ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
О. Н. Ворожко
МБОУ – СОШ № 15
Армавир
Взгляните на детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед Вами уникальный одаренный ребенок?
С внедрением в школах ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Как распознать одаренность ребенка? Прежде всего, нужно определить, в какой области одарённый ребёнок может себя проявить. Для этого существует множество тестов, с помощью которых детям помогают определить способности. При этом лучше не навязывать результаты, а предоставить условия для проявления выявленных возможностей.
Чтобы выявить одарённого ребёнка, необходима умелая продолжительная работа родителей и педагогов, которая требует тщательного анализа. Невозможно определить одарённый ребёнок или нет с помощью одной процедуры. Например, с помощью тестирования.
Задача нашего общества состоит в том, чтобы вместо одномоментного отбора одарённых детей проходил постепенный и поэтапный поиск одарённых детей, начиная с семьи, садика, дополнительного образования, школы. Необходимо использовать специальные программы или индивидуальная работа.
В концепции одарённости говорится о комплексном психолого- педагогическом мониторинге.
На разных возрастных этапах жизни ребенка работа с ним по развитию одаренностей будет разная. В начале жизненного пути большую роль в этом процессе играют родители. Они просто обязаны создать условия для проявления одаренности своего ребенка. Вот поэтому многие родители водят своего ребенка в разные спортивные, художественные и другие секции, где ребенок смог бы узнать, найти "своё". Большая роль при этом отводится их личному примеру. Чтобы у детей были отличные достижения, родителям следует рассмотреть три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Одним из параметров одарённости является способность к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой и математической лёгкости или к художественному творчеству. Способности одарённого ребёнка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми, а особенно его близкими людьми, родителями.
Приведём пример из жизни великих людей.
Однажды юный Томас Эдисон (будущий великий изобретатель) вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама читала сыну письмо вслух и плакала. Она сказала сыну, что он гениальный и ей самой нужно заниматься с ним. В школе многому не учат. Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он смотрел старые семейные архивы и нашёл письмо, в котором было написано: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома". Эдисон плакал несколько часов, а затем написал в своём дневнике, что он стал одним из величайших гениев благодаря своей героической матери».
Особую роль в развитии личности и выявлении одарённости играет младший школьный возраст, когда ребёнок на уровне интуиции стремится к познанию во многих областях, хотя для этого ему не хватает навыков, умений для анализа и синтеза. Поэтому задача учителя организовать учебный процесс с детьми так, чтобы развить познавательную сферу (внимание, память, мышление, воображение) и как можно раньше выявить одарённых детей и продолжать работу с ними, обеспечивать им педагогическую поддержку, объективно оценивать и направлять их.
Задача учителя - помочь родителям в развитии одарённого ребёнка. Родителям необходимо развивать интересы ребёнка, включая в кружки, секции, не ограничивать его только школьными рамками, искать информацию в литературе, советоваться со специалистами, тщательно наблюдать за ребёнком, за его ежедневными занятиями. В дальнейшем это поможет определить направления, в которые лучше вкладывать время и силы.
Для успеха и благополучия ребенка необходимы любовь и поддержка родителей и педагогов.
Самое главное – это вовремя увидеть проявление одарённости и создать условия для положительного развития ребёнка.
Советы родителям и педагогам для поддержки одарённых детей:
- дайте ребёнку время для размышления и рефлексии;
- развивайте способности ребёнка во многих сферах, которые ему интересны (творческие, физические, коммуникативные, художественные);
- избегайте сравнивать детей друг с другом;
- старайтесь общаться со специалистами по одарённости и родителями одарённых детей, читайте литературу, которая даёт рекомендации в данной области;
- помогайте ребёнку ценить собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках, не отчаиваться при ошибках, а искать новые решения;
- поощряйте хорошую организацию работы, правильное распределение времени;
- поощряйте инициативу, пусть ребёнок познаёт мир методом проб и ошибок;
- помогайте ребёнку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
- необходимо быть осторожными, поправляя ребёнка, так как излишняя критика может навредить и погасить творческую энергию и собственную значимость;
- находите время для общения с ребёнком, помогайте в его самовыражении.
Подводя итог, можно сказать, что новые Федеральные Государственные стандарты образования второго поколения через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяют возможности организации работы с одаренными детьми. Но возможности эти будут реализованы только благодаря педагогическому мастерству учителя, когда руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги, которые в каждом ребенке сумеют разглядеть и развить его одаренность. И как здесь не привести слова Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Использованная литература:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 2007.
2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград, 2014.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.