«Взаимодействие педагога с семьями как условие педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста»
Оценка 4.7

«Взаимодействие педагога с семьями как условие педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста»

Оценка 4.7
docx
21.02.2020
«Взаимодействие педагога с семьями как условие педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста»
Доклад на семинар.docx

«Взаимодействие педагога с семьями как условие педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста»

 

Выступление на районном семинаре дошкольных работников

22.11.2019 г

 

 Воспитатель МБДОУ

«Курманаевский детский сад №2

«Солнышко»

Дерзова Ирина Викторовна

 

                  «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские                                   

                      годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –                                    

                      от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет                                       

                      сегодняшний малыш.»

                                                                                          В.А.Сухомлинский.

      Одной из важных проблем стоящей перед педагогами дошкольных учреждений является взаимодействие педагогов с семьёй воспитанника.

Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.

Однако дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль- роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.

           Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

 Основная же цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями. Опыт практической деятельности показывает, что с целью наиболее благоприятной адаптации, сотрудничество с семьями детей раннего возраста необходимо начинать задолго до того, как ребенок поступает в дошкольную организацию.

           Подготовительный этап взаимодействия в этом плане заключается в информировании родителей будущих воспитанников.

В связи с этим использование сети Интернет как дистанционной формы общения приобретает особую актуальность. На страницах интернет-сайта ДОУ, помимо информационных материалов, детально раскрывающих жизнь детского сада, размещаются полезные сведения, необходимые для потенциальных потребителей образовательных услуг. В частности, представлен перечень документов и порядок зачисления детей, а советы по адаптации помогут заботливым родителям полноценно подготовить ребенка к роли дошкольника.

      Также в настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями. Так на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, где семья получает методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

          Первым с родителями будущих воспитанников знакомится заведующий. После официального зачисления каждый родитель получает, подробную информацию об образовательной организации, включая сведения о педагогическом коллективе, цели и задачах образовательного процесса, организационную структуру учреждения, традиции и необходимые номера телефонов, которые также представлены и на информационном стенде.    

    Также необходимо познакомить родителей с особенностями дошкольного учреждения, с условиями и режимом группы.      

  Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен не только для самого малыша, но и для его семьи – родителей, бабушек и дедушек.  

Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения. Поэтому перед нами педагогами встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями детей раннего возраста с целью включения их в данный процесс.

   Родителям следует рассказать об особенностях развития детей раннего возраста.      Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья, но и развивать движения, культурно -гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

      Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивают их педагогическую активность. В результате создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит и всего дошкольного учреждения.

      В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: устные журналы, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. 

     В педагогическом процессе мы   используем   традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционные: родительские собрания, консультации, беседы,  посещение семьи ребенка, анкетирование, утренники, оформление информационных стендов.

Нетрадиционные: презентация группы, концерты,

тематические досуги, оформление стенгазет и буклетов, почта доверия, нетрадиционные собрания, информация о группе, детском саде на сайте в Интернете, консультационный центр.

В работе педагога используются такие методы как:

-наглядные

-словесные

- смешанные

Словесные методы – беседа, консультация, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

Наглядные методы – оформление стендов, папок-передвижек, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Смешанные методы -  (комбинированные)-посещение семьи ребенка, родительские собрания, конференции, круглый стол, школа молодых родителей и т.д.

    Посещение семьи много дает для изучения, для установления контакта с ребенком, его родителями, выяснений условий воспитания.

        Посещая семьи воспитанников наша, задача раскрыть специфические возможности семьи и в первую очередь родителей в воспитании ребенка. Переступив порог дома надо постараться уловить атмосферу семьи. Поведение и настроение ребенка помогут понять психологический климат семьи. Также во время посещения на дому мы отмечаем, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Родители могут поделиться этим опытом на родительском собрании или написать статью в папку –передвижку.

       Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае воспитателем определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотели помочь.

Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

   Консультации могут проводится индивидуально или по подгруппам родителей. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

    Семинары- практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитании детей. Их следует и целесообразно пригласить на семинары –практикумы. Эта форма дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Например: как читать книгу, рассматривать иллюстрации и др.

  Постепенно мы переходим и к нетрадиционным формам работы с родителями. Новое в практике работы с семьей это использовании письменных форм общения с родителями.

Можно оформить почтовый ящик для личных вопросов родителей «Спрашивайте - отвечаем». Эти формы могут стать эффективными в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Все это поможет лучше понять ребенка найти оптимальные способы решения проблем воспитания.

       Самыми популярными формами работы с родителями детей раннего возраста в нашем детском саду стали: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организации клубов.

       Очень много дают родителям открытые просмотры (дни открытых дверей, тематические вечера, праздники, открытые занятия): они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, перенять у воспитателей приемы обучения и воспитательных воздействий.

       В своей работе мы серьезно относимся к педагогической пропаганде, т.к. осознаем роль педагогического просвещения родителей, тщательно продумываем содержание, художественное оформление папок, считаем, что сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания в раннем возрасте.

         Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Большое внимание мы уделяем подготовке к собранию заранее вывешиваем объявления с просьбой продумать вопросы, на которые родители хотели бы получить ответы, с кем из специалистов хотели бы встретиться.    Родительские собрания стараемся проводить в спокойной, не принужденной обстановке. Первое родительское собрание в группе детей раннего возраста, например, посвятить знакомству, проблемам адаптации детей. И чтобы поближе познакомить родителей друг с другом, и чтобы не было напряженности в общении с педагогами можно завершить собрание чаепитием. Так как большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной обстановке чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

        В нашем детском саду в группе раннего возраста и не только используется  фотоматериал, с помощью которого родители узнают о интересных моментах жизни своих детишек в детском саду. В течение года периодически фотоматериал   обновляется, тематика может быть разнообразна «Прогулки детей осенью», «Игра в жизни ребенка» «В детском садике своем – дружно, весело живем», и т.д.

     Чтобы родители были активно заинтересованы в совместной работе с педагогами, мы предлагаем участвовать в каком-либо конкурсе или выставке.  Вначале года, например, можно организовать выставку «Дары осени», «Книжки- малышки своими руками», «Игрушка для елки», т.д.  

         В результате проводимой работы позиция родителей становится более гибкой. И они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители, участвующие в различных мероприятиях, проводимых педагогами,  стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.  

     Таким образом, использование разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, а отношение семей дошкольников к совместным мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, а самое главное - инициативности педагогического коллектива.  Всей своей работой сотрудники детского доказывают родителям, что их вовлечение в совместную деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, или так требуют его функциональные обязанности, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Детский сад и семья могут взаимодействовать по-разному. Важно только избегать формализма. Поэтому педагоги детского сада стремятся превращать сотрудничество с родителями в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольника.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.            Шубина З.А., Комиссарова Т.В. Тольяттинские августовские Педагогические чтения « От компетентного учителя к компетентному ученику». – Тольятти « Ресурсный центр», 2009.

2.            Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.

3.            Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006.

4.            Лисицына И. А., Молева И. Б. « Взаимодействие с родителями детей раннего возраста»статья г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание родителям "Загибаем лист":

Вспомните , когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно?  Возьмите лист бумаги и при каждом сгибе листка вспоминайте негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Давайте попробуем поставить себя на место ребенка, который очень часто  страдает  от  нашего неосознания  его как личности.

Упражнение "Ребенок статуя".

Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.

Для этого упражнения нужен "доброволец", который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

1.     Если ребенок капризничает, что ему говорим: "Не плачь, прекрати!". Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).

2.     Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: "Не трогай!" (у добровольца завязываются руки)

3.     Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: "Не бегай!" (у добровольца связываются ноги)

4.     Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: "Не слушай!" (добровольцу завязывают уши)

5.     Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: "Не кричи!" (у добровольца завязывают рот)

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? После всего мы продолжаем "воспитывать" своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.

Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.

Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).

 

Мы обратились к ошибкам  семейного воспитания,  а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.

Возьмите на столе   листы  бумаги  с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: "Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?" (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).

Заключение.

Уважаемые коллеги, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить.


 

Взаимодействие педагога с семьями как условие педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста»

Взаимодействие педагога с семьями как условие педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста»

ДОУ, помимо информационных материалов, детально раскрывающих жизнь детского сада, размещаются полезные сведения, необходимые для потенциальных потребителей образовательных услуг

ДОУ, помимо информационных материалов, детально раскрывающих жизнь детского сада, размещаются полезные сведения, необходимые для потенциальных потребителей образовательных услуг

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: устные журналы, круглые…

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: устные журналы, круглые…

Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию

Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию

Первое родительское собрание в группе детей раннего возраста, например, посвятить знакомству, проблемам адаптации детей

Первое родительское собрание в группе детей раннего возраста, например, посвятить знакомству, проблемам адаптации детей

ЛИТЕРАТУРА 1. Шубина

ЛИТЕРАТУРА 1. Шубина

Практическое задание родителям "Загибаем лист":

Практическое задание родителям "Загибаем лист":

Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него)

Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020