ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

  • docx
  • 06.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Взаимодействие с субъектами профилактики.docx

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ШКОЛЫ  С ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
 И  СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

                                                                                                                                                                                                  

                                                                                              М.А. Махина

                                                     социальный педагог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»  

               г. Котласа, Архангельской области

 

     Сегодня семье уделяется пристальное внимание со стороны государства и всех социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания. Это объясняется пониманием того, что семье принадлежит приоритет в воспитании детей. Недостатки семейного воспитания можно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с особенностями ситуации в семье и осуществляются в рамках межведомственного взаимодействия.

     Межведомственное взаимодействие — одно из главных направлений органов и учреждений системы профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей.

        l20 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет круг субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия являются:

орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище, и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

орган опеки и попечительства – о выявленных несовершеннолетних,  оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующих их воспитанию;

орган  управления социальной защиты населения  - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также  о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из  детских домов, школ-интернатов и других учреждений  либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

орган  по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и   туризма – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи организации отдыха, досуга, занятости.

Каждый вышеперечисленный субъект профилактики осуществляет отдельные функции в рамках своей компетенции.

         

 

В нашей школе сложилась система работы, направленная на  профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия:

Ø ежегодно составляем и реализуем план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений во взаимодействии с ОМВД России «Котласский»;

Ø ведется банк данных внутришкольного учета  детей группы «риска» и социально неблагополучных семей;

Ø составляется план  индивидуально профилактической работы (ИПР) с ГР и СОП;

Ø направляем предложения к межведомственному плану, в работе с семьями городского учета  в ГБКУ АО "Котласский ЦСПСиД "Маяк";

Ø ведутся личные дела на семьи, требующие особого внимания (социально неблагополучные);

Ø организуем совместные рейды посещения семей (с классными руководителями, ООиП, ГБКУ АО "Котласский ЦСПСиД "Маяк", ОДН ОМВД России «Котласский» и родительским  патрулем;

Ø проводит свою работу  школьный Совет профилактики; 

Ø осуществляет свою работу Школьная служба примирения;

Ø  проводит  работу Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (1 ноября 2017 г.)

Ø проводятся профилактические беседы ПАВ

(во взаимодействии с ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический  диспансер, по понедельникам на классных часах);

Ø ежегодно корректируются социальные паспорта классов, школы;

Ø проводится мониторинг внутришкольного учета.

Особое внимание школа уделяет  профилактике  семейного неблагополучия на ранних этапах и предусматривает реализацию следующих мероприятий:

ü выявление семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке;

ü обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

ü осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей, социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

ü выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних;

ü привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи семье и детям (материальной, гуманитарной, психолого-педагогической,консультативной, реабилитационной).

 Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействие с ней, индивидуального подхода, с соблюдением конфиденциальности получения информации, поддержки органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

  Достижение желаемого эффекта возможно лишь при условии привлечения  субъектов профилактики для координации  действий, принятия мер оперативного реагирования в целях повышения ответственности родителей за воспитание детей.

   Каждый субъект профилактики имеет свои специальные функции, и оптимизация взаимодействия состоит в своевременном подключении и использовании тех органов и учреждений, которые наиболее актуальны для предупреждения  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.    

   Одна из основных целей специалистов, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. А так же для полной реабилитации семей и детей.

 Такая помощь необходима на всём этапе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, до снятия её с учета.

Несомненно, проблема семейного неблагополучия остается актуальной и требует постоянного межведомственного контроля и взаимодействия.