инновационные формы и методы работы:
• Анкетирование (при подготовке к собраниям, семинарам, круглым столам, консультациям, при выпуске буклетов)
• "Круглый стол" по любой теме, семинары – практикумы, мастер- классы. ( По выбору родителей, которые указывают темы для обсуждения при анкетировании в начале или конце учебного года).
• Тематические выставки, фотовыставки, выставки совместного творчества родителей и детей. (По теме недели).
• Консультации специалистов; (по желанию родителей)
• Семейные спортивные встречи, дни здоровья, «Папа – мама - я- спортивная семья», походы. (пропаганда здорового образа жизни, привлечение родителей к образовательной деятельности, совместному активному отдыху)
• Открытые занятия для просмотра родителей. (Открытость образования)
• Конкурсы семейных талантов:
«Минута славы» - ежегодно в апреле месяце, «Семья года»-1 раз в 3 года, «А ну-ка бабушки»- 1 раз в 3 года, «А ну-ка мамочки», «Мисс детского сада» (распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций)
• День открытых дверей. (Вовлечение родителей в образовательную деятельность). Проводим ежегодно в феврале месяце. Родители принимают активное участие в совместной деятельности( рисуют, лепят, поют, делают зарядку и т. д)
• Сайт ДОУ и группы. (Открытость и доступность, информирование родителей или (законных представителей) о жизни детей в детском саду и группе).
• «Осенняя ярмарка» (активное привлечение родителей с жизни группы и детского сада, сбор средств на нужды группы.) проводим ежегодно.
«Активные формы взаимодействия с семьей при реализации ФГОС ДО»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта
большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных
принципов дошкольного образования является:
сотрудничество Организации с семьей и приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение
психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
В ФГОС говорится что «Работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности
семьи».
Также в нем сформулированы и требования по взаимодействию работы
Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из
принципов дошкольного образования является сотрудничество
Образовательной Организации с семьёй, а «ФГОС ДО является основой для
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
Одним из требований к психологопедагогическим условиям является
требование обеспечения психологопедагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители
(законные представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы Образовательной Организации, формируемой
участниками образовательных отношений с учётом образовательных
потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов»
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед детским
дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития личности ребенка».
. В соответствии с ФГОС «Детский сад обязан: информировать родителей
(законных представителей) и общественность относительно целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
Обеспечить открытость дошкольного образования: Создавать условия для
участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) ввоспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией проектов».
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей.
Это учет индивидуальности ребенка.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном
возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему
необходимо.
Одним из главных направлений работы нашего учреждения является активное
сотрудничество с родителями. Взаимодействие воспитателей и родителей
главным образом направлено на решение задачи объединения усилий семьи и
детского сада для воспитания и развития ребёнка.
Я, со своей стороны, планомерно и активно распространяю педагогические
знания среди родителей, оказываю практическую помощь в воспитании детей
и способствую вовлечению родителей в образовательную деятельность.
Для этого использую разнообразные формы работы:
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использую
инновационные формы и методы работы:
Анкетирование (при подготовке к собраниям, семинарам, круглым
столам, консультациям, при выпуске буклетов)
"Круглый стол" по любой теме, семинары – практикумы, мастер
классы. ( По выбору родителей, которые указывают темы для
обсуждения при анкетировании в начале или конце учебного года).
Тематические выставки, фотовыставки, выставки совместного
творчества родителей и детей. (По теме недели).
Консультации специалистов; (по желанию родителей)
Семейные спортивные встречи, дни здоровья, «Папа – мама я
спортивная семья», походы. (пропаганда здорового образа жизни,
привлечение родителей к образовательной деятельности, совместному
активному отдыху)
Открытые занятия для просмотра родителей. (Открытость
образования)
Конкурсы семейных талантов:«Минута славы» ежегодно в апреле месяце, «Семья года»1 раз в 3 года, «А
нука бабушки» 1 раз в 3 года, «А нука мамочки», «Мисс детского сада»
(распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций)
День открытых дверей. (Вовлечение родителей в образовательную
деятельность). Проводим ежегодно в феврале месяце. Родители
принимают активное участие в совместной деятельности( рисуют,
лепят, поют, делают зарядку и т. д)
Сайт ДОУ и группы. (Открытость и доступность, информирование
родителей или (законных представителей) о жизни детей в детском саду
и группе).
«Осенняя ярмарка» (активное привлечение родителей с жизни группы
и детского сада, сбор средств на нужды группы.) проводим ежегодно.
В свою работу с родителями включаю формы работы с использованием
современных приемов подачи информации; презентации, видеозаписи
организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей,
слайд – шоу на родительских собраниях, семинарах – практикумах, круглых
столах, что вызывает большой интерес и восхищение со стороны родителей.
Семинарпрактикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где
предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и
практическое решение проблемы.
В рамках проекта «Умные игры» в средней группе, провела семинар
практикум для родителей. В ходе семинара родителям освещалась
теоретическая значимость развития логики, давались понятия логических
операций и какие игры способствуют развитию логики. Практическая часть
включала обучение родителей играм и упражнениям, которые они смогут
использовать в домашних условиях для развития логики, мышления своих
детей. В конце семинарапрактикума была проведена рефлексия в виде игры
для выявления удовлетворенности родителей, проведенным семинаром
практикумом. Я предложила схему дома, стикеры и предложила родителям
оценить работу семинара и полезность информации.
Фундамент полезная информация
Окнане очень полезная информация
Дым из трубы бесполезная информация.
Все стикеры были положены в фундамент дома, что свидетельствовало о том,
что семинар прошел плодотворно.
При подготовке родительских собраний, часто провожу анкетирование с
целью выявления компетентности родителей по теме собрания, круглого
стола или семинара. Проводила анкетирование по теме: «Удовлетворенность
ДОУ» с целью: изучить сферу сотрудничества семьи и детского сада в
воспитании детей.Анализ анкетирования показывает высокую удовлетворенность родителей
педагогами и работой детского сада в целом. Результаты анкетирования
находят свое отражение в планировании работы с родителями.
В своей группе я ежегодно разрабатываю перспективный план по работе с
родителями, а так же совместной деятельности родителей и воспитанников.
Мероприятия составляю таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ и
потребностям родителей.
Одной из актуальных активных форм работы с родителями в ходе реализации
ФГОС ДО является вовлечение родителей в проектную деятельность
детского сада и группы.
Я активно вовлекаю родителей своей группы в проектную деятельность,
которая является одной из привлекательных и результативных форм
совместной деятельности дошкольников и взрослых. Как правило, любой
проект, как маленький, на уровне группы, на уровне ДОУ, так и масштабный,
включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации
проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и
поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и
становятся непосредственными участниками образовательного процесса,
обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и
удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная
деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей,
воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою
деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению
отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Совместно с родителями мною были реализованы проекты:
При использовании нетрадиционных, интерактивных способов
взаимодействия, родители моей группы стали активно принимать участие в
«Этот загадочный Космос»
«Этот День Победы»
«Мой дом моя улица»
«70 лет – Победы»
«Кладовые природы» (Проект по здоровье сбережению на уровне ДОУ)
«Моя родословная»
«Все работы хороши»
«Моя республика Коми»
Исследовательские проекты:
«Секреты березы»,
«Откуда берется электричество?»,
«Где живет вода?»,
«Хитрых следов сплетение»,
«Я расту»
«Мой день рождения»жизни группы и участвовать во всех культурно – массовых мероприятиях,
проектах, творческих выставках, конкурсах , ярмарках .
Планомерная работа с родителями и использование нетрадиционных методов
организации интерактивного взаимодействия с родителями находит свое
отражение в увеличении количества семей, вовлеченных в образовательный
процесс. Это объясняется возросшим интересом родителей к жизни в группе,
и желанием принимать участие в совместных мероприятиях. Родители с
удовольствием наблюдают, как дети подолгу и с увлечением рассматривают
их совместные работы, гордятся своими родителями. Они рассказывают
сверстникам, как они принимали в этом участие.
Совместные праздники, мероприятия и развлечения служат итогом
проделанной работы. Результат моей работы положительное отношение
родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую
деятельность, заинтересованное участие в воспитательнообразовательном
процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых
федеральных государственных образовательных стандартов позволяет
организовать совместную деятельность детского сада и семьи более
эффективно.
Активное привлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, помогает
мне эффективно решать, поставленные передо мной, задачи. Таким образом,
используя разные и активные формы работы с семьей, я отмечаю повышенный
интерес родителей с жизни группы и детского сада, что можно наблюдать по
возросшему количеству семей, принимавших участие в различных совместных
мероприятиях на уровне группы, детского сада и всероссийском уровне и
вовлечение семей, раннее не принимавших активного участия. Родители моей
группы активны, отзывчивы, общительны, доброжелательны.