ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оценка 5

ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оценка 5
doc
10.06.2021
ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Взаимообучение на уроках физ-ры.doc

ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Башта В.А.

 учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №28 с УИОП имени А.А.Угарова»

г. Старый Оскол, Белгородской области

        Для полноценного и гармоничного развития, обучающегося очевидно, что необходимо не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым и сильным. Правильное преподавание предмета делает его интересным и способствует формированию характера школьника. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры. Для достижения результата при работе с учащимися, не зависимо урок ли это по физкультуре или внеклассное мероприятие, необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения физического развития обучающихся.

        Заметим, что уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в спортзале, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. Интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят баскетбол, футбол, другие - гимнастику, акробатику, лёгкую атлетику, плавание. Есть и такие, которых не интересует ни один вид упражнений, они неохотно идут на занятия, по всякому поводу и без повода уклоняются от них. Кроме того, школьники приходят на урок с различной степенью возбуждения в зависимости от психологического состояния. При всём разнообразии данных в характеристики обучающихся класса от всех требуется внимание к предстоящим занятиям. Увлечь единой целью каждого из учеников, настроенных по-разному, - дело нелёгкое, многие учителя испытывают при этом немалые затруднения. На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры и необходимо организовать класс как рабочую группу.

        Особое внимание учитель должен уделить созданию в классном коллективе здорового, так сказать «психологического климата», атмосферы взаимопомощи, чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к ученикам на уроке. Среди них такие «мелочи» как: определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания, способ складывания снятой одежды, обуви); порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в начале и конце урока; подготовка и отдача рапорта учителю о готовности класса к занятию; соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов; организованный уход с занятия. Справиться с такой организацией обучающихся легче, когда класс представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся. Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так называемых трудных учеников. Нередки случаи, когда благодаря правильно подобранным общественным функциям для таких учеников, доверию в работе на уроках физической культуры трудные дети становились более дисциплинированными. И это закономерно. Дисциплина - это результат воспитания.

        Таким образом, для успешного проведения урока, овладения вниманием класса и в то же время для педагогического воздействия на детей учитель должен вести определённую работу, добиваясь, чтобы класс представлял собой хорошо организованную группу. Важное в этой работе - создание физкультурного актива, на который учитель мог бы надёжно опереться, предусматривающих взаимную проверку и помощь учеников друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким относится способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и по заранее указанным учителем критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания учителя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше освоить технику и в то же время отлично осваивают её сами. Воспитывая, таким образом, у детей «умную» активность и инициативу, постепенно усложняя задания, педагог готовит детей к выполнению обязанностей групповода, без чего невозможно успешно проводить занятия групповым способом.

        При разделении класса на группы необходимо также привлекать всех учеников к наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют задание на перекладине, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке, наблюдают. Старший в группе страхует и также подмечает положительное и отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, ученик выслушивает замечания. Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим подопечным, когда тот упражняется и помогает ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой, которую корректирует учитель, обязательно аргументируя окончательный балл. Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь ученики наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение на лыжне и т. п.

        Содействуют воспитанию активности и инициативы и другие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Например, учеников, отставших в овладении кувырком вперёд, выделяют в небольшую группу, отводят им гимнастичекий мат и назначают руководителя из числа лучших «акробатов» класса. Ставится условие: как только у отстающего получится кувырок вперёд, этот ученик переходит из группы отставших в основную и выполняет акробатические упражнения вместе со всем классом. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников: каждому хочется поскорее догнать товарищей.

        Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а вместе с тем ученики получают необходимые знания и умения для самостоятельных занятий. Лучшей организацией самостоятельного выполнения учебных заданий под контролем групповода способствует применение наглядных пособий (особенно учебных карточек) и технических средств точной информации о правильном выполнении движений. Таковы организационные приёмы взаимообучения в системе «ученик - ученик». Но чтобы оно проходило успешно, необходимо вооружать учеников (и в первую очередь тех, кто в конкретный момент исполняет роль групповода) критериями правильного выполнения, средствами исправления допускаемых ошибок.

        Для грамотного проведения урока по физической культуре, необходимо быть не только осведомлённым о физическом состоянии обучающихся, но и уметь составлять правильные программы обучения в зависимости от возраста школьника. Для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем помощники оптимизируют его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам. Особенно подчеркнем, что учитель должен уделять внимание тем замечаниям, которые он может сделать своим помощникам, так как неосторожная критика в их адрес может привести к потери авторитета среди сверстников и повлиять на выполнение заданий. Общее физическое развитие обучающихся поправляется и благодаря дням отдыха, проводимым внеурочное время. Такие дни развивают у ребят интерес к спортивным играм. Укрепляют организм, закаляют его. Таким образом, умение правильно использовать организаторские способности и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между учителем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающий стать детям (подросткам) сильными, ловкими и здоровыми.

 

Литература

 

  1. Мальгинова Г. Д. ««Час здоровья» в системе физического воспитания школьников», Холмск, 1998 год.
  2. Шарабакин Н.И., Бервинова Н.С., Мамытов A.M. Педагогической контроль за уроками физического воспитания. Бишкек, 1992. 35 с.

ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

ВЗАИМООБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

К таким относится способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары

К таким относится способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары

Общее физическое развитие обучающихся поправляется и благодаря дням отдыха, проводимым внеурочное время

Общее физическое развитие обучающихся поправляется и благодаря дням отдыха, проводимым внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021