Взаимодействия субъектов профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
М.А. Махина
социальный педагог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
г. Котласа, Архангельской области
Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений, антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация
несовершеннолетних, находящихся в социально-
опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений и
антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействие с ней, индивидуального подхода, с соблюдением конфиденциальности получения информации, поддержки органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В работе социального педагога важную роль занимает межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Межведомственное взаимодействие в настоящее время – одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей.
При осуществлении деятельности социальный педагог опирается на нормативно правовую базу. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 (Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На территории городского округа Архангельской области «Котлас» к субъектам профилактики правонарушений и безнадзорности относятся:
орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище, и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
орган опеки и попечительства – о выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующих их воспитанию;
орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
орган по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
(Котласская межрайонная прокуратура; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа Архангельской области «Котлас»; Отдел опеки и попечительства управления по социальным вопросам администрации городского округа Архангельской области «Котлас»; ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»; ОМВД России «Котласский; ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический диспансер); Комитет образования администрации городского округа Архангельской области «Котлас»; учреждения дополнительного образования культуры, спорта и туризма); ЦВСНП (центр временной изоляции несовершеннолетних подростков).
Должностные лица, родители несовершеннолетних (или лица их заменяющие) несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В нашей школе сложилась система работы, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Ø ежегодно составляем и реализуем план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений во взаимодействии с ОМВД России «Котласский»;
Ø ведется банк данных внутришкольного учета детей группы «риска» и социально неблагополучных семей;
Ø составляется план индивидуально профилактической работы (ИПР) с ГР и СОП;
Ø направляем предложения к межведомственному плану, в работе с семьями городского учета в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»;
Ø ведутся личные дела на семьи, требующие особого внимания (социально неблагополучные);
Ø организуем совместные рейды посещения семей (с классными руководителями, ООиП, КСРЦН «Маяк», ОДН ОМВД России «Котласский» и родительским патрулем);
Ø проводит свою работу школьный Совет профилактики (завучи: по УР; ВР; социальный педагог, психолог);
Ø осуществляет свою работу Школьная служба примирения;
Ø проводит работу Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (1 ноября 2017 г.)
Ø проводятся профилактические беседы ПАВ
(во взаимодействии с ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический диспансер, по понедельникам на классных часах);
Ø ежегодно корректируются социальные паспорта классов, школы;
Ø проводится мониторинг внутришкольного учета.
ГРАФИК
внутришкольного учета
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»
обучающихся «группы риска» и социально-неблагополучных семей
в сравнении за последние 3 года
ГРУППА РИСКА
СЕМЬИ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
ОДН
Особое внимание школа уделяет профилактике семейного неблагополучия на ранних этапах.
Ранняя профилактика семейного неблагополучия предусматривает реализацию следующих мероприятий:
ü выявление семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке;
ü обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
ü осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей, социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
ü выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних;
ü привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи семье и детям (материальной, гуманитарной, психолого-педагогической, консультативной, реабилитационной).
Достижение желаемого эффекта возможно лишь при условии привлечения субъектов профилактики для координации действий, принятия мер оперативного реагирования в целях повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Каждый субъект профилактики имеет свои специальные функции, и оптимизация взаимодействия состоит в своевременном подключении и использовании тех органов и учреждений, которые наиболее актуальны для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Одна из основных целей специалистов, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. А так же для полной реабилитации семей и детей.
Такая помощь необходима на всём этапе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, до снятия её с учета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.