Доклад «Взаимодействие школы и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании»
В динамично меняющемся российском обществе все ярче проявляется тенденция возрастания значимости потенциала личности, необходимого для ее реализации в самых разных областях жизнедеятельности, при этом стремление к личному успеху становится частью национальной культуры. Воспитание успешного человека, способного к полноценной самореализации в обществе, обладающего развитыми социально значимыми качествами, являющегося субъектом мировой и национальной культур, становится новой задачей институтов социализации и, конечно, школы. Сегодня она не только утверждается новой личностно-ориентированной парадигмой, но и легитимно установлена Федеральными Государственными Образовательными стандартами.
Вопрос не формального, а реального перехода к личностноориентированному обучению – это, прежде всего, вопрос о новом операциональном оснащении педагога, о новых педагогических инструментах, основанных на идеях подхода и соответствующих новым стандартам.
К числу направлений развития взаимодействия с родителями, наиболее эффективных по нашему мнению можно отнести:
· педагогическое просвещение родителей. Это направление предусматривает формирование теоретических и прикладных знаний родителей в области воспитания ребенка, создания благоприятной ситуации его развития. Кроме того, взаимодействие как форма организации совместной деятельности по развитию социально значимых качеств ребенка не возможна без понимания родителями основных целей, форм и методов обучения и воспитания ребенка. Даже задача поиска и утверждения общих интересов в образовании ребенка решается только через информативно-разъяснительную работу с родителями;
· формирование открытости образовательного учреждения для родителей. Придать образовательному учреждению открытость — значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В условиях открытого образовательного учреждения родители не только могут контролировать образовательный процесс, но и участвовать в его управлении. Выступая носителями образовательного заказа они формируют общественный контроль за качеством образования. Кроме того, в условиях передовых образовательных учреждений практикуется привлечение родителей не только к различным формам внеклассной работы, но даже, в отдельных случаях, к преподаванию. Взаимодействие в условиях открытого образовательного учреждения, таким образом, делает родителей членами педагогического коллектива;
· совместную деятельность детей, родителей и учителей в условиях школы или вне ее. К этому направлению можно отнести: совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения образовательного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений;
· ведение индивидуальной работы с дисфункциональной семьей. Эта деятельность актуальна тогда, когда педагогом предполагается не благополучная социальная ситуация развития ребенка. Работа с дисфункциональной семьей предусматривает, прежде всего оказание помощи и устранение причины дисфункции. На поверку оказывается, что данное направление часто связано с педагогической неграмотностью родителей, отдельными затруднениями в отношениях с ребенком, которые родители не в состоянии разрешить самостоятельно. Это комплексная деятельность, предусматривающая работу педагогов, психологов, медицинских и социальных работников;
· привлечение родителей к управлению образовательным учреждением. Родители, семья, являясь одними из социальных заказчиков образовательных услуг, должны быть реально включены в систему управления образовательного учреждения, принимать более активное участие в оценке его деятельности.
Содержание взаимодействия учителя и родителей включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые элементы; общение, отношение, связь, предполагающие коммуникацию как обмен информацией; познание личности учащихся и их родителей; постоянный двусторонний контакт (связь). Практика показывает, что полноценное и эффективное взаимодействие возникает тогда, когда начинает меняться сам педагог. Большая часть условий организации взаимодействия в духе личностно-ориентированного обучения в триаде «педагог – ученик – родители» относится к личности педагога.
Первое условие: осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса.
Второе условие: реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов в организации обучения школьников.
Третье условие — высокий уровень коммуникативных умений у педагога. Коммуникативные умения, согласно анализу психолого-педагогической литературы, главный компонент общения. Педагог в процессе взаимодействия с родителями должен реализовать все функции общения — выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога ряда коммуникативных умений.
Четвертое условие — способности к эмпатии и рефлексии. Данное условие связано с третьим. Для установления обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы. Эмоциональная обратная связь достигается через способности передавать партнеру по общению понимание его переживаний и внутренней ситуации, что будет способствовать более эффективному процессу взаимодействия субъектов воспитательного процесса. Способность к эмпатии предполагает наличие у педагога другой способности, рефлексивной, выражающейся в обобщенном умении углубляться в свой собственный психический мир, в особенности своей личности, своего общения с родителями и учащимися.
Однако, во взаимодействии, основанном на идеях личностноориентированного подхода, не менее актуальной остается задача формирования родительской позиции. Здесь уместно вспомнить, что кроме моральной есть еще и нормативно установленная ответственность родителей, которая закреплена в частности в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором утверждается, что «….родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Собственно, формирование новой позиции родителей в образовательном процессе предусмотрены самими ФГОС. Они предусматривают, например:
«родитель – ученик – ребенок»
Новая модель взаимодействия основана на объединении совместных усилий семьи и школы, когда педагоги и родители, дополняя и поддерживая друг друга, стремятся к одной и той же цели, к благу детей, к их полноценному и гармоничному развитию. Ее реализация основана на следующих идеях:
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.
В сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное – «живых», некнижных психологопедагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.
Для запуска новой модели взаимодействия педагогов и родителей необходимы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.