Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на подростков в современных условиях во внеурочное время.
Оценка 4.9

Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на подростков в современных условиях во внеурочное время.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
15.11.2020
Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на подростков в современных условиях во внеурочное время.
Взаимное общение, сотворчество как формы воспитательного влияния на подростков.docx

Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на подростков в современных условиях во внеурочное время.

 

 Доклад воспитателя высшей квалификационной категории Ивановой Е.В. на МО воспитателей.

 

Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимоотношением, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

                                        Ш.А. Амонашвили

 

Сотворчество – это такое состояние, такой уровень, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

                                        Ш.А. Амонашвили

        

Процесс воспитания – это совместная, имеющая характер сотрудничества, сотворчества системная деятельность воспитателей, воспитанников, других субъектов воспитательной системы школы.

Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности.

Общеизвестно важнейшее положение психологии: личность развивается в процессе деятельности. Таким образом, социализация, как личностное свойство, возникает в процессе деятельности; она выступает как результат этой деятельности. Следовательно, формирование и развитие детей. подростков и юношества может осуществляться лишь в процессе социальной деятельности. В процессе социальной деятельности дети, подростки и юношество, входя во взаимодействия с социальными явлениями, проявляют активность, направленную на освоение норм и законов общества. Оптимальным подходом в решении любых педагогических задач является педагогика сотворчества.

П е д а г о г и к а     с о т в о р ч е с т в а, совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию;

П е д а г о г и к а     с о т в о р ч е с т в а возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения, без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Стало быть, деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника. В процессе этих взаимоотношений следует формировать уважительное отношение к партнеру по общению (обучать ведению беседы, спора, умению слушать). Необходимо вырабатывать установку на интерес к предмету общения, то есть раскрывать познавательный характер общения, ведь именно в общении человек получает новую информацию об окружающей его действительности. Общение носит коммуникативный характер. В межличностном общении осуществляется восприятие, понимание и узнавание другого лица, формирование для себя его образа. При этом не следует забывать эмоциональное проявление общения. Культура выражения своих чувств привлекает, отсутствие - отталкивает. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собственное мировоззрение, вырабатывается единая стратегия, т.е. общение носит также воспитательный характер.

На основе усвоенных знаний, умений и навыков общения целесообразно обучать экстраполяции приемов общения из одной ситуации в другую, конструированию новых способов общения.

Во взаимоотношениях педагог - воспитанник в качестве основы межличностного общения выступает стимулирование социальной активности детей, подростков и юношества.

Развитие социальной активности подрастающего поколения требует побуждения, воздействия, обуславливающего динамику их психических состояний, взглядов, чувств, настроений, интересов, творческих устремлений, то есть постоянного и целенаправленного стимулирования социальной деятельности детей, подростков и юношества.

 

у с л о в и я м и

педагогики сотворчества в процессе социализации выступают:

 

1. Мотивация самовыражения и самоутверждения. Самовыражение и самоутверждение детей, подростков и юношества проявляется в стремлении заявить о себе посредством поступков, заслуживающих признания и поощрения друзей, знакомых, в стремлении к самореализации, к получению удовлетворения от выполнения поставленных целей, от творческого общественно полезного труда. Стремление к самовыражению и самоутверждению как бы интегрирует все остальное, поскольку все сводится в конечном счете к самореализации личности.

В качестве доминирующего мотива этого блока выступает стремление добиваться успеха у друзей и знакомых. Реализация притязаний на признание одна из форм социальной активности, обеспечивающая ребенку определенные перспективы дальнейшего развития.

Положительные мотивы самоутверждения и самовыражения проявляются в стремлении детей, подростков и юношества утвердить себя через положительную оценку родителей, учителей, сверстников и более широкого окружения. А их целенаправленное нормирование осуществляется в процессе совместной общественно полезной деятельности.

Для формирования положительных мотивов самовыражения и самоутверждения в процессе общественно полезной деятельности, в первую очередь, необходимо выработать цель совместной работы, поставить конкретные задачи, показать значимость выполняемой работы и указать на роль каждого члена коллектива в осуществлении поставленных задач, а стало быть, и в выполнении социально значимой деятельности. При такой постановке вопроса в процессе общественно полезной деятельности у детей нормируются мотивы социальной отдачи, ощущается причастность к жизни и деятельности коллектива, города, всей страны.

 

2. Мотивация когнитивной деятельности (стремление к познанию в социальной сфере). Проявляется в любознательности, в стремлении к знаниям, приобретении новых умений и навыков. Эта деятельность является как-бы ключевой, так как в ней основа, и без нее невозможно удовлетворить другие виды деятельности. Основным резервом нормирования мотивов социально познавательной деятельности является активизация этой деятельности:

во-первых, это обогащение детей новой информацией;

во-вторых, это самообразовательная деятельность.

 

3. Мотивация общения проявляется в стремлении к поддержанию межличностных отношений с положительной эмоциональной окраской, к контактам, которые устанавливаются для получения удовлетворения от самого процесса общения.

Общение в сфере досуга отличается избирательностью, непринужденностью. Большое значение здесь имеют неформальные отношения детей, подростков и юношества, личные симпатии и интересы, дружеские связи, взаимное уважение.

В процессе досуговой деятельности у детей возрастает потребность в непосредственном эмоциональном общении, что дает возможность превратить процесс социализации в педагогически направленную среду их эмоционального общения.

Формирование положительных мотивов общения требует выработки у детей уважительного отношения к партнеру по общению чему способствуют публичные обсуждения социальных проблем. В результате организации такой деятельности, и особенно, благодаря обучению детей умению вести спор, у них появляется ответственность перед другими членами общества, возможность выслушать оценку собственного суждения, соизмерить свои мысли и действия с мыслями и действиями других, и развивается стремление к достижению более высоких результатов.

Формирование у детей положительных мотивов общения предполагает развитие умения экстраполировать приемы общения из одной ситуации в другую, а также, на основе уже известных приемов и Форм общения, конструировать новые способы общения.

Формирование положительных мотивов социальной деятельности оказывает действенное влияние на направленность личности, определяет жизненную позицию в сфере искусства, в учебной, трудовой, общественной и т.п. деятельности детей, подростков и юношества.

 

4. В этой связи еще одним у с л о в и е м педагогики сотворчества в процессе социализации выступает простор свободному творчеству индивида и его сочетание с творчеством коллективным.

Социальная деятельность характеризуется как деятельность репродуктивная, направленная на получение уже известного результата известными же средствами, и продуктивная деятельность или творческая. Если под детским творчеством (в нашем случае творчеством детей, подростков и юношества) мы будем понимать новые оригинальные преобразования известного, комбинации, имеющиеся в их опыте художественных образов, идей и т.д., то всякая программа, осуществляемая в любом виде социальной деятельности, имеет право на существование лишь в качестве ствола дерева, у которого есть ветви и листья продукт самостоятельного свободного творчества детей, подростков и юношества. Втискивание же их в жесткие рамки программы, регламента и т.д. есть не что иное, как подавление их творческих потенций.

Для обеспечения свободной социальной деятельности детей, подростков и юношества необходимо, чтобы творческие процессы: восприятие, мышление, воображение несли ребенку удивление, новизну, вводили в ситуацию противоречий каких-то явлений, раскрывали значимость какой-либо социальной информации, факта, сообщения для жизнедеятельности человека, для достижения им жизненных целей.

Вместе с тем, педагогическая результативность творческой деятельности особенно велика тогда, когда творческий процесс отдельно взятого индивида обогащается, “запитывается" творчеством других людей, то есть в процессе коллективной творческой деятельности. Ибо коллектив "интегрируя” (П.П.Яблонский) знания, умения, навыки и опыт своих членов представляет художественно-воспитательную среду этого коллектива, которая, в свою очередь, оказывает действенное влияние на творческое развитие каждого члена этого коллектива.

Воспитание в коллективе и через коллектив важнейший принцип педагогики, ибо коллектив как совокупность индивидуальностей, объединенных общими целями, есть модная сила, способная сформировать и развить все важнейшие качества личности.

Истинным стимулом творческой социально-досуговой деятельности служит ожидание "завтрашней радости", видение "перспективы пути".

А.С. Макаренко выделяет три перспективные линии:

- близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню);

- средняя перспектива (заключается в проекте события, несколько отодвинутого во времени);

- далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).

 Близкая перспектива связана с реализацией сиюминутных, наиболее актуальных и при этом доступных запросов и интересов участников коллектива, например, исследование истории своей семьи, города, края.

Средняя перспектива отодвинута во времени, требует качественно и количественно более значительных усилий для достижения поставленных целей и обязательно зиждется на выполнении ранее поставленных задач. Это может быть подготовка и проведение массового этнографического праздника.

Дальняя перспектива зовет участников коллектива к большим и сложным делам, требующим незаурядных способностей, фантазии, творческого полета. Это может быть организация постоянно действующей выставки, рассказывающей о прошлом, настоящем и будущем города, края. Но, так как всякий творческий коллектив развивается, решая поставленные задачи, то и дальняя перспектива по своей природе динамична. В нашем примере едва освоена близкая перспектива, как средняя уже превращается в близкую, а дальняя - в среднюю, стало быть, коллективу необходимо сформулировать для себя, увидеть дальнюю перспективу. Это может быть создание его участниками краеведческого этнографического музея.

Дальняя перспектива беспредельна, если она содействует нормированию социально значимых потребностей личности, их сочетанию с общественными потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязательном и всеобщем добровольном включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общественно полезной деятельности, приобретающей на практике самые различные формы.

 

Таким образом, можно сформулировать еще одно 5 у с л о в и е педагогики сотворчества. Процесс социальной деятельности должен содействовать формированию общественно значимых потребностей личности, их сочетанию с общественными потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязательном и всеобщем добровольном включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общественно полезной деятельности.

В процессе целенаправленной, педагогически организованной, общественно полезной деятельности трансформируется н активизируется внутренняя убежденность детей, подростков и юношества, и обязательное для общества превращается в их личную установку. При организации этой деятельности важно, чтобы она не носила случайного характера, а была систематической, чтобы была преемственность в осуществлении разнообразных по форме, содержанию и сложности дел.

Непременное условие реализации общественно-полезной деятельности - единство интересов членов коллектива, их творческое взаимодействие, осознанная причастность к делам коллектива, искреннее желание внести свой личный вклад в дела коллектива.

Опыт показывает, что участие детей, подростков и юношества в специально организованной общественно полезной деятельности укрепляет творческий коллектив на основе единого общественного мнения, относительно тех или иных социальных ценностей, включает детей в активную творческую жизнь общества.

Опытно-экспериментальная работа выявила, что в процессе коллективной социальной деятельности у детей с возрастанием стажа совместной деятельности меняется отношение друг к другу и к коллективу в целом.

В ходе исследования подростковых самодеятельных объединений респондентам были предложены три суждения о коллективе.

Первое: "В нашем кружке часто бывают разногласия и ссоры, в основном каждый занят только собой» мы лишь вместе занимаемся". Такую характеристику своему коллективу дали 13% подростков, занимающихся первый год, 4% - второй, а из подростков, занимающихся 3-4 года, таким образом свой коллектив не охарактеризовал никто.

Второе суждение: "В нашем кружке нет разногласий и ссор, у нас хорошая дисциплина, но наше общение не выходит за рамки кружка, мы почти ничего не знаем друг о друге". Таким образом охарактеризовали свой коллектив 55% подростков, занимающихся первый год, 17% - второй, 11% - третий, 6% - четвертый.

И, наконец, третье суждение:  ”Наш коллектив очень дружный. У нас по-настоящему "один зà всех и все за одного" не только в кружке, но и за пределами клуба (Дома, Дворца культуры)". Такую характеристику своему коллективу дали 32% подростков, занимающихся в коллективе первый год, 79% - второй год, 89% - третий и четвертым год.

 

Воспитание в коллективе и через коллектив обеспечивает каждому его участнику активную позицию в коллективе, стимулирует инициативу, обеспечивает переплетение общественного и личного, укрепляя и облагораживая таким образом сам коллектив.

Высокая жизнеспособность коллектива достигается лишь в том случав, когда обеспечивается единство воспитания и самовоспитания личности и коллектива, когда каждый участник коллектив выступает не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания. Идея А.С.Макаренко воспитания в коллективе и через коллектив полностью реализуется лишь при условии полного самоуправления. При этом педагогическая сущность самоуправления выражается в том, что, пребывая в коллективе, функционирующем на основе самоуправления, ребенок, подросток, юноша "присваивает" cебе понятия, образы, идеи, критерии оценок, в конце концов мировоззренческую позицию этого коллектива. Отсюда следующее –

 

6. условие педагогики сотворчества - творческое самоуправление

Творческое самоуправление возможно лишь при совместно выработанных нормах, регулирующих поведение и деятельность каждого члена коллектива; при сочетании общих интересов и целей членов коллектива с интересами и целями всего общества; при выработке друг к другу чувства симпатии, товарищества, долга и справедливости; при внутреннем принятии членами коллектива воспитательной функции по отношению к каждому вновь входящему в коллектив при накоплении и сохранении прогрессивных традиций коллектива.

Самый действенный инструмент воздействия педагога он сам, его личные качества, находящие свое выражение в стиле взаимоотношений с воспитанниками, окружающими его людьми. Ибо все методы воздействия опосредуются через общение. Монологичность в общении между воспитанником и педагогом порождает авторитарность последнего, нетворческую атмосферу. Альтернативой монологичности служит диалог между педагогом и воспитанником. Диалогизация взаимоотношений наилучший способ передачи социального опыта.

В настоящее время старшие поколения частично утрачивают главенствующую роль. Определенная часть юношества открыто игнорирует их мнение. Вместе с тем старшее поколение это носители традиционной культуры, традиционных идеалов, ценностей.

В результате, юношество подчас "слепо" противостоит, в свою очередь, "слепому" давлению старших поколений, таким образом, лишь из-за отсутствия глубоко аргументированного диалога нагнетается конфликтная ситуация в отношениях между поколениями. Проблема "отцов и детей" это быстрее психологическая, чем социальная проблема.

В качестве эффективного средства разрешения проблемной ситуации выступает диалогическое общение.

Таким образом,

7. у с л о в и е м педагогики сотворчества является диалогизация взаимоотношений между поколениями, ибо только на его основе возможно формирование и развитие творческой личности.

Существует поговорка: "Разложите молодежь, и вы победите нацию". Вот почему жизненно необходимо противостоять нравственному и духовному загрязнению подрастающего поколения. В среде современных подростков н юношества усиливается тенденция "самонаправленной жестокости", ее проявлениями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания различные отклонения в поведении, самоубийство - то есть все явления, объединенные неосознанный или осознанным стремлением личности к физическому и моральному саморазрушению, разрушению духовных ценностей.

Таким образом, возникает еще одна проблема, препятствующая благоприятному протеканию педагогики сотворчества - проблема саморазрушения подростков и юношества. Однако личность формируется не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивляясь им. В этой связи возникает следующее,

8. у с л о в и е педагогики сотворчества -целенаправленное формирование у детей, подростков и юношества ценностных ориентаций, противостоящих саморазрушением личности.

Решение задачи формирования и развития ценностных ориентаций подрастающего поколения содействует нравственному совершенствованию личности. Социальное становление органически связано с нравственным становлением личности, нормированием ее общей культуры, что обязывает постоянно использовать искусство в данном качестве.

Для восприятия социальных ценностей необходимо, в первую очередь, иметь эмоциональную отзывчивость к прекрасному и безобразному, умение видеть и чувствовать его в окружающей человека действительности. Чтобы развить в ребенке способность к "сотворчеству" с социальными процессами, необходимо воспитать в нем духовные чувства. Ибо социализация невозможна без актов сотворчестве, без работы фантазии, воображения, без эмоционального переживания, удовлетворения или неудовлетворения социальными явлениями и на этой основе - их оценки.

Однако чувственного восприятия еще недостаточно для того, чтобы в полной мере постигнуть всю полноту социальных отношений. Задача формирования у подрастающего поколения ценностных ориентаций органически связана с задачей вооружения их разнообразными знаниями, нормирования кругозора.

Таким образом, первый этап формирования ценностных ориентаций детей, подростков и юношества предполагает создание условий для активизации восприятия социальных ценностей, развития эмоциональной отзывчивости детей, организации комплексного систематизированного воздействия различных видов социальной деятельности на нормирующуюся личность. На этом этапе широко стимулируют деятельность ребят по восприятию, стараясь заинтересовать их тем или иным социальным явлением.

Второй этап нормирования ценностных ориентаций можно охарактеризовать как этап аналитической деятельности. Благодаря глубокому проникновению в социальные явления, становится возможным углубление познания жизни, нормирование мировоззрения, воспитание нравственности. В качестве главных метолов на этом этапе выступают методы анализа.

В процессе формирования ценностных ориентаций важно, чтобы дети не только воспринимали хорошо аргументированное изложение материала, но и овладевали умением самостоятельно обосновывать истинность или ложность различных общественных положений, требований, конкретных поступков и взглядов людей.

Идея организации такой деятельности заключается в том, чтобы ребенок сделал самостоятельную попытку анализа самых разнообразных социальных явлений в форме доклада, выступления в холе обсуждения, критического обозрения и т.п.

С целью формирования у подростков и юношества навыков самостоятельной защиты своих воззрений, широко применяется метод дискуссий, в процессе которых они аргументированно выражают свое мнение о различных социальных явлениях. В подростковом возрасте усиливается интерес к сюжетно-ролевым играм, который заключается в том, что подростков в силу специфических качеств, свойственных этому возрасту, привлекает возможность проявлять свои познания для достижения общественно значимых целей, подражать героическим характерам, воспроизводить высокие нравственные качества выдающихся личностей. В этой связи на обсуждение подростков и юношей целесообразно выносить письма, дневниковые записи и статьи выдающихся личностей, в которых они излагают свои взгляды.

Однако, как показал опыт, для становления прочных ценностных ориентаций у детей, подростков и юношей важно, чтобы их взгляды и оценки нашли место в собственной социальной деятельности. С этой целью следует вовлекать детей с относительно устойчивыми ценностными художественными ориентациями в общественно-полезную деятельность в семье, в школе, в летнем лагере и т.п.

Таким образом, опыт художественно-педагогической деятельности показывает, что работа по формированию аргументированной социальной позиции детей, подростков и юношества должна подкрепляться разработкой их собственных ценностных ориентаций.

Третий этап формирования ценностных ориентаций детей, подростков и юношества тесно связан и вытекает на первых двух качественных этапов. Его можно охарактеризовать как процесс активного духовного переживания детей, осуществляющийся в единстве с самовыражением в процессе социальной деятельности.

Особенно благоприятные условия для творческого развития подрастающего поколения возникают благодаря созданию игровых ситуаций.

Деятельность ребенка в творческой игре направлена, с одной стороны, на превращение себя и окружающих в различные персонажи (по смыслу игры), и, с другой стороны на создание обстановки, соответствующей замыслу (изменение обычных условий). В результате игра способствует созданию социального образа, который активно воздействует на формирование ценностных ориентаций. Итак, третьим этапом формирования ценностных ориентаций детей, подростков н юношества в процессе их Социализации является создание психолого-педагогических условий для творческой деятельности. При этом особая роль принадлежит игре как средству активного воздействия на нормирование ценностных ориентаций детей, подростков и юношества.

Эмоциональная зажатость - вот еще одно препятствие в реализации педагогики сотворчества. Она не только отметает диалог и сотрудничество, но и обесценивает творческое самовыражение личности, блокирует необходимое с самого раннего детства систематическое и целенаправленное развитие творческого потенциала личности.

"Я-концепция есть динамическая совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность” (Р. Бернс), которая на основе самооценок строит свое взаимодействие с другими людьми. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств, но при этом самооценка всегда носит субъективный характер. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция - это своеобразный стержень, на который нанизываются, при этом определенным способом окрашиваясь и деформируясь, все составляющие жизнедеятельности индивида. О низкой самооценке индивида свидетельствуют частые критические высказывания в свой адрес и критическое отношение к успехам других; отказ от попыток добиться какого-то успеха и неспособность принять похвалу; плохая социальная адаптация и т.п.

Дети с высокой самооценкой, как правило, проявляют оптимизм по поводу своих возможных успехов; уверены в своей компетенции; полагают, что на людей они производят приятное впечатление; с готовностью принимают на себя ответственность; выдвигают новые идеи» планы и пр.

Формирование позитивной самооценки обуславливается соблюдением условий, к которым относится твердая убежденность в импонировании другим людям,

- уверенность в способности к тому или иному виду деятельности, ощущение собственной значимости.

- доверительное отношение педагогов, других старших. Практика показывает, что воспитанники наилучшим образом развиваются под руководством педагога, который видит у них большие потенциальные возможности и призывает их реализовывать. Однако это вовсе не обозначает преувеличение объективных возможностей воспитанников, ибо последние воспринимают это как "заигрывание" педагога.

- развитие у юношества реалистической самооценки и установление на этой основе реалистических целей.

- доверительное отношение воспитанника к педагогу, есть развитие способности к самоодобрению, ибо чем более положительные высказывания, имеющие своим источником реальные успехи, цели и оценки, ребенок может отнести к себе, тем большей силой они будут обладать в плане нормирования у него позитивной Я -концепции.

Таким образом, последнее,

9. у с л о в и е педагогики сотворчества есть формирование положительной Я-концепции подрастающего поколения.

 

Итак, важнейшим условием общественного развития является включение подрастающего поколения в социальную деятельность, носящую творческий характер. Понимание этого явления и обязательное его соблюдение откроют для человечества новую эпоху, эпоху качественного перехода от "человека разумного” к "человеку творческому", но процесс этот осуществляется не автоматически. Равноправный диалог педагога и воспитанника вокруг социальных проблем, эмоционально окрашенное сотворчество в поиске истины лишь эти условия способны обеспечить максимальную эффективность процесса по осуществлению творческого развития подрастающего поколения, становлению собственного мировоззрению.

 

 

        


 

Скачано с www.znanio.ru

Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на подростков в современных условиях во внеурочное время

Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на подростков в современных условиях во внеурочное время

Стало быть, деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника

Стало быть, деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника

А их целенаправленное нормирование осуществляется в процессе совместной общественно полезной деятельности

А их целенаправленное нормирование осуществляется в процессе совместной общественно полезной деятельности

Формирование положительных мотивов социальной деятельности оказывает действенное влияние на направленность личности, определяет жизненную позицию в сфере искусства, в учебной, трудовой, общественной и т

Формирование положительных мотивов социальной деятельности оказывает действенное влияние на направленность личности, определяет жизненную позицию в сфере искусства, в учебной, трудовой, общественной и т

Близкая перспектива связана с реализацией сиюминутных, наиболее актуальных и при этом доступных запросов и интересов участников коллектива, например, исследование истории своей семьи, города, края

Близкая перспектива связана с реализацией сиюминутных, наиболее актуальных и при этом доступных запросов и интересов участников коллектива, например, исследование истории своей семьи, города, края

Опытно-экспериментальная работа выявила, что в процессе коллективной социальной деятельности у детей с возрастанием стажа совместной деятельности меняется отношение друг к другу и к коллективу в…

Опытно-экспериментальная работа выявила, что в процессе коллективной социальной деятельности у детей с возрастанием стажа совместной деятельности меняется отношение друг к другу и к коллективу в…

Альтернативой монологичности служит диалог между педагогом и воспитанником

Альтернативой монологичности служит диалог между педагогом и воспитанником

Однако чувственного восприятия еще недостаточно для того, чтобы в полной мере постигнуть всю полноту социальных отношений

Однако чувственного восприятия еще недостаточно для того, чтобы в полной мере постигнуть всю полноту социальных отношений

Таким образом, опыт художественно-педагогической деятельности показывает, что работа по формированию аргументированной социальной позиции детей, подростков и юношества должна подкрепляться разработкой их собственных ценностных ориентаций

Таким образом, опыт художественно-педагогической деятельности показывает, что работа по формированию аргументированной социальной позиции детей, подростков и юношества должна подкрепляться разработкой их собственных ценностных ориентаций

Формирование позитивной самооценки обуславливается соблюдением условий , к которым относится твердая убежденность в импонировании другим людям, - уверенность в способности к тому или иному виду…

Формирование позитивной самооценки обуславливается соблюдением условий , к которым относится твердая убежденность в импонировании другим людям, - уверенность в способности к тому или иному виду…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020