Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в театральном кружке «Золотой ключик»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Задача любого педагога, в том числе и педагога дополнительного образования, создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения обучающихся, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
На занятиях в театральном кружке применяются следующие здоровье сберегающие технологии:
Улыбкотерапия. На занятиях очень важна улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок говорит и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии – вот три основных кита театрального искусства, на которых строится образовательный процесс в театральном кружке.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Ритмотерапия. Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях можно применять музыкально-ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых) и, активизируя организм детей в целом, способствуют улучшению здоровья.
Терапия творчеством. Фольклор – это естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей, эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей.
Основную долю здоровьесберегающих мероприятий составляют дыхательные упражнения. Дыхание – неотъемлемая часть функциональной речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса и артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Работа над развитием речевого дыхания стимулирует функции речевого аппарата, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпо - ритмические характеристики речи.
При выполнении дыхательных упражнений следует учитывать следующие правила:
Результатом использования упражнений является сформированный стереотип правильного дыхания. Систематические занятия помогают закрепить у детей энергетический, экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, нельзя не отметить лечебные свойства отдельных звуков, произносимых голосом, о которых знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
Гласные звуки:
Звукосочетания:
Согласные звуки:
На занятиях театральном кружке обучающиеся не просто овладевают техникой дыхания и успешно используют различные здоровьесберегающие методы, но и учатся красиво двигаться, строить мизансцены, создавать и показывать собственные импровизации, смело держаться перед зрителями. В процессе этой интересной и творческой работы происходит становление всесторонне развитой личности, осознание себя нужным и востребованным в жизни человеком. Ребенок освобождается от психологических преград, начинает стремиться к лучшему и отвлекается от негативного, что в свою очередь формирует не просто физически здоровое тело, но и психологически здоровую душу и сильный дух. А это, как известно, основная задача любого педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.