ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С ОРГАНАМИ И
УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
М.А. Махина
социальный педагог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
г. Котласа, Архангельской области
Сегодня семье уделяется пристальное внимание со стороны государства и всех социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания. Это объясняется пониманием того, что семье принадлежит приоритет в воспитании детей. Недостатки семейного воспитания можно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с особенностями ситуации в семье и осуществляются в рамках межведомственного взаимодействия.
Межведомственное взаимодействие — одно из главных направлений органов и учреждений системы профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей.
l20 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет круг субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия являются:
орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище, и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
орган опеки и попечительства – о выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующих их воспитанию;
орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
орган по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи организации отдыха, досуга, занятости.
Каждый вышеперечисленный субъект профилактики осуществляет отдельные функции в рамках своей компетенции.
В нашей школе сложилась система работы, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия:
Ø ежегодно составляем и реализуем план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений во взаимодействии с ОМВД России «Котласский»;
Ø ведется банк данных внутришкольного учета детей группы «риска» и социально неблагополучных семей;
Ø составляется план индивидуально профилактической работы (ИПР) с ГР и СОП;
Ø направляем предложения к межведомственному плану, в работе с семьями городского учета в ГБКУ АО "Котласский ЦСПСиД "Маяк";
Ø ведутся личные дела на семьи, требующие особого внимания (социально неблагополучные);
Ø организуем совместные рейды посещения семей (с классными руководителями, ООиП, ГБКУ АО "Котласский ЦСПСиД "Маяк", ОДН ОМВД России «Котласский» и родительским патрулем;
Ø проводит свою работу школьный Совет профилактики;
Ø осуществляет свою работу Школьная служба примирения;
Ø проводит работу Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (1 ноября 2017 г.)
Ø проводятся профилактические беседы ПАВ
(во взаимодействии с ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический диспансер, по понедельникам на классных часах);
Ø ежегодно корректируются социальные паспорта классов, школы;
Ø проводится мониторинг внутришкольного учета.
Особое внимание школа уделяет профилактике семейного неблагополучия на ранних этапах и предусматривает реализацию следующих мероприятий:
ü выявление семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке;
ü обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
ü осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей, социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
ü выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних;
ü привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи семье и детям (материальной, гуманитарной, психолого-педагогической,консультативной, реабилитационной).
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействие с ней, индивидуального подхода, с соблюдением конфиденциальности получения информации, поддержки органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение желаемого эффекта возможно лишь при условии привлечения субъектов профилактики для координации действий, принятия мер оперативного реагирования в целях повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Каждый субъект профилактики имеет свои специальные функции, и оптимизация взаимодействия состоит в своевременном подключении и использовании тех органов и учреждений, которые наиболее актуальны для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Одна из основных целей специалистов, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. А так же для полной реабилитации семей и детей.
Такая помощь необходима на всём этапе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, до снятия её с учета.
Несомненно, проблема семейного неблагополучия остается актуальной и требует постоянного межведомственного контроля и взаимодействия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.