Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия

  • ppt
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия.ppt



«Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия»

Тема проекта

Данный проект становится актуальным в период внедрения ФГОС:
Актуальность педагогического опыта состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи. Такую помощь может оказать социально-педагогическая служба школы. Она – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Данный педагогический опыт направлен предотвратить семейное неблагополучие, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана).

Актуальность проекта

Цель: исследование эффективности технологии выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

З
А
Д
А
Ч
И


Охарактеризовать особенности технологии алгоритма выявления,
профилактики и устранения семейного неблагополучия.

Изучить методические приёмы технологии работы с неблагополучной семьей и применять их на практике.

Разработать алгоритм работы с неблагополучной семьей

Обобщать и передавать свой опыт работы


Состоит в предположении о том, что социально-педагогическая профилактика неблагополучных семей будет наиболее эффективна, если:

Программы по профилактике будут разнообразны и интересны по своему содержанию, направлены на поддержку мотивации у детей и подростков, позволяющей вовлекать их в деятельность, учитывать особенности взаимодействия семьи и школы в решении проблемы;

Г И П О Т Е З А

Объект
Исследования

Предмет
исследования

Дети и подростки, включенные в школьный учебно-воспитательный процесс, их родители.

Деятельность социального педагога по выявлению, ранней профилактики семейного неблагополучия.

.

Реализация нормативно-правовых актов, направленных на социальную защиту прав несовершеннолетних;
Развитие системы выявления и поддержки /улучшения положения/ детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Стабилизация роли семьи как социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности;
Развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
Стабилизация и снижение числа правонарушений,
совершаемых несовершеннолетними.

Ожидаемые результаты

Теоретико-методологическая основа исследования

В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни общества. Их основное предназначение на данном этапе развития общества - преодоление существующего отрыва философии, социологии от других смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным условиям социума.

Семейное неблагополучие - актуальная проблема современности

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи. Такую помощь может оказать социально-психологическая служба школы. Она – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе.
Четыре вида «проблемных» семей:
конфликтующая семья, где родители не ладят друг с другом;
аморальная семья, где супруги стали объектом общественного осуждения;
педагогически несостоятельная семья, где взаимоотношения выстроены между членами семьи верно, но способы воспитательного воздействия неправильны;
асоциальная семья, где отрицается право и мораль, где применяется физическое насилие.

Проект предусматривает два направления работы:

Принципы Национальной стратегии:
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье

Партнерство во имя ребенка

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка

Сбережение здоровья каждого ребенка

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи

Защита прав каждого ребенка

Методологическая база
педагогического опыта

Этапы работы над проектом


I Подготовительный 2010-2012 г.
Изучение и анализ методической литературы


I I Организационный 2012-2013 г.
Проведение исследования, включавшего в себя сбор материала


I I I Основной 2013-2014 г.
Теоретическое обобщение и практическая реализация технологии работы

I V Заключительный 2014 г.
Апробирована программа и разработаны социально-педагогические технологии ранней профилактики неблагополучия в семье

Эффективность педагогического опыта

Правонарушения несовершеннолетних

2011-2012

2012-2013

2013-2014 г.

1,3%

0.2%

0.1%

1. Снижается количество правонарушений среди подростков с 1.3% до 0.1%, наблюдается положительная динамика в течение 3-х лет.

Профилактический учет неблагополучных семей в

УМВД

2011-2012

2012-2013

2013-2014 г.

2

1

0,1%

КДН

ВШУ

4

2

2. Профилактическая работа всех служб школы с родителями дает положительную динамику в ходе раннего выявления неблагополучия в семье:

Охват детей "группы риска"
дополнительным образованием

2011-2012

2012-2013

2013-2014 г.

100%

3. Охват детей «группы риска» дополнительным образованием.

Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.
Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.
Признавайте свои ошибки перед детьми.
Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
Незаметно изучайте своего ребенка.
Попытайтесь видеть себя глазами подростка.
Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.
Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.
Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
Поддерживайте подростка в трудную минуту.

Памятка родителям