Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника
Оценка 4.7

Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника

Оценка 4.7
doc
03.02.2020
Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника
Выступление на педагогическом совете
выступление на педсовете педагога-психолога.doc

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА»

 

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.

 

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

·                                 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей.

·                                 Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.

·                                 Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:

- оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одаренных учащихся;

- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;

- индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

·                                 Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т.д

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относится:

·                                 познавательная сфера жизни;

·                                 поддержка физического здоровья обучающихся;

·                                 развитие творческого потенциала;

·                                 поддержка одаренных детей;

·                                 социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя.

В течение всей своей практической деятельности мы пытаются сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог и зам. директора по ВР готовят паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.

 Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.);

- соуправление школой (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей, сайт школы).

 В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Огромную помощь родители оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. На первый взгляд кажется, что все в школе благополучно. Но почему не во всех классах на родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей в школу? Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня. Итогом нашей совместной работы должны стать методические рекомендации, в которых будут отражены вопросы эффективного взаимодействия семьи и школы во имя личностного развития ребенка.

 

-  «Трудные» дети – это дети, которые плохо себя ведут, не реагируют на замечания, не поддаются никаким уговорам исправиться, заставляя взрослых краснеть за них. А бывают «трудные» родители. В их поведении существуют такие поступки, которых ни в коем случае не должны совершать родители из внешне благополучной семьи. Можно выделить несколько типов таких семей.

1. Семьи, в которых воспитание ребенка осуществляется «по типу Золушки», когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. На это дети реагируют по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то старается, наоборот, обратить на себя внимание родителей, вызвать у них жалость к себе. Есть дети, которые пытаются во всем угождать родителям, чтобы хоть как-то заслужить их одобрение. Некоторые дети уходят в мир фантазий. А некоторые – ожесточаются и начинают мстить родителям за такое отношение к нему. В общем, такому ребенку не позавидуешь.

2. Семьи, в основе воспитания которых - гиперопека или гиперпротекция. Она тоже может быть как явной, так и скрытой. В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Его опекают, с ним нянчатся, буквально «сдувают с него пылинки», решают за него все проблемы, помогают ему всегда и во всем. Кажется, что в этом плохого? Ребенок не заброшен, ему уделяется много внимания? Но из-за того, что ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно.

3. Семьи, в которых наблюдается обратное явление – недостаток опеки со стороны родителей, или гипоопека. Ребенком никто не занимается, его интересы в семье всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

4. Семьи, где к детям относятся излишне сурово. В этих семьях детей стараются воспитывать в строгости, считая, что ласка и нежность только портят ребенка. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но вот хорошо ли такому ребенку живется на свете без родительской ласки? Счастлив ли он?

5. Семьи, в которых нет единогласия в воспитании. Например, родители придерживаются одних принципов воспитания, а бабушка – других. При этом бабушка откровенно при ребенке осуждает родителей, считая, что они поступают по отношению к нему неправильно. Дети из таких семей часто расплачиваются за эту несогласованность и противоречивость воспитателей неврозами и другими нарушениями психики.

6. Асоциальные семьи, те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семьях, где родители ведут противоправный образ жизни (алкоголь, физическое насилие), где жилищные условия не соответствуют элементарным санитарным нормам, дети, как правило, оказываются безнадзорными.

Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют очень ограниченный круг общения. Такая семья настороженно относится к «внешним» специалистам – представителям школы. Члены неблагополучной семьи, длительное время находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой стиль жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация для них может быть более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это определяет трудности в работе с семьей, особенно на первых этапах.

 

Надо иметь в виду, что эти семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:

·                                 Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.

·                                 Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.

·                                 Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.

·                                 Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.

Посещение семьи, если ситуация в ней не «крайняя» (т.е. нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка и нет необходимости привлечения сотрудников органов правопорядка), возможна лишь по предварительной договоренности о встрече. Основная задача первых встреч – знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить взаимодействие. Нужно показать родителям, что визит педагога - в интересах ребенка для оказания помощи и поддержки. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

Знакомство с членами семьи на дому создает, с одной стороны, психологическое преимущество для них – они находятся на «своей территории» и чувствуют себя более защищённо. С другой стороны, определенные преимущества имеют и посещающие: они могут определить, в каких условиях находятся члены семьи, как они относятся к ребенку, как ребенок относится к родителям, другим членам семьи.

Первые шаги педагога в работе с такой семьёй направлены на осознание существующих проблем. Важно знать, почему члены семьи не хотят (опасаются) перемен в своей жизни. И обвинительная позиция может только осложнить проблему – семья, которая и так настороженно относится к любому внешнему вмешательству, станет ещё более «закрытой». Специалист должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, что они делают. Начиная работу с семьёй, надо рассматривать и отношения, сохранившиеся у неё с ближайшим окружением (родственниками, знакомыми). По возможности восстанавливаются старые позитивные связи, находится лицо, которое может помочь в реабилитации семьи. Бывают случаи, когда родители ребёнка избегают контактов со специалистами, не осознают необходимость помощи, любым образом «вытесняют» проблему, считая, что в их семье всё благополучно. В этой ситуации могут помочь родственники, представители старшего поколения, которые видят ситуацию иначе. Именно при их посредничестве возможно начало работы, поиск способов индивидуальной работы с членами семьи.

Изучив материалы по данной теме, я предлагаю принять во внимание следующие принципы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Приложение 1

 

 Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника:

1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку.

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия .

4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка.

5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

 

 

3. Правила эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

 

4. Правила подготовки эффективного родительского собрания

1.                     Выбирайте актуальную тему собрания.

2.                     Четко формулируйте цель данного собрания.

3.                     При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.

4.                     Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.

5.                     Перед родительским собранием проведите микроисследования.

6.                     Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.

7.                     Подготовьте решение собрания.

8.                     Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.

 

Советы психолога по проведению родительского собрания:

·                                 Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.

·                                 Длительность собрания не более 1,5 часов.

·                                 Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

·                                 Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

·                                 Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

·                                 Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

·                                 Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

·                                 Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

·                                 В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.

·                                 Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

·                                 Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

·                                 Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

·                                 Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

·                                 Давать негативную оценку всему классу.

·                                 Переоценивать значение отдельных предметов.

·                                 Избирать для общения назидательный тон.

 

5. Памятка по работе с «трудными» родителями:

·                                 Четко определите для себя цель посещения данной семьи.

·                                 Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.

·                                 Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

·                                 Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.

·                                 Оказывайте помощь в установлении контактов семьи с окружающими.

·                                 Соблюдайте этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.

·                                 Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)

·                                 Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.

 

 

 

 

 


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог и зам

Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог и зам

Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом

Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом

Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка

Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка

Приложение 1 Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника: 1

Приложение 1 Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника: 1

Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др

Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020