.

Если D < 0, то уравнение не имеет корней.

Если D = 0, то x = .

Если D > 0, то x = .

IV. Формирование умений и навыков.

На этом уроке основное внимание следует уделить вопросу определения количества корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта. Желательно, чтобы учащиеся за урок выучили формулу D = b2 – 4ac и хорошо усвоили алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.

1. № 533.

2. Докажите, что уравнение не имеет корней:

а) х2 – 5х + 9 = 0;

б) 3х2 – 7х + 18 = 0;

в) t2 – 2t + 8 = 0.

3. Убедитесь, что уравнение имеет единственный корень, найдите этот корень:

а) х2 – 8х + 16 = 0;

б) y2 – 3y + 9 = 0;

в) 0,04t2 – 0,2t + 0,25 = 0.

4. № 534 (а, в), № 535 (а, в, г), № 536 (в, д), № 538 (а).

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– На чем основан вывод формулы корней квадратного уравнения?

– Как вычислить дискриминант квадратного уравнения?

– Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

– Как определить количество корней квадратного уравнения?

– Если квадратное уравнение имеет единственный корень, то что можно сказать о трёхчлене, стоящем в левой части уравнения?

Домашнее задание: № 535 (б, д, е), № 536 (б, г, е), № 537 (а, в).