Взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • docx
  • 17.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление 16.02.2021 г..docx

Взаимодействия субъектов профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

                                                                                                                                                                                                  

                                                                                              М.А. Махина

                                                     социальный педагог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»  

               г. Котласа, Архангельской области

        Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро.  Перед школой стоит  задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.      

        Основными  задачами  деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности,  

  правонарушений,  антиобщественных действий  

  несовершеннолетних, выявление и устранение  

  причин  и условий способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов 

  несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация  

  несовершеннолетних, находящихся в социально-  

  опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения

  несовершеннолетних в совершение преступлений и

  антиобщественных действий.

 

         Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействие с ней, индивидуального подхода, с соблюдением конфиденциальности получения информации, поддержки органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В работе социального педагога важную роль занимает  межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Межведомственное взаимодействие в настоящее время – одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей.

           При осуществлении деятельности социальный педагог опирается  на нормативно правовую базу. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 (Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).

 

          Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На территории городского округа Архангельской области «Котлас» к субъектам профилактики правонарушений и безнадзорности относятся:

орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище, и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

орган опеки и попечительства – о выявленных несовершеннолетних,  оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующих их воспитанию;

орган  управления социальной защиты населения  - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также  о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из  детских домов, школ-интернатов и других учреждений  либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

орган  по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и   туризма – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

 (Котласская межрайонная прокуратура; Комиссия   по делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  администрации городского округа Архангельской области «Котлас»; Отдел опеки и попечительства управления по социальным вопросам администрации городского округа Архангельской области «Котлас»;  ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»; ОМВД России «Котласский; ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический  диспансер); Комитет образования администрации городского округа Архангельской области «Котлас»; учреждения дополнительного образования культуры,  спорта и туризма); ЦВСНП (центр временной изоляции несовершеннолетних подростков).

            Должностные лица, родители несовершеннолетних (или лица их заменяющие) несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

            В нашей школе сложилась система работы, направленная на  профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Ø ежегодно составляем и реализуем план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений во взаимодействии с ОМВД России «Котласский»;

Ø ведется банк данных внутришкольного учета  детей группы «риска» и социально неблагополучных семей;

Ø составляется план  индивидуально профилактической работы (ИПР) с ГР и СОП;

Ø направляем предложения к межведомственному плану, в работе с семьями городского учета  в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»;

Ø ведутся личные дела на семьи, требующие особого внимания (социально неблагополучные);

Ø организуем совместные рейды посещения семей (с классными руководителями, ООиП, КСРЦН «Маяк», ОДН ОМВД России «Котласский» и родительским  патрулем);

Ø проводит свою работу  школьный Совет профилактики (завучи: по УР; ВР; социальный педагог, психолог);

Ø  осуществляет свою работу Школьная служба примирения;

Ø  проводит  работу Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (1 ноября 2017 г.)

Ø проводятся профилактические беседы ПАВ

(во взаимодействии с ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический  диспансер, по понедельникам на классных часах);

Ø ежегодно корректируются социальные паспорта классов, школы;

Ø проводится мониторинг внутришкольного учета.

ГРАФИК

внутришкольного учета

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

обучающихся «группы риска» и социально-неблагополучных семей

в сравнении за последние 3 года

ГРУППА РИСКА

   

       СЕМЬИ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

                                                     ОДН

 

     Особое внимание школа уделяет  профилактике  семейного неблагополучия на ранних этапах.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия предусматривает реализацию следующих мероприятий:

ü выявление семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке;

ü обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

ü осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей, социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

ü выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних;

ü привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи семье и детям (материальной, гуманитарной, психолого-педагогической, консультативной, реабилитационной).

  Достижение желаемого эффекта возможно лишь при условии привлечения  субъектов профилактики для координации  действий, принятия мер оперативного реагирования в целях повышения ответственности родителей за воспитание детей.

   Каждый субъект профилактики имеет свои специальные функции, и оптимизация взаимодействия состоит в своевременном подключении и использовании тех органов и учреждений, которые наиболее актуальны для предупреждения  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.    

   Одна из основных целей специалистов, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. А так же для полной реабилитации семей и детей.

 Такая помощь необходима на всём этапе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, до снятия её с учета.