Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева Цель урока: обобщить философские взгляды В. П. Астафьева на взаимоотношения природы и человека; определить место человека в мире. Задачи урока: 1. Создать эмоциональное поле и актуализировать знания, полученные учащимися на других уроках. 2. Создать условия для систематизации и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний. 3. Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания. Ход урока. На организационном этапе урока учащиеся рассаживаются по группам для ролевой игры, каждой группе предлагаются название-роль, вопросы к тексту, бумага и фломастеры для создания модели мира (в рисунке, в схеме или в графике – как удобно или больше нравится членам группы).
Иконка файла материала Взаимоотношения человека и природы.doc
Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева Цель урока: обобщить философские взгляды В. П. Астафьева на взаимоотношения природы и человека;  определить место человека в мире. Задачи урока: 1. Создать эмоциональное поле и актуализировать знания, полученные учащимися на других уроках. 2. Создать условия для систематизации и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний. 3. Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания. Ход урока. На организационном этапе урока учащиеся рассаживаются по группам для ролевой игры, каждой группе  предлагаются название­роль, вопросы к тексту, бумага и фломастеры для создания модели мира (в рисунке, в  схеме или в графике – как удобно или больше нравится членам группы). Крайне важно до начала работы учащихся в группах объяснить (или напомнить) детям правила совместной  деятельности:     Каждая группа имеет свое название, символ или эмблему. Каждая группа имеет на столе полный набор вопросов, заданных для всех групп, но готовит ответы  только на те, которые соответствуют названию данной группы. В процессе создания коллективного интеллектуального продукта необходимо принимать любое мнение,  внимательно выслушивать каждого члена группы. Временные рамки: подготовка группы к ответу – 10­15 минут; ответ – 3­7 минут; вопросы «Философов» –  2­4 минуты.  После выступления своей группы внимательно выслушать остальных и в любой момент присоединиться к  поиску ответа на вопрос “Каково место человека в мире?”.  Надо принять условия ролевой игры и настроиться на работу. На доске записана тема урока, цитата из рассказа В. П. Астафьева “Капля”: “Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали,  поцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались…” В качестве эпиграфа можно также использовать следующую цитату: “…Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами…” В. П. Астафьев. Вступительное слово учителя: Мы с вами, как деревья из почвы, вырастаем из XX века, сложного, бурного, яркого – очень разного. Этот век  подарил нам много доброго, но не обделил и проблемами. С творчеством В. П. Астафьева мы начали знакомиться еще с 5 класса. Какая тема проходит через все  произведения писателя? Безусловно, взаимоотношения человека и природы, нарушение, разрыв их тесной  связи, в результате которого происходит нравственное оскудение человека и увеличение катаклизмов в  природе, ­ одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева и одна из основных проблем, оставленных нам в  наследство XX веком. И сегодня, еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с  точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, попытаемся определить место человека в этом  мире. Для этого мы будем опираться на уже знакомые вам произведения писателя и на только что прочитанныевами рассказы “Капля” и “Царь­рыба” из книги В. П. Астафьева “Царь­раба”. Однако совсем не исключено  использование вами другого художественного материала и собственного опыта. На этапе обобщения и систематизации знаний предлагаю ученикам ответить на ряд вопросов: 1. Что есть природа для человека? 2. Помогает ли она людям осознать свое место в жизни? 3. Какими путями приходит человек к пониманию своего места в мире? Всегда ли люди выбирают наиболее  простой путь? От чего это зависит? В результате беседы приходим к выводу, что есть 2 пути к осознанию человеком своего места в жизни: через  причастность к красоте, к гармонии с природой, к ее высокой одухотворенности и через трагедию, страх смерти. Эти два пути проходят герои Астафьева в книге “Царь­рыба”. Далее предлагаю учащимся поработать в группах с целью выявления противоречий, возникших между  человеком и природой, и рассмотрения проблем с разных точек зрения. Деятельность в группах: ответы на  предлагаемые вопросы с учетом названия группы, отношение к выступлению других, создание своей модели  мира и человека в этом мире. 1 группа “Мы ­ чужие люди”. 1. Представьте круг героев, чуждых природе. 2. Как автор дает понять читателю, что тот или иной персонаж чужд природе? 3. Как к этим людям относится природа? 4. Какие качества характера особенно неприятны в этих людях? 5. Почему у многих из них нет даже имен? 2 группа “Мы ­ свои люди”. 1. Кем в тексте представлены “свои” люди? 2. Какие личностные качества помогают человеку стать ближе к природе? 3. Каково отношение природы к этим людям? Чему она их учит? Какие тайны может открыть? 4. Можем ли мы считать Игнатьича “своим” для природы человеком? 3 группа “Я ­ природа”. 1. Определите круг героев, которыми представлена природа. 2. Проследите поведение собак в рассказе “Капля”. Как с помощью эпитетов автор помогает нам понять,  что они очень похожи на людей? 3. На чем сосредотачивает внимание автор, описывая царь­рыбу? 4. Как относится природа к людям? Почему она, по Астафьеву, единственный судья? 5. Покажите на примере из текста красоту и одухотворенность природы. 6. Какие изобразительно­выразительные средства языка использует автор при создании образов рек,  речушек, рыб, животных, птиц? 7. Подготовьте Слово Природы, обращенное к человеку. 4 группа “Я ­ автор”. 1. Как мы ощущаем присутствие автора в тексте (философские отступления, юмор, отношение к героям)? 2. Кто или что является идеалом для автора? 3. Устами какого героя говорит автор в рассказах? 4. Как в тексте проявляется гражданская позиция автора по отношению к поднимаемой проблеме? 5 группа “Философы”. 1. Внимательно выслушайте выступления членов каждой группы. 2. Попытайтесь с помощью вопросов уточнить, углубить, обобщить рассматриваемую тему. При обсуждении проблемы стоит обратить внимание учащихся на следующие моменты:  С чем борется Игнатьич в себе, в своей душе? Что помогает ему осознать природа? На одном крючке царь­рыба и человек – царь природы…  При каких условиях человек становится зверем?  Почему человек выбирает более трагичный путь к осознанию своего места в жизни?  На какие общечеловеческие ценности соответствует нам опираться Астафьев, чтобы обрести и  сохранить гармонию с окружающим миром? На этапе подведения итогов учащиеся представляют созданные ими модели мира, отвечая на вопрос “Каково  место человека в этом мире?” и оговаривают общечеловеческие ценности и традиции, на которые советует нам  опираться в жизни В. П. Астафьев: Память. История. Традиции. Нравственность. Культура. В качестве домашней работы предлагаю отрефлексировать произошедшее с каждым из детей на уроке в  форме письменной работы на тему “Я и живой мир вокруг”.

Посмотрите также