ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Башта В.А.
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №28 с УИОП имени А.А.Угарова»
г. Старый Оскол, Белгородской области
Для полноценного и гармоничного развития, обучающегося очевидно, что необходимо не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым и сильным. Правильное преподавание предмета делает его интересным и способствует формированию характера школьника. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры. Для достижения результата при работе с учащимися, не зависимо урок ли это по физкультуре или внеклассное мероприятие, необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения физического развития обучающихся.
Заметим, что уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в спортзале, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. Интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят баскетбол, футбол, другие - гимнастику, акробатику, лёгкую атлетику, плавание. Есть и такие, которых не интересует ни один вид упражнений, они неохотно идут на занятия, по всякому поводу и без повода уклоняются от них. Кроме того, школьники приходят на урок с различной степенью возбуждения в зависимости от психологического состояния. При всём разнообразии данных в характеристики обучающихся класса от всех требуется внимание к предстоящим занятиям. Увлечь единой целью каждого из учеников, настроенных по-разному, - дело нелёгкое, многие учителя испытывают при этом немалые затруднения. На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры и необходимо организовать класс как рабочую группу.
Особое внимание учитель должен уделить созданию в классном коллективе здорового, так сказать «психологического климата», атмосферы взаимопомощи, чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к ученикам на уроке. Среди них такие «мелочи» как: определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания, способ складывания снятой одежды, обуви); порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в начале и конце урока; подготовка и отдача рапорта учителю о готовности класса к занятию; соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов; организованный уход с занятия. Справиться с такой организацией обучающихся легче, когда класс представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся. Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так называемых трудных учеников. Нередки случаи, когда благодаря правильно подобранным общественным функциям для таких учеников, доверию в работе на уроках физической культуры трудные дети становились более дисциплинированными. И это закономерно. Дисциплина - это результат воспитания.
Таким образом, для успешного проведения урока, овладения вниманием класса и в то же время для педагогического воздействия на детей учитель должен вести определённую работу, добиваясь, чтобы класс представлял собой хорошо организованную группу. Важное в этой работе - создание физкультурного актива, на который учитель мог бы надёжно опереться, предусматривающих взаимную проверку и помощь учеников друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким относится способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и по заранее указанным учителем критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания учителя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше освоить технику и в то же время отлично осваивают её сами. Воспитывая, таким образом, у детей «умную» активность и инициативу, постепенно усложняя задания, педагог готовит детей к выполнению обязанностей групповода, без чего невозможно успешно проводить занятия групповым способом.
При разделении класса на группы необходимо также привлекать всех учеников к наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют задание на перекладине, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке, наблюдают. Старший в группе страхует и также подмечает положительное и отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, ученик выслушивает замечания. Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим подопечным, когда тот упражняется и помогает ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой, которую корректирует учитель, обязательно аргументируя окончательный балл. Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь ученики наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение на лыжне и т. п.
Содействуют воспитанию активности и инициативы и другие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Например, учеников, отставших в овладении кувырком вперёд, выделяют в небольшую группу, отводят им гимнастичекий мат и назначают руководителя из числа лучших «акробатов» класса. Ставится условие: как только у отстающего получится кувырок вперёд, этот ученик переходит из группы отставших в основную и выполняет акробатические упражнения вместе со всем классом. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников: каждому хочется поскорее догнать товарищей.
Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а вместе с тем ученики получают необходимые знания и умения для самостоятельных занятий. Лучшей организацией самостоятельного выполнения учебных заданий под контролем групповода способствует применение наглядных пособий (особенно учебных карточек) и технических средств точной информации о правильном выполнении движений. Таковы организационные приёмы взаимообучения в системе «ученик - ученик». Но чтобы оно проходило успешно, необходимо вооружать учеников (и в первую очередь тех, кто в конкретный момент исполняет роль групповода) критериями правильного выполнения, средствами исправления допускаемых ошибок.
Для грамотного проведения урока по физической культуре, необходимо быть не только осведомлённым о физическом состоянии обучающихся, но и уметь составлять правильные программы обучения в зависимости от возраста школьника. Для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем помощники оптимизируют его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам. Особенно подчеркнем, что учитель должен уделять внимание тем замечаниям, которые он может сделать своим помощникам, так как неосторожная критика в их адрес может привести к потери авторитета среди сверстников и повлиять на выполнение заданий. Общее физическое развитие обучающихся поправляется и благодаря дням отдыха, проводимым внеурочное время. Такие дни развивают у ребят интерес к спортивным играм. Укрепляют организм, закаляют его. Таким образом, умение правильно использовать организаторские способности и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между учителем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающий стать детям (подросткам) сильными, ловкими и здоровыми.
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.