УДК: 618.8
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В
РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Айзман Р. И.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск
Аннотация. В статье рассматриваются нормативные документы, определяющие задачи и место педагогов в организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях в условиях дефицита школьных медицинских работников, а также возможности их взаимодействия в проведении лонгитудинального мониторинга здоровья обучающихся, как одного из важнейших компонентов системы школьной медицины.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, взаимодействие педагогов и медицинских работников, мониторинг здоровья, школьная медицина.
Формирование и сохранение здоровья детей и подростков являются наиболее важными направлениями работы в системе образования, поскольку именно там происходит становление и развитие личности [1].
Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в образовательных организациях имеет первостепенное значение для обеспечения здоровья обучающихся, воспитания убеждений здорового образа жизни, раскрытия индивидуальных творческих возможностей, формирования социально приемлемых жизненных потребностей и профилактики психосоциальных аддикций [2; 3].
В этой связи разработан и принят ряд нормативно-правовых документов федерального уровня, направленных на сохранение и развитие здоровья обучающихся и воспитанников и создание здоровьесберегающих условий в образовательных организациях. Среди этих документов особо следует отметить следующие:
– Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;
– Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм. и доп. 01.09.2020);
– Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
– Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности образовательной среды (СанПиН 2.4.2.2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4. 3648-20 от 28.09 2020 года и «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» от 26 июня 2020 года.;
– Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) и др.
Несмотря на это, современная система образования не обеспечивает в полной мере выполнения задач по сохранению здоровья и обеспечению безопасности субъектов образовательного процесса [4; 5]. Об этом свидетельствуют официальные данные: до 85% выпускников школ имеют различные психосоматические нарушения и заболевания, более 60% употребляют психоактивные вещества, по числу суицидов в подростковом возрасте Россия вышла на первое место в мире. «Мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до 40 % призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих», – заявил Президент РФ В. В. Путин 13 марта 2013 г. на заседании Госсовета[1]. С тех пор ситуация не только не улучшилась, но даже стала еще хуже, особенно в условиях пандемии коронавируса в 2020 г., при которой у детей школьного возраста особенно ухудшились психическое здоровье и социально-адаптивные ресурсы[2].
Все это диктует необходимость интеграции усилий медицинских работников и педагогов по формированию и сохранению здоровья обучающихся. В этой связи в настоящее время широко обсуждается вопрос о восстановлении в образовательных организациях школьной медицины. Однако ведущую роль в ней отводят медицинским работникам, не принимая во внимание потенциал педагогов в реализации многих аспектов здоровьесберегающей деятельности в динамике обучения. Не исключая роли и значения медицинских работников в образовательной организации с позиции оказания первой помощи, проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий, контроля за здоровьем обучающихся, консультативной помощи для педагогов и родителей, следует учесть, что в настоящее время наблюдается их существенный кадровый дефицит даже в здравоохранении, поэтому возлагать надежды на постоянное присутствие в образовательной организации врача или фельдшера, мало перспективно в ближайшие годы. В настоящей статье мы попытались обосновать роль и возможности педагогов в обеспечении ряда компонентов школьной медицины как самостоятельно, так и во взаимодействии с курирующей медицинской службой района.
В первую очередь, следует выделить те ключевые факторы, которые определяют низкий уровень здоровья обучающихся. Анализ литературы и собственные материалы показали, что к ним можно отнести:
– отсутствие в обществе, особенно в молодежной среде, осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни;
– отсутствие необходимых знаний по охране здоровья как у взрослых, так и у детей;
– низкий уровень двигательной активности;
– несбалансированное питание, приводящее к нарушению обмена веществ;
– информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и нерациональным режимом труда;
– высокий уровень психоэмоционального напряжения, приводящий к повышенной тревожности, агрессивности, нарушению коммуникаций и т.д., что вызывает другие психологические и психосоматические проблемы;
– лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков;
– широкое распространение табакокурения;
– приобщение к потреблению наркотических веществ.
Наряду с факторами нездорового образа жизни, следует выделить проблемы организационного и нормативного плана:
– отсутствие механизма ведомственного и межведомственного сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
– несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей методологию и методы участия педагогов в здоровьесберегающей деятельности;
– плохое использование здоровьесберегающего потенциала содержания ряда образовательных программ (физическая культура, ОБЖ, биология и др.) в связи с отсутствием межпредметных связей;
– отсутствие систематического контроля за динамикой здоровья, физической подготовленности и здоровьесберегающего потенциала образовательной организации [1; 6–8].
В этой связи возникает необходимость решения названных задач на всех этапах: от подготовки педагогических кадров в вузах до управления образованием на региональном и федеральном уровнях [4; 9-10].
Сначала определимся с понятием и структурой здоровьесберегающей деятельности в системе образования.
Здоровьесберегающая деятельность – это система нормативно-правовых, организационно-управленческих, научных и учебно-методических решений, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей и особенностей.
Основными задачами здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях являются:
– создать условия для сохранения и укрепления здоровья, личностного, интеллектуального, социального развития всех участников образовательного процесса;
– проводить диагностику и мониторинговые исследования уровня физического и психического развития, сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, состояния образовательной среды;
– осуществлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательной организации по выявлению, профилактике и преодолению отклонений в развитии, обучении и социализации ребенка в процессе реализации ФГОС;
– осуществлять просветительскую деятельность по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Понятно, что наиболее эффективно эти задачи могут решить педагоги в сотрудничестве с медицинскими работниками. Однако, на первом этапе в соответствии со статьей 41 «Охрана здоровья» ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от29.12.2012 г. (доп. и изм. от 01.09.2020 г.) педагоги могут и должны реализовать ряд мероприятий по формированию, сохранению и развитию здоровья обучающихся.
К этим мероприятиям, наряду с воспитательной функцией, могут быть отнесены практические действия по постоянному мониторингу здоровья на уровне скрининг диагностики его основных морфофункциональных, психологических и нравственных компонентов, поскольку наиболее информативным критерием оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования является уровень здоровья участников образовательного процесса [1]. Это заключение основано на предлагаемом нами понимании здоровья как интегрального состояния, включающего физическую, психическую и социальную сущности человека, обеспечивающие его адекватную адаптацию к условиям жизнедеятельности, возможности развития и самореализации при совершенной адаптации к внешним экологическим факторам и социальным условиям. При этом организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает их взаимовлияние, поэтому здоровьесберегающая среда, соответствующая санитарно-гигиеническим нормативам, является важным фактором, способствующим сохранению здоровья.
Для характеристики здоровья могут быть использованы объективные количественные критерии, которые формируются на основе простых скрининг методов оценки физического развития (длина и масса тела, сила мышц, функционального состояния кардио-респираторной системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление в покое и после простых физических нагрузок, частота и объем дыхания); психического статуса (уровень сформированности когнитивных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и личностных качеств) и нравственно-духовных характеристик (поведение в различных ситуациях).
Несомненно, что такой подход к оценке здоровья обучающихся и санитарно-гигиенических условий среды вполне может быть реализован как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в первую очередь, учителями биологии, физической культуры, ОБЖ и, конечно же, школьными психологами, а также эти исследования вполне доступны учителям других предметов, поскольку еще в вузе они изучали такие дисциплины как «Возрастная физиология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», на которых приобретали соответствующие знания и практические навыки.
Конечно, при характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий комплекс всех показателей [11]. На этом этапе взаимодействие педагогов с медицинскими работникам может дать огромный эффект, поскольку позволит не только правильно трактовать полученные результаты, но и получить полезные рекомендации по коррекции и развитию различных компонентов здоровья обучающихся.
На основе этих принципов нами разработаны электронные паспорта здоровья, позволяющие проводить скрининг-диагностику различных морфофункциональных и психофизиологических параметров организма в онтогенезе в условиях влияния факторов обучения и конкретной социально-экологической среды, а также формировать рекомендации по коррекции выявленных нарушений [12].
В результате предлагаемого компьютерного тестирования формируется индивидуальный электронный паспорт здоровья обучающегося, который характеризуется следующими достоинствами:
– интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней;
– компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп;
– количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения за обследуемыми и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных организаций, районов и т. д.;
– относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования;
– возможность передачи результатов обследования через Интернет;
– вовлечение субъекта в процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья;
– возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения.
Реализация этих паспортов позволяет решить ряд научно-прикладных задач:
– способствовать сохранению здоровья в процессе обучения за счет коррекции учебно-воспитательного процесса и аргументированных индивидуальных рекомендаций по развитию здоровья;
– помочь учащимся в профессиональной ориентации для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии;
– провести оценку здоровьесберегающей деятельности образовательной организации;
– обеспечить индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических особенностей каждого обучающегося.
Такая деятельность требует формирования у современных педагогов новых профессиональных компетенций, связанных с медико-психолого-педагогической оценкой здоровья обучающихся и образовательной среды.
Большую помощь в проведении мониторинговых исследований и формировании паспортов здоровья могли бы оказать созданные во всех регионах детские центры здоровья, оснащенные необходимыми медицинскими кадрами и оборудованием, но такая деятельность не включена в их функциональные обязанности. В результате современный школьник оказался между двумя ведомствами, которые отвечают за разные показатели развития ребенка – уровень знаний, навыков и умений, с одной стороны, и здоровье – с другой. Итогом этого становится физическое и/или психическое неблагополучие более 80 % выпускников школ.
Заключение. Представленные в статье нормативно-правовая база, методологические обоснования и методические подходы для проведения мониторинга здоровья позволяют реализовать одну из основных задач, заложенных в Законе об образовании, – проводить объективную оценку здоровья субъектов образовательного процесса и эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательной организации. Использование описанного подхода дает возможность получить динамическую характеристику физического и психического здоровья обучающихся и образовательной среды для принятия соответствующих управленческих решений и проведения корректирующих мероприятий, необходимых для улучшения здоровьесберегающей деятельности и повышения уровня здоровья всех участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования. // Отечественная и зарубежная педагогика, 2015. - №5 (26). – С. 72-82.
2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа – вуз». – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. – 316 с.
3. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки, 2016. – № 2. – С. 5–24.
4. Безруких М. М., Сонькин В. Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: Триада-фарм, 2002. – 346 с.
5. Ле-ван Т. Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиции анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 21–36.
6. Зайцев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 1998. – 48 с.
7. Айзман Р. И. Скрининг-диагностика здоровья субъектов образовательного процесса // Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт: коллективная монография / науч. ред. А. Г. Маджуга, отв. ред. С. Н. Сладков. – Обнинск: Интеллект будущего, 2013. – 280 с.
8. Казин Э. М. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 442 с.
9. Айзман Р. И., Плетнёва Е. Ю. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93–99.
10. Маркова А. И. Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор) // Гигиена и санитария. – 2013. – № 3. – С. 60–70.
11. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса. Учебное пособие для вузов // Москва: Изд-во Юрайт, 2020. — 207 с.
12. Айзман Р. И. Методы скрининг диагностики здоровья человека // Руководство по диспансеризации взрослого населения / под общ. ред. В. М. Чернышева. – Новосибирск: Альфа-Ресурс, 2013. – 544 с. Раздел XIY. С. 172-189.
13. Скачано с www.znanio.ru
[2] https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/statements/joint-statement-towards-a-consensus-on-safe-schooling-in-the-who-european-region-during-the-covid-19-pandemic
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.