Взаимное расположение графиков линейных функций.
Выясним, что должны узнать на уроке.
Попытайтесь самостоятельно поставить цель, которую вы хотите достичь.
( Возможные ответы:
– Должны рассмотреть параллельность, пересечение и совпадение графиков линейных функций;
– Графики, каких линейных функций параллельны, пересекаются, совпадают;
– От чего зависит параллельность, пересечение, совпадение графиков линейных функций;
– В каком случае графики двух линейных функций параллельны, в каком случае пересекаются, в каком случае совпадают.)
4. Ознакомление с новым материалом.
Цель: Создать условия для введения нового материала.
-А сейчас вы выполните графическую работу, которая поможет вам ответить на поставленные вопросы.
Учитель обращает внимание учащихся на индивидуальные рабочие листы.
Задание№1.
В одной системе координат постройте графики функций:
1., 2. 3*. .
Задание№2.
В одной системе координат постройте графики
функций:
1., 2. , 3*..
Задание№3.
В одной системе координат постройте графики функций:
1. , 2. , 3*.
Учитель знакомит учащихся с заданиями:
– Построение графика функции под цифрой 3* выполняете, если уже построено по два графика в каждой группе заданий.
– В итоге выполнения заданий у вас в тетради должно быть изображены три системы координат, в каждой из которых обязательно по два графика. У сильных учащихся в тетрадях возможно – по три графика.
Учитель даёт возможность каждому учащемуся самостоятельно определиться с формой работы.
Те учащиеся, которые уверены в своих силах и могут самостоятельно построить все графики садятся на левый ряд и работают самостоятельно. Учитель контролирует их деятельность.
Остальные, которые не уверены в своих силах, садятся на правый ряд и выполняют построение, обращаясь за помощью к учителю.
После выполнения заданий в тетрадях изображены три системы координат, в каждой из которых по два графика, а у сильных учащихся в тетрадях возможно – по три графика. После выполнения построения открывают слайд с построенным заданием №1.
Открывается слайд №4.
– Обратите внимание на слайд.
–Посмотрите на формулы, задающие графики этих функций, что вы заметили? (Коэффициенты при одинаковые.)
–Обратите внимание на то, как расположены графики этих функций?( Графики данных функций параллельны.)
– Какой вывод можно сделать, сопоставив запись формул, задающих функции и взаимное расположение их графиков? Возможные ответы:
– Когда коэффициенты равны, то графики параллельны.
– Графики линейных функций параллельны, если коэффициенты при одинаковые.
- Как графики данных функций располагаются по отношению к оси ох? Возможные ответы:
– Графики пересекают ось.
– Графики данных функций наклонены к оси ох под одним и тем же углом.
- Верно, и этот угол зависит от коэффициента , который называется угловым коэффициентом прямой графика функции .
Отметьте на чертеже углы наклона графиков функций к оси ох.
Открывается слайд №5.
Работаем над заданием №2.
Учитель задаёт аналогичные вопросы, а также обращает внимание на то, в какой точке пересекаются прямые.Возможные ответы:
– Коэффициенты при различные, а одинаковые.
– Графики пересекаются.
– Прямые пересекаются в точке (0; 2).
– Графики пересекаются, когда одинаковые.
Точка пересечения (0; ).
– Графики пересекаются, когда коэффициенты при различны.
Задание 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся.
Графики каких из данных функций параллельны графику функции у = 0,5 х+1:
у = х + 0,5;. у = 0,5х; у = - 0,5х + 1; у = 8х + 1; у = 0,5х + 8; у = ?
а) выпиши формулы, задающие эти функции;
б) Графики каких из данных функций пересекает график функции у = 0,5 х+1? Постройте эти графики.
6. Рефлексия
Цель: Создать условия для формирования навыков самоанализа.
- Что делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Сделайте вывод.
7. Домашнее задание.
Итог урока.Цель: Подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.
- Что делали на уроке? Что нового узнали на уроке? Сделайте вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.