ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения – наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза слова и изображения. Чтобы подвести детей к пониманию этой взаимосвязи, мы использовали различные методы и приемы. - Чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и анализом образных выражений. - Пересказ знакомого детям текста без опоры на наглядность. При выполнении этого задания многие дошкольники испытывали затруднения: пересказ был бессистемным, с пропуском важных фактов. - Пересказ этой же сказки с опорой на наглядность (иллюстрации). С этим заданием дети справились успешно: пересказ был логичным, подробным, с использованием образных слов и выражений. Педагог подвел дошкольников к выводу: в иллюстрациях отражены основные, значимые события сказки, что помогает понять, запомнить и передать ее содержание. - Сопоставление иллюстрации (репродукции) с литературным описанием. Были использованы следующие задания. 1. Детям показывали репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень» и зачитывали два-три описания природы. После прослушивания каждого текста они решали, подходит ли он к изображению; либо после чтения всех текстов называли наиболее подходящий и объясняли свой выбор. 2. Одновременно показывали несколько иллюстраций, затем зачитывали два-три описания природы. После прослушивания каждого дети выбирали подходящее изображение и объясняли свой выбор. Если не для всех описаний находилась соответствующая иллюстрация, детям предлагали подумать, что можно изобразить и как воплотить замысел в рисунке. Воспитатель оказывал помощь в выборе сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция и т.д.), обращал внимание на те средства, которые использовали художники. Если к иллюстрациям не подходил ни один из литературных отрывков, педагог предлагал дошкольникам придумать свое описание. Это довольно сложное задание, и если они затруднялись, воспитатель составлял рассказ, а дети помогали «отыскать» образные слова и выражения, характеризующие изображение. - Сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению (сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях И. Билибина и В. Конашевича; русские народные сказки в иллюстрациях Ю. Васнецова и Е. Рачева). Этот прием важно использовать для того, чтобы преодолеть стремление детей к подражанию, копированию работ сверстников. Они видят, что одна и та же тема может быть раскрыта в рисунке по –разному и в каждом случае может получиться оригинальное изображение. - знакомство с особенностями восприятия пространственного расположения объектов на плоскости. С этой целью проводились прогулки (экскурсии), во время которых воспитатель обращал внимание дошкольников как на красоту природы, гармонию красок, так и на особенности восприятия различных предметов. Дети замечали, что объекты, расположенные дальше от нас, кажутся меньше, чем те, которые находятся рядом. Работа по совершенствованию изобразительных навыков и развитию речи велась на занятиях, и в свободное время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.