Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность».
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
- К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы».
- К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, тематические консультации.
- Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли школы, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты уроков, праздников, внеурочных занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды.
Как показала моя практика, в современных условиях традиционные формы работы не дают больших результатов, так как невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни школы. Поэтому в своей работе я использую разнообразные современные формы работы с родителями.
Информационно-аналитические
-анкетирование;
-опрос;
-"почтовый ящик".
Наглядно-информационные
-родительские клубы;
-мини-библиотека;
-информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
Познавательные
-родительские гостиные;
-нетрадиционные родительские собрания;
-устные журналы;
Досуговые
-праздники;
-совместные досуги;
-акции;
-участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, учителям работающими с детьми. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с учителем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашем классе организован родительский клуб "Родительская академия". Проводится 4 заседания клуба в год. Стараюсь, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираю с учетом пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). Так же о жизни класса родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается не традиционное родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения - в изменении форм и методов проведения. Попытаюсь построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребует более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми. В нашем классе ежегодно проводятся: праздники, развлечения, досуги, посвящённые 8 марта, 23 февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:
o Спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
o Досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
o Конкурс «Супермама»
С большим интересом родители относятся к участию в непосредственно образовательной деятельности своих детей, где они могут самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с учителем, и организовать интересное мероприятие. Например: Путешествие по городу Нижневартовску. Все семьи нашего класса участвуют в ежегодных семейных олимпиадах по предметам. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и родителям, и детям.
Также в своей работе с родителями провожу мастер – классы, круглые столы, на разнообразные темы, такие как:
Ø Круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
Ø Мастер-класс «Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в домашних условиях»;
Ø Мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
Ø Мастер – класс «Новогодние игрушки».
Находясь в классе в тихой, мирной обстановке все родители могут окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во время мастер-классов родители могут поговорить в дружеской, непринуждённой обстановке о своих детях, обсудить друг с другом и с учителем, интересующие их вопросы.
Таким образом, семья и школа имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Только такое взаимодействие приведет к разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных задатков, талантов и способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.